научная статья по теме Философия XXI века в поисках собственной идентичности Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

Текст научной статьи на тему «Философия XXI века в поисках собственной идентичности»

Михаил Дмитриевич Щелкунов

доктор философских наук, профессор кафедры общей философии философского факультета Казанского федерального университета

Казанский федеральный университет, Казань, mikhail.schelkunov@ksu.ru

ФИЛОСОФИЯ ХХ1 ВЕКА В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Проанализированы противоречия функционирования философии в обществе начала ХХ1 века. Показано, что философия продолжает сохранять свое значение как утопия для культуры, школа критического мышления, незаменимый компонент образования. Обозначены сферы деятельности, в которых философия востребована, охарактеризован новый облик философа.

Идентичность, Рефлексивность, Культура, Философия.

Философия в своей истории неоднократно оказывалась в ситуациях по-иска своей идентичности, когда господствующая парадигма философствования переставала соответствовать новым социально-культурным реалиям; не раз подвергалась попыткам покушения на собственную идентичность со стороны других способов освоения мира - искусства, религии, оккультизма, науки.

Аналогичная ситуация складывается в настоящее время. В очередной раз поставлен вопрос о судьбах философии: возможна ли она вообще и, если да, то каким образом в современных условиях? Не близко ли философское познание к исчерпанию? Вопросы отнюдь не риторические. Об их актуальности красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что основная тема состоявшегося в 2008 г. очередного ХХП-го Всемирного философского конгресса -высшего форума мирового сообщества философов - имела формулировку «Переосмысливая философию сегодня».

Философия опять в поисках собственной идентичности. Почему?

Современная ситуация философствования

С одной стороны, философия институционально как будто бы не понесла серьезных потерь на протяжении последнего времени. Она остается обязательной дисциплиной в

системе высшей школы, является специальностью (направлением) высшего профессионального образования, по которой готовятся кадры на философских факультетах российских университетов. Успешно функционирует аспирантура и продолжается защита диссертаций по философским специальностям, работают специализированные философские исследовательские учреждения. В значительном количестве издается -причем, в замечательном полиграфическом исполнении - философская литература, выходит в свет философская периодика -журналы, альманахи, и даже появилась «Философская газета». В Интернете размещено немало сайтов философской направленности. Существуют многочисленные общественные философские объединения (клубы, штудии, ассоциации): так, Российское философское общество - одно из крупнейших общественно-профессиональных объединений в стране.

В то же время философия по существу остается как бы вытесненной из более или менее значимых предметов общественного интереса. Ключевые социальные институты: государственная власть, бизнес, средства массовой информации, учреждения массовой культуры - функционируют так, как если бы философии в общественном сознании не существовало. На это есть свои причины.

Исторический опыт показывает, что занятие философией, традиционно нацеленной на культивирование в индивиде суверенного, системного, фундаментального, высокорефлексивного творческого мышления вкупе с ориентацией на нравственные и духовные ценности, востребовано в той мере, в какой культура и общественная жизнь поощряет в человеке стремление к такого рода занятию. В этом случае философия и соответственно философствование обретают импульсы своего развития.

Увы, реалии современного общества -культура и идеология постмодерна, техно-логизм, потребительство как образ жизни -не только не поощряют стремление к философии, но скорее, наоборот, напрочь исключают любой намек на философствование, вытесняя «любовь к мудрости» на обочину общественного внимания.

Если упоминать культуру постмодерна, то идея фрагментарности и «осколочности» мира, составляющая концептуальный пафос постмодерного сознания, стремится дискредитировать принцип фундаментальности в качестве одного из признанных средств объяснения мира.

Невиданный гипертехнологизм совре-

46

Д.

менной цивилизации порождаемый им «кнопочно-инструментальный» уклад современной жизни, чуждый всякой рефлексивности, ориентирующий человека на заранее заданные схемы решения ситуативных задач.

Остатки рефлексивных способностей вымываются из индивида стремительно растущим воздействием на личность такого мощного телекоммуникационного мульти-информационного инструмента, как Интернет. Невообразимая скорость доступа к интернет-информации, ее хаотическое, лишенное смысловой связи разнообразие, практическая неисчерпаемость информационных ресурсов, их хитроумное размещение, подталкивающее к поиску все новых и новых фрагментов в ограниченный по времени период пользования - все эти особенности информационной паутины физически не оставляют пользователю возможностей для рефлексии воспринятой информации.

А ведь рефлексивная деятельность, по определению чуждая торопливости и сиюминутности, требует времени для вопрошаний, раздумий, сопоставлений, возвратов мысли, предполагает наличие сомнений и мысленных альтернатив, ищет способы удостоверения или опровержения полученных сведений.

Но, пожалуй, главное препятствие развитию стремлению к философствованию состоит в потребительстве как принципе жизни современного человека. Оно резко умаляет желание индивида прилагать душевные усилия в процессе освоения окружающего мира культуры, социальности, духовности, предлагая вместо этого следовать поверхностному, необременительному стилю жизни и мысли. Почему?

Известно, что культура, включая образование, направлена на утверждение человеческого в человеке. Не менее известно, что автоматически этого не достигается, и быть человеком - значит совершать перманентное усилие над собой, в том числе усилие мысли. Готов ли современный человек к этому? Как правило, нет. И не потому, что он вдруг стал ленивым или апатичным по природе, а потому что существуют причины незаинтересованности массового человека в усилии мысли, воображения, действия.

Первая причина - большинство людей потребительского общества разрешают дилемму «быть или иметь?» в пользу «иметь!». Культивирование духовно-душевного богатства перестает быть приоритетной целью нематериальной деятельности, везде осуществляется потребление удобоваримой

продукции, которая создает иллюзию личностного развития. Отсюда проистекают такие особенности современного человека, как ориентация на потребительскую стоимость как на стратегическую жизненную ценность;

прочная зависимость от рекламы в ситуациях повседневного жизненного выбора; отношение к культурному достоянию как к товару; негативное или ироничное восприятие событий или фактов культурно-исторического прошлого, которые не укладываются в рамки меркантилистских оценок и т. п.

Другая причина «безусильственного», необременительного бытия людей связывается исследователями с процессами глобализации. Так, по мнению А.Н.Чумакова, глобальный мир ставит человека в условия постоянного выбора, когда из множества возможных решений он должен отдать предпочтение самому оперативному, эффективному и конкурентоспособному. В такой ситуации полученные упорным трудом и большими временными затратами знания оказываются слишком дорогим удовольствием, поскольку не обязательно оказываются полезными и дающими преимущество их владельцу. Они зачастую остаются попросту невостребованным, а усилия, затраченные на их приобретение, оплачиваются непомерно высокой ценой[3].

Локусы философской самоидентичности

История между тем свидетельствует о завидной устойчивости философии к попыткам подменить ее другими формами духовной культуры, ее способности находить силы для сохранения собственной идентичности на каждом новом этапе своего развития. Современная ситуация не исключение.

Философия как утопия для культуры

Если считать, что инвариантами любых способов и типов философствования являются предельная критическая рефлексия мира и мысленное конструирование возможных способов мироустройства, то философия имеет все шансы надолго сохранять свою идентичность в первую очередь в предметном поле социального прогнозирования и проектирования. Именно здесь, она, говоря словами А.А.Гусейнова, выступает в качестве утопии для культуры, конструируя идеальный образ мира, скроенного по меркам человеческого разума; отвечая на вопрос, каким должен быть мир, если он создается для разумного ответственного человеческого существования[2].

В этом, по моему убеждению, заключается практическое (если можно так назвать) значение философии. Известно, что процессы экономического, политического и социально-культурного развития современного общества отмечены сложностью, неоднозначностью, противоречивостью, переходностью. Используемые в конкретных видах деятельности оценки, критерии, стандарты анализа сложившегося положения дел неизбежно несут на себе печать ситуационной ограниченности. Только философскому прогностическому конструктивизму под силу преодолевать ограниченность этих оценок , связывать происходящие процессы в системное целое, обнаруживать глубинные тенденции их развития, предвидеть отдаленные последствия и формулировать возможные альтернативы развития.

Сошлюсь в этой связи на слова Д.Бадарча, Директора Бюро ЮНЕСКО в России: «Именно с философией связывают ясный и требовательный анализ социальных построений для реального мира, современных представлений, мифов и символов, а также разъяснение тех механизмов человеческой логики, которые порождают войны, конфликты и страдания, не сводя причины их возникновения к фатальной неизбежности»[1] Полученная в результате такого анализа картина могла бы выступать теоретико-методологической основой совершенствования деятельности общества и государства по управлению социально-экономическими, политическими, культурными и духовными процессами.

Философия как компонент образования

Философия на протяжении веков занимала особое, привилегированное место в системе высшей школы, по-праву именуясь «душой» университетского образования. В данном факте сказывалось влияние в первую очередь европейской культ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком