научная статья по теме ФИЛОСОФИЯ ПРАВА НЕОКАНТИАНСТВА В РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА НЕОКАНТИАНСТВА В РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)»

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА НЕОКАНТИАНСТВА В РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

ФРОЛОВА Елизавета Александровна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). Тел.: 939-12-69

Краткая аннотация: в статье излагаются проблемы философии права с позиции неокантианской методологии Баденской школы неокантианства в России в конце XIX - начале XX вв., анализируются вопросы методологического плюрализма в праве, тема общественного идеала, ценности в праве.

This article outlines the problems of philosophy of law from the perspective of neo-Kantian methodology Baden school of neo-Kantian in Russia in the late XIX - early XX century, deals with questions of methodological pluralism in law, the subject of a social ideal, the values on the right.

Ключевые слова: философия права; Кант; неокантианство; этика; право; П.И. Новгородцев; Б.А. Кистяковский.

Philosophy of law; Kant; neo-Kantian; ethics; law; Novgorodtsev; Kistiakowsky.

В конце XIX - начале XX вв. теория Канта стала объектом глубокого изучения философских, юридических, религиозных учений. Этому способствовали новые многочисленные переводы работ Канта (например, В. Соловьва, П. Флоренского, Н. Лосского, Б. Кистяковского). Кроме этого, призыв профессора Йенского университета О. Либмана: «Назад, к Канту!» (1865 г.), ставший реакцией на позитивизм, способствовал развитию различных школ неокантианства.

Неокантианство представляло собой собирательное название для различных философских течений, связанных типом философской доктрины Канта. Термин «неокантианство» предполагает, во-первых, те учения, представители которых причисляют себя к одной из этих школ (например, марбургской или баденской); во-вторых, сторонников тех теорий, которые обращались в XIX - XX вв. к учению самого Канта (XVIII в.). В связи с таким уточнением русских философов и юристов-неокантианцев можно называть кантианцами, то есть последователями доктрины Канта.1

Представители самых разных направлений русской философии не остались равно-

1 Абрамов А.И., Суслова Л.А. Кант в России. Статья. Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2007. С. 235.

душны к теории немецкого мыслителя, развивали отдельные ее положения, высказывая при этом собственное отношение к учению Канта об этике, праве, государстве.2

В теории Канта глубоко разрабатывались две основные идеи: 1) проблема границ познания разумом человека окружающего мира; 2) в социальной сфере отстаивался принцип автономии воли. Дуализм кантовской теории заключался в разделении двух областей: мир «вещей в себе» (ноуменальных сущностей, которые не могут быть познаны разумом человека) и область явлений (феноменов - фактов внешнего мира, познаваемых и изучаемых человеком, как правило, классификационными науками (ботаника, химия, зоология и др.)). Разрабатывая этическую теорию, Кант формулировал принцип незыблемости нравственных начал и идеи самодостаточности личности. Он

2 Конструктивное усвоение некоторых положений критической философии произошло даже в среде гегельянства (например, в работах Чичерина, Дебольского, Бакунина). Так, М.А. Бакунин в 1835-1836 гг. одновременно с Н.В. Станкевичем изучал «Критику чистого разума»; жесткая оппозиция Бакунина по отношению к системе Канта как к «философии познания» (статьи «Гимназические речи Гегеля», «О философии» и др.) открыла, по словам В.Ф. Пустарнакова, принципиально новую страницу в истории русской кантианы. М.А. Бакунин стал первым русским мыслителем, критикующим учение Канта с позиции учения Гегеля. См.: В.Ф. Пустарнаков. Михаил Бакунин против Иммануила Канта. В кн.: Кант и философия в России. М., 1994. С. 5-25.

отмечал принципиально важное значение нравственных идеалов в жизни человека, в том числе, и для построения политико-правовых конструкций. Эти идеи философии немецкого мыслителя были восприняты отечественными философами права, по-своему развиты и обоснованы в их учениях о морали, праве, государстве.

Наиболее значимые исследования кантианской философии в области юриспруденции были предложены сторонниками Баденской школы П.И. Новгородцевым и Б.А. Кистяковским.

Павел Иванович Новгородцев (18661924 гг.) - философ права, один из основателей концепции «возрожденного» естественного права в России, исследователь истории и политических учений Нового времени. Он был профессором Московского университета, основателем и первым деканом Русского юридического факультета в Праге. Ему принадлежат работы по истории философии права, вопросам теории права и государства, среди которых наиболее известны «Введение в философию права. Кризис современного правосознания» (1909 г.), «Об общественном идеале» (1917 г.). Философско-методологической основой его концепции являлись учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых Новгородцев стремился соединить с политико-правовыми идеями конца XIX - начала XX вв.

Поиск и обоснование общественного идеала - тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева. Сочетать нравственные требования личности с миром изменчивых и преходящих явлений в политической жизни можно, по учению философа права, создав общественный идеал.

Абсолютный идеал создается каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требования нравственного поведения индивида, бесконечного совершенствования личности. В основе этого идеала лежит личность как абсолютная цель общественного прогресса. Эти идеи Новгородцева во многом определялись философией права Канта, согласно которой человек всегда должен рассматриваться только «как цель и никогда как средство». Требование абсолютного идеала, по учению отечественного правоведа, носит вневременной характер и является общим для права и мора-

ли. Однако в каждой из этих областей - в области права и в области морали - стремление к идеалу получает свое особое выражение, соответственно существу той руководящей идеи, которая в них проявляется. Необходимо определить, писал Новгородцев, каков должен быть абсолютный идеал применительно к области социальных явлений.

Относительный идеал зависит не только от отдельного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, классы, движения, партии и т.д.) и ориентирован всегда на создание общественного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность, солидарность и т.п.). В отличие от абсолютного, который имеет безусловное значение, относительный идеал носит условный характер.

Проблема соотношения абсолютного и относительного элементов в общественном идеале, по существу, есть проблема связи «индивидуального - коллективного» («личностного -общественного»). Поскольку, согласно концепции Новгородцева, общественный идеал носит духовный характер, ученый уделяет основное внимание проблеме соотношения права и нравственности. На этом основывается нормативно-этическое понимание права, в основе которого лежит понятие естественного права как части нравственной субстанции.

Философ и теоретик права по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием.1 Мораль столь же неизменна, рассуждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразличным для другого. Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Проблема заключается в том, чтобы, во-первых, в процес-

1 Новгородцев П.И. Лекции по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 72. Содержание нравственных законов может меняться, но их форма неизменна: не условных советов, а безусловных предписаний, форма категорических императивов. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. М., 1903. С. 286. На этом положении основывается понимание назначения регулятивной идеи в учении Р. Штаммле-ра. См.: Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения / Пер. с нем. В.А. Краснокутского. М., 1908. С. 140-143.

се совершенствования права не выходить за пределы моральных критериев и, во-вторых, направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном исторически определенном обществе. То, что неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в другом.

Гегелевскую идею развития свободы, воплощения ее в конкретных условиях Новгородцев стремился соединить с этической теорией Канта. Результат не мог быть иным, чем идея «естественного права с изменяющимся содержанием», выражающая идею прогресса в правосознании (и в праве) при незыблемости принципов нравственности, основанных на признании ценности и достоинства личности всех времен и народов. Иными словами, если «право - минимум нравственности» (как утверждали Еллинек, В. Соловьев и др.), то этот «минимум», по Новгородцеву, может быть различен для разных исторических возможностей и объективных условий.

Новгородцева тревожил вопрос взаимоотношений личности, как безусловной ценности, обладающей разумом и свободной волей, и общественной среды, которая может всецело поглотить личность. Недопустимо, заявлял он, подчинять личность обществу «в качестве орудия или средства» своего существования. С этих позиций правовед критически оценивал теории марксизма и революционного синдикализма. Какую-либо общественную задачу личность может выполнить только по-своему, в своем собственном понимании и своеобразном выражении. Поэтому, отмечал он, каждый человек ощущает потребность в соединении и взаимодействии с другими индивидами: «Чем яснее мы сознаем, что личность есть незаменимая, неповторяющаяся и своеобразная индивидуальность, тем ярче выступает необходимость конкретного сочетания индивидуальных различий для достижения идеальных целей».

Новгородцев писал, что без свободы немыслима индивидуальность личности; вместе с тем, в отношении ко всем людям необходимо признать равенство их возможностей на существование, раз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком