научная статья по теме ФЕНОМЕН УТОПИЗМА: КРИЗИС ОБЩЕСТВА И ПОИСК ПУТЕЙ ВЫХОДА Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ФЕНОМЕН УТОПИЗМА: КРИЗИС ОБЩЕСТВА И ПОИСК ПУТЕЙ ВЫХОДА»

Социальная философия

Кальней М.С., аспирант Московского государственного института электронной техники

ФЕНОМЕН УТОПИЗМА: КРИЗИС ОБЩЕСТВА И ПОИСК ПУТЕЙ ВЫХОДА

Кризис общества подразумевает под собой как смену экономического и технологического базиса общества, так и смену мировоззренческих систем. Текущие события в мире показывают необходимость в диалектическом преодолении существенных элементов, препятствующих дальнейшему развитию общества, формировании новых специфических способов их преодоления, в выработке новых целей для общества. Формирование новых целей для общества неизбежно включает в себя и элемент утопизма, являющегося реакцией на усиление противоречий в обществе.

Современное общество функционирует на индустриальной базе, при индивидуализме и рационализме как главных принципах, определяющих жизнедеятельность общества. Следовательно, причина кризиса общества может заключаться именно в данных определяющих деятельность современного западного общества факторах. Однако, опасен не индустриальный базис общества сам по себе и не принцип рациональности сам по себе. Негативным фактором служит скорее искаженное восприятие индустриальной базы и упрощенное понимание феномена рационализма. Возведение в догму какого-либо принципа неизбежно ведет к тому, что связи, являющиеся средством коммуникации превращаются в самоцель для общества. Это не может не означать искажения мировоззренческих систем общества. Таким образом, стремление к прибыли, являющееся средством обеспечения существования, становится самоцелью существования общества. Следовательно, средства, обеспечивающие максимально эффективное достижение данной цели воспринимаются как имеющие самостоятельную ценность, то есть мыслятся отчужденными от человека, а проблема отчуждения и составляет суть кризиса современного западного общества.

Не менее, если не более опасно и вульгаризированное понимание рациональности как сведение всех потребностей личности к утилитарным. В таком случае средства удовлетворения утилитарных потребностей воспринимаются как абсолютная ценность, а это и ведет к восприятию человеческой личности как «придатка» к техническим средствам. Абсолютизация индивидуализма в данных условиях с неизбежностью означает, что связи с техническими устройствами заметают межличностные связи, а это, вместе с возведением в абсолют утилитаризма, и ведет к тому, что личность становится своего рода «придатком» к техническому устройству.

Данные тенденции неизбежно ведут к тому, что главным источником общественных противоречий считается развитие индустриальной базы и рост индивидуализма в обществе. Возведение в догму рационализма и индивидуализма неизбежно влечет за собой возведение в догму иррационально-мистических, традиционалистских, коллективистских форм сознания. Традиционно такой формой сознания является религиозное сознание. Следовательно, закономерно возникновение утопии религиозного типа, проповедующей достижение любым путем общемирового господства радикальной формы ислама. Таким образом, допустимо считать реакционной утопией идеи, имеющие под собой религиозно-мистическую основу и требующие реанимации средневекового, феодального уклада жизни во всемирном масштабе.

В современном общественном сознании наиболее отчетливо прослеживаются противостоящие друг другу консервативная и реакционная утопия. Реакционная утопия характеризуется тем, что предлагает реанимацию отживших общественных отношений как выход из общественного кризиса. В свою очередь, консервативная утопия определяет наличествую-

щие общественные отношения как идеальные, наличествующий общественный строй - как окончательную точку процесса исторического развития. Для нынешнего общества консервативной утопией является классический либерализм. Данная система взглядов утверждает универсальность применения своих принципов, с перспективой неизбежного их распространения по всему миру. Претензии же на универсальность, не учитывающие различий в социокультурной среде - признак метафизичности, являющийся основным для утопии. Также классический либерализм отрицает возможность трансформации рыночной экономики в экономику иного типа. Объявление же какой-либо системы «венцом развития», не допускающее представлений о дальнейшем изменении системы также метафизично и является признаком утопии.

Столь же характерно и то, что сами рационально-логические системы, служащие базой классического либерализма возводятся в догму, не допускающую какого-либо критического анализа. Это делает до некоторой степени парадоксальной критику либералами марксизма как системы, основанной на догматах, не подлежащих сомнению, как «искаженной религии» XX века. Если претензии радикального ислама на универсальность господства как в пространстве, так и во времени, делающие данную систему взглядов реакционной утопией, изначально метафизичны как имеющие религиозно-мистическую основу, те же претензии на универсальность классического либерализма, предполагающего под собой научную основу, дают право воспринимать его как консервативную утопию.

Очевидно, что истинным выходом из современного глобального кризиса не может быть ни полный отказ от индустриальной базы и реанимация средневековья, ни сохранение общественных отношений, существующих на данной индустриальной базе. Для выхода из глобального кризиса необходима выработка нового отношения к индустриальному базису общества. В этом отношении примечательна эволюция либерализма. Классический либерализм, превращаясь в консервативную утопию, уступает в общественном сознании место неолиберализму. В свою очередь, неолиберализм предполагает государственное регулирование экономики с целью поддержания неутилитарных областей человеческой деятельности (искусство, наука, благотворительность). Вмешательство же государственных органов в экономическую деятельность не может не означать некоторого отхода от догматов рыночной экономики. Кроме того, рост государственного регулирования экономики означает и некоторое ограничение индивидуальных интересов ради интересов общества, то есть отход от полного индивидуализма, недопустимый с точки зрения классических либеральных догматов.

Однако представление неолиберализма как универсального средства решения общественных противоречий так же является утопией. Переход к интеллектуальной собственности как основе общества с неизбежностью требует смены мировоззренческой системы в пользу меньшего утилитаризма и роста межличностных связей. Неолиберальный подход к экономике и государственному управлению эффективен в рамках индустриальной технологической базы, но теряет эффективность при переходе к экономике и к обществу, основанным на информационно-компьютерной базе. Несомненно, что новый технологический базис общества потребует новых отношений собственности, нового отношения к труду, а, следовательно, нового восприятия личности и общества. Отсюда с неизбежностью следует, что учение, утверждающее основой жизнедеятельности общества коллективную собственность на средства и результаты человеческого труда, творческий труд как основу всестороннего развития личности могло считаться утопией при индустриальной технологической базе. Однако, переход наиболее развитых технически стран мира к росту коллективной собственности, расширению межличностных связей и росту сферы творческого труда открывает перспективу перед идеями, ранее воспринимавшимися как утопии.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком