научная статья по теме ФИЛОСОФИЯ СЕГОДНЯ: НАЦИОНАЛЬНАЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ, МИРОВАЯ Философия

Текст научной статьи на тему «ФИЛОСОФИЯ СЕГОДНЯ: НАЦИОНАЛЬНАЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ, МИРОВАЯ»

К XXII ВСЕМИРНОМУ ФИЛОСОФСКОМУ КОНГРЕССУ

Философия сегодня: национальная, региональная, мировая

Саид Шермухамедов, президент Философского общества Узбекистана, академик Академии наук Республики Узбекистан, Лауреат Государственной премии Узбекистана имени Абу Райхана Бируни, Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, доктор философских наук, профессор кафедры "Национальная идея и социальная

философия" Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

Чрезвычайно актуальна тема предстоящего в 2008 г. в Сеуле XXII Всемирного философского Конгресса: "Переосмысливая философию сегодня". Она отражает самую сущность конкретно-исторического развития философской мысли и стимулирует нас, философов, к адекватному отношению к ней, особенно необходимому для постановки и решения важнейших, злободневных для всего человечества проблем.

Наступившее "Сегодня" - под ним мы понимаем конец XX в. и начало XXI в. - существенно изменило многие нации, народы, страны, государства, отношения между ними. Мир в целом стал другим, нежели был "Вчера". Изменились люди, их сознание, самосознание, поведение, цели, мотивы, ценностные ориентации жизнедеятельности. Изменились мир и человек, условия, характер и результаты взаимодействия между ними, видение прошлого, настоящего и будущего.

Ключевое значение для разработки комплекса проблем конца XX в. и начала XXI в. имеют труды нашего Президента, академика Ислама Каримова. В частности, положение о том, что "Важно постичь те живительные, глубинные источники национальной культуры, философии Востока, которые служат мощным духовным стимулом ускоренного продвижения по избранному пути прогресса и обновления"1.

Начиная с 1990-х гг. эти и связанные с ними проблемы стали предметом наших специальных исследований2. В настоящей статье мы считаем необходимым остановиться

1 Каримов И. Высококвалифицированные специалисты - стимул прогресса / По пути созидания. Т. 4. Ташкент, 1996. С. 40.

2 Обновленному обществу - обновленную философию. Ташкент, 1993-1994 (на русском и узбекском языках); Проблемы обновления философской науки. Ташкент, 1996 (на узбекском языке); Обновляемому обществу - обновленную философию. Ташкент, 1996 (на узбекском и русском языках); Некоторые проблемы обновления философии. Ташкент, 1997 (на русском языке); Какое общество мы строим? Ташкент, 1999 (на узбекском и русском языках); Духовная культура и социальный прогресс / Философские исследования в Узбекистане. Т. 1 (автор введения, двух глав, ответственный редактор коллективной монографии) Вашингтон, 2000 (на английском языке); Философия человека. Ташкент, 2001 (на русском языке); Философия и развитие общества. Ташкент, 2005 (на узбекском языке); Независимость и развитие философии в Узбекистане. Ташкент, 2006 (на узбекском и русском языках); Узбекская философия второй половины XX и начала XXI в. (на узбекском и русском языках), в печати.

© Шермухамедов С., 2008 г.

на анализе некоторых, на наш взгляд, важных вопросов и проблем, предусмотренных и предполагаемых Программой названного выше форума. В частности, на вопросах о соотношении истории философского знания и современных его форм; национальной, региональной и мировой философии; нового подхода к современной философии и др.

История философии, философия в одном из важнейших своих аспектов, предстает как философия арабская, английская, американская, греческая, индийская, китайская, корейская, немецкая, русская, французская, японская... Данные названия отражают и фиксируют место возникновения, функционирования, "прописки" той или иной философии, национальную принадлежность, менталитет авторов и народа.

На самом деле, состоялся бы Сократ как Сократ, если б в городах-полисах Древней Греции не было принято общаться на базарах, на площадях? Если б высоко не ценилось искусство спора, красноречие? Если бы народ не был таким любознательным? Да, менталитет народа и, конечно, принадлежащего к нему философа обусловливает национальный характер философии. Ее диалогический стиль был закреплен и развит Платоном в его бессмертных "Диалогах". По сути дела, любая точка зрения предполагала либо поддержку, либо опровержение.

Французские философы Ж. Делез и Ф. Гваттари выявили ряд сущностных черт и качеств греческой философии. Как существенную ее особенность они отмечают наличие в ней "концептуального персонажа".

«Одним из таких персонажей, - пишут они, - является друг, говорят даже, что в нем сказывается греческое происхождение философии - в других цивилизациях были Мудрецы, а греки являют нам таких вот "друзей", которые не просто более скромные мудрецы. Как утверждают, именно греки зафиксировали смерть мудреца и заменили его философами, друзьями мудрости, которые ищут ее, но формально ею не обладают. Однако между философом и мудрецом различие не просто в степени... Скорее дело в том, что восточный мудрец мыслил фигурами, философ же изобрел Концепты и начал мыслить ими... в философии под "другом" понимается уже не внешний персонаж... Но нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория... Благодаря философии греки резко изменили положение друга, который оказался соотнесен уже не с человеком, а с неким Существом, Объективностью, целостностью. Он друг Платону, но еще более друг Мудрости, истине или концепту...

Что же значит "друг", когда он становится концептуальным персонажем, то есть предпосылкой мышления? если философ - друг мудрости или же влюбленный в нее, значит, он претендует на нее, будучи скорее в потенциальном стремлении, чем в действительном обладании... в дружестве столько же состязательного недоверия к сопернику, сколько любовного стремления к предмету желаний. Стоит дружеству обратиться к сущностям, как двое друзей оказываются претендентом и соперником... Такова первая особенность, благодаря которой философия представляется нам явлением греческой цивилизации, совпадающим с культурным вкладом городов - полисов: в них сформировались общества друзей или равных, но зато между ними и внутри каждого из них стимулировались отношения соперничества, во всех областях сталкивались друг с другом претенденты - в любви, играх, судах, в государственном управлении, в политике, даже в поэзии... Соперничество свободных людей, атлетизм...

Науки, искусства и философии имеют равно творческий характер, просто одна лишь философия способна творить концепты в строгом смысле слова... Концепты надо творить, и без подписи сотворившего они ничто. Платон говорил, что следует созерцать Идеи, но сперва он должен был сам создать концепт Идеи...»3

Мы отдаем должное тонкому анализу авторов, сумевших выявить ряд особенностей греческой философии как национальной на фоне и в связи с бытием этого народа в определенный период его исторического и социально-культурного развития. Вместе

3 Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-СПб, 1998. С. 11-14.

с тем, на наш взгляд, нельзя согласиться с авторами, которые, стремясь подчеркнуть найденную ими особенность, абсолютизируют ее, ставят под сомнение, более того -отрицают то, что характерно для философии вообще. "Философия, - утверждают они, - не есть ни созерцание, ни рефлексия, ни коммуникация, пусть даже она, бывало, и считала себя то одним, то другим из них..." Не разделяем мы и претенциозного утверждения Ж. Делеза и Ф. Гваттари, что "определение философии как познания посредством чистых концептов можно считать окончательным".

Во-первых, творение "чистых концептов" нельзя отрывать ни от созерцания, ни от рефлексии, ни от коммуникации; во-вторых, творение концептов, возникшее как национальная особенность греческой философии, становится в процессе истории развития философской мысли сущностной чертой, характерной для всей философии; в-третьих, если учесть название их, бесспорно, интересного труда, - "Что такое философия?", - то станет очевидным, что и они сами не могут преодолеть или избежать рефлексии и коммуникации; в-четвертых, вряд ли можно считать "окончательным" определение феномена, который существует и развивается тысячелетия, но по сей день не перестает вопрошать о себе: что он такое?

В качестве примера можно также сослаться на исследование французского философа Пьера Адо "Что такое античная философия?" Столь же обоснованно, как Ж. Де-лез и Ф. Гваттари, но не так категорично Пьер Адо утверждает, что античная философия - это образ жизни 4.

Полагаем, что выяснение вопросов о соотношении национальной, региональной и мировой философии, истории философии и философии вообще также идет в фарватере вопроса, что такое философия. Можно, думается, высказать предположение, что по мере развития философии этот вопрос будет задаваться и впредь, а подходы к нему и ответы на него будут все более многообразными, будут высвечивать новые грани его сущности.

Вызывает удивление, что философия, по самой своей сущности тяготеющая к общим понятиям, говорит об арабской, английской, греческой и других философиях, но, за редчайшим исключением, не упоминает понятие "национальная философия". То есть, подчеркивая единичность и особенность той или иной философии, не применяет к ним родовое, более общее понятие - "национальная философия", не соотносит его с понятиями региональной, мировой, т.е. общечеловеческой философии.

А оснований для этого, особенно в современную эпоху, более чем достаточно.

Начнем с вопроса: что является предельным основанием самого бытия человека, исторических общностей, цивилизации, культуры и, в частности, философии, ее предмета: Человек и мир в их многообразном взаимодействии. Возникновение философии справедливо рассматривается как продукт исторического и социокультурного процесса. Но ведь основой его является жизнь человека как родового существа, становление и развитие его как субъекта взаимодействия с миром.

Жизнь складывалась и протекает как существование человека в определенных природно-географических (климат, ландшафт, флора и фауна и т.п.) и социально-исторических условиях, которые оказывают на него существенное воздействие. Органическое единство, взаимопроникновение этих сторон бытия - естественный и историч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком