научная статья по теме ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2014, № 12, с. 88-93

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ПРАВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

© 2014 г. Светлана Анатольевна Хмелевская1, Дмитрий Николаевич Ермаков2

Краткая аннотация: в статье раскрывается идея, что философские основания теории права представляют собой интерпретативные предложения, позволяющие соединить, с одной стороны, теорию права, а с другой - систему философского знания. Кроме того, обосновывается утверждение об амбивалентности философского знания, выступающего в качестве философских оснований теории права. Амбивалентность в данном случае рассматривается как соединение рефлективной философии, анализирующей правовую реальность в логике своего бытия, и валюативной философии, исходящей из разного рода ценностных суждений, касающихся права.

Annotation: in article it is proved the idea that the philosophical foundations of the theory of law are interpretive suggestions, allowing to connect the one hand, the theory of law, and on the other - a system of philosophical knowledge. Furthermore, the assertion is proved duality of philosophical knowledge, serving as the philosophical foundations of the theory of law. Duality in this case is regarded as a compound reflective philosophy, analysing the legal reality in its logic, and valuable philosophy coming from all sorts of value judgments concerning the right.

Ключевые слова: философские основания, теория права, рефлективное знание, валюативное знание, гносеологическая истина.

Key words: philosophical foundations, theory of law, reflective knowledge, valuable knowledge, epistemological truth.

На протяжении ряда лет ведутся дискуссии относительно философских оснований социально-гуманитарного знания, безусловно имеющего свою специфику, о которой рассуждали еще неокантианцы (в частности, представители Баденской школы). К этому знанию относятся и юридические науки (хотя именно их научность нередко и вызывает сомнение, о чем весьма убедительно написал в одной из своих работ П. Амселек3).

Прежде чем анализировать заявленную тему исследования, кратко остановимся на особенностях социально-гуманитарного знания, которые задаются спецификой его объекта и предмета, а отсюда - и отличительные черты раскрываемых им закономерностей. Если говорить об объекте изучения такого знания, то им являются общество и человек (в ракурсе всех проявлений его социальности. При этом даже его телесность изучается не сама по себе, что, собственно, относится к объектам изучения естественных наук, а в связи с проявлениями социальности). Соответственно, объект изучения конкретизируется в предмете, что позволяет различать разные виды социально-гуманитарного знания в рамках дисциплинарной матрицы (отдельной науки, продуцирующей такого рода знание). Именно предмет той или иной социально-гуманитарной науки в конечном счете

1 Профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук (E-mail: xmelevsk@mail.ru).

2 Профессор кафедры "Маркетинг и логистика" ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", доктор политических наук, доктор экономических наук (E-mail: dermakow@yandex.ru).

3 См.: Амселек П. Научный статус правовых исследований // Эн-

циклопедия правоведения или интегральная юриспруденция? Проблемы изучения и преподавания. Материалы седьмых фило-софско-правовых чтений памяти акад. В.С. Нерсесянца / Отв. ред. В.Г. Графский. М., 2013. С. 208-221.

может быть определен как совокупность закономерностей, которую раскрывает данное знание. Эти закономерности, будучи продуктом внутренней самоорганизации общества и характеризуя его предметную целостность, носят объективный характер. "Они формируются как устойчивые, необходимые, существенные связи между людьми или элементами общественной системы на основе общественного производства в ходе осознанных действий больших масс людей, преследующих свои цели"4.

Их объективность задана, с одной стороны, структурой базисных потребностей человека и общества, с другой - процессами самоорганизации социальной жизни и, наконец, с третьей - объективацией результатов деятельности предшествующих поколений людей (для последующих поколений данные результаты будут выступать в качестве базиса, который предопределяет их деятельность в настоящем: иными словами, это - то, что можно назвать необходимостью, обусловленной обстоятельствами места, времени, действия). Вместе с тем указанные закономерности проявляются через деятельность людей, наделенных волей и сознанием. Учет или не учет объективных закономерностей общественного развития в конечном счете обнаружится в том, совпадут или нет поставленные цели с полученными результатами деятельности.

Далее следует отметить такую черту социально-гуманитарного знания, как его амбивалентность. С одной стороны, данное знание "акцентирует свое внимание не на мире должного, а на мире сущего, стремится говорить на языке верифицируемых суждений истины, рассматривая человека, общество и историю в собственной логике их существования,

4 Хмелевская С.А., Соломатин В.А., Хмелевский С.В. Система гуманитарного и социально-экономического знания. М., 2001. С. 331.

которая не зависит от ценностных предпочтений познающего субъекта"5. С другой стороны, его цель - сформировать ценностную интерпретацию социальной действительности, "показав значимость этого мира для живущих в нем людей"6. Как пишет В.В. Ильин, «предмет гуманитарного знания -человечески значимый и значащий материал, личностные измерения объектов, их "судьбоносность"»7.

Таким образом, социально-гуманитарное знание амбивалентно по своей природе: оно рефлективно, стремясь раскрыть сущее и найти в нем закономерности социальной действительности, но одновременно и валюативно, формируя ценностные суждения применительно к этому сущему.

Отметим, что такая система знания имеет разное отношение к научности. Если рефлективное знание в конечном счете может быть верифицируемо с помощью гносеологических процедур, что, собственно, и выводит нас на определенные критерии научности, то валюативное по своему концептуальному статусу не может быть однозначно отнесено к научному (оставляя в стороне дискуссию в философской литературе по поводу оценочных суждений, отметим, что последние по своей гносеологической природе не однородны: некоторые из них - так называемые оценочные суждения значимости8 - могут опираться на обоснованный научный базис и вписываться в систему научного знания; другие -а именно суждения ценности - выражают некие субъективные предпочтения, поэтому справедливо выводятся авторами за рамки науки).

В связи со сказанным выше юриспруденция, рассмотренная в ракурсе совокупного знания о праве (и государстве), также представляет собой амбивалентное знание, которое отражает как закономерности, связанные с системой регуляции поведения индивидов и деятельности общества (что в общем-то и предопределяет его отнесение в лоно научного знания), так и утверждения, которые нельзя оценить с помощью критериев гносеологической истины, но к которым могут быть применимы иные характеристики последней (например, аксиологические, хотя некоторые авторы, в частности К.Х. Момджян, считают категорию истины только категорией гносеологии и не соотносят ее с аксиологическим измерением), выходящие за пределы научности.

П. Амселек приводит целый ряд аргументов, обосновывая специфический подход к трактовке научности юриспруденции и используя для этого вплоть до категорических суждений, что "теоретические исследования в области права не относятся к сфере науки"9. Автор прав, когда говорит о том, что "нормы права выражают требования публичной власти, фиксируя должное, тогда как научные законы выражают отношения причинности, фиксируя сущее"10, хотя последняя часть сформулирована не совсем корректно, так как научные законы могут выражать не только отношения причинности (например, отношения функциональности). Однако даже такая постановка проблемы вызывает вопросы. Отрицать научность юриспруденции только потому, что она изучает артефакты (нормы права, по Амселеку), - неверно. Автор подходит к анализу юридических наук с позиции тех критериев, которые применяются к естествознанию, что отрицает специфику социально-гуманитарного знания, законы

5 Момджян К.Х. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. Ч. 1. М., 2013. С. 9, 10.

6 Там же. С. 68.

7 Ильин В.В. Философия и история науки. М., 2005. С. 307.

8 См.: Момджян К.Х. Указ. соч. С. 73.

9 Амселек П. Указ. соч. С. 211.

10 Там же. С. 213.

которого, как отмечалось выше, проявляются в деятельности людей, в том числе и в деятельности по социальной регуляции, где и имеют место закономерности, изучаемые юридическим знанием.

Поэтому, на наш взгляд, определенная ненаучность данного знания (вытекающая из амбивалентности социально-гуманитарного знания) связана не с тем, как пишет П. Амсе-лек, что закономерности, которые оно изучает, не возникают самопроизвольно (что имеет место в естественных науках), а с тем, что здесь присутствует пласт валюативного знания, который лишь отчасти (в рамках оценочных суждений значимости) может быть отнесен к науке. В конечном счете нельзя забывать: то должное, что выражено в нормах права, действительно, связано с отражением тех или иных интересов (господствующих социальных групп, большинства населения, хотя в идеале должно носить характер всеобщности, когда, как писал Г.В.Ф. Гегель, "личная единичность и ее особенные интересы... переходят в интерес всеобщего"11), что задает определенные целеориентиры праву (и, соответственно, его ценностные измерения), но оно должно соотноситься и с сущим, отвечать задачам регулирования общественных отношений и поведения отдельной личности и тем самым способствовать развитию общества. И тогда такое регулирование либо отвечает объективным основам деятельности данного общества, либо противоречит этому (в этом плане оно отвечает критериям рефлективного знания).

В связи с этим юридическое знание, как и любое социально-гуманитарное знание, содержит разные по своей г

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком