научная статья по теме Философские теории развития в античной культуре Философия

Текст научной статьи на тему «Философские теории развития в античной культуре»

Философские теории развития в античной культуре

Н.Т.АРЕФЬЕВА кандидат философских наук, доцент

Представления греков об историческом развитии складывались на основе их взглядов на космос и на движение вообще, которые связывались с круговращением небесного свода - бесконечным во времени, но ограниченным в пространстве. Идеи о шарообразности космоса высказывал Анаксимандр. Эмпедокл и Демокрит также были сторонниками подобного представления, им приписывается сочинение «Сфера». Платон в «Тимее» утверждал, что небо шаровидно, Аристотель во «Второй аналитике» и «Физике» также считает, что небо, космос, небесные светила имеют форму шара, а в «Законах» утверждает, что небо совершает круговое движение вокруг какого-то центра.

Движение, простираемое бесконечно, - кругообразно, ибо согласно законам геометрии линия, проведенная в бесконечность, с необходимостью возвращается к своей исходной точке, завершая круг. Большинство философов античности считали, что история циклична, а не линейна, уникальна и неповторима в каждой своей точке. Все находится в движении, и все возвращается к своим истокам. По мнению глубокого знатока античной философии А.Ф. Лосева, идея вечного возвращения именно в античности получила свое максимальное развитие, а представления об истории складывались на основе убеждения в вечном круговращении небесного свода. Поскольку моделью для истории выступает природа, Лосев называет подобные взгляды «природным историзмом»».

Космос вращается вечно, но в ограниченном пространстве. Мифологическое время неразрывно связано с вещами, имеет качественно неоднородный характер, без начала и конца. Мифологическое время - это время круговорота, движения по кругу, оно исключает историческое линейное время [1].

Спецификой восприятия времени мифологическим сознанием оказывается и перенесение родственных отношений, являющихся принципом организации первобытного общества, на весь окружающий мир, одушевление неодушевленного. Родственные отношения переносятся на организацию космоса: Солнце, Луну, звезды, планеты, Землю и на все события, происходящие в мире. Видимый небесный свод - это и есть космос, пространственные отношения ограничены видимым небесным сводом в его вечном движении.

Представления об органическом развитии были также характерны для античной философии. Особенно ярко они проявились в философии Аристотеля, который утверждал, что любая вещь имеет материю, форму, причину и цель, т.е. вещь понимается им в развитии от ее причины к ее цели [2]. Что же тогда представляет собой историческое и общественное развитие? Несмотря на то, что еще не было специально посвященных этому вопросу сочинений и само понятие не было дифференцировано, а мифологическое сознание внеисторично по своему характеру, все-таки мы можем судить об этом вопросе на основе рассыпанных по различным трудам суждений, в которых уже наблюдаются, порой в художественно-мифологической форме, представления об историческом регрессе и историческом прогрессе. Уже у Гомера и Гесиода эти представления получили художественное воплощение в их классических произведениях.

На примере эпических произведений Гомера хорошо видно, что греки понимали исторические события как инспирированные божественной волей, причем политеизм греков сказывается в том, что не один-единственный бог определяет направленность событий, но многие боги, при этом определенный фатализм, вера в предопределенность событий здесь проявляется весьма наглядно.

Гесиод, один из ранних греческих эпиков, высказывает в художественной форме мнение о регрессивности исторического процесса. В сочинении «Труды и дни» он нарисовал нерадостную картину истории человечества. Согласно Гесиоду, история разворачивается на протяжении пяти веков, проходя последовательно качественно разнородные Золотой, Серебряный, Медный, Бронзовый и Железный века, причем, уже начиная с Золотого века, история обречена на регресс, а человечество -на неизбежное вырождение, видимо, вследствие морального разложения, эгоизма, нарастания агрессии и зависти, тяжелых болезней, непосильного труда и роста преступности.

В не менее известном сочинении «Теогония» Гесиод рисует совершенно другую модель истории, показывая прогрессивное развитие истории, которая начинается с бесформенных стихий - Хаоса, Земли, Тартара, Эроса и их порождений, затем оформляется в производительности Урана и укрощении его плодовитости его сыном Кроносом. Из-за непомерного эгоизма Кроноса и его братьев мировую власть отвоевывает себе Зевс, олицетворяющий мировой разум и волю, который вступает в борьбу с титанами, и с этого момента устанавливается порядок в общественной жизни. Зевс выступает как мудрый правитель и законодатель, являясь родоначальником олимпийских богов и героев. Приход Зевса олицетворяет победу над хаосом и стихийностью природных сил и воцарение гармонии и

цивилизованности. Зевс дарует людям все общественные и этические установления, а Прометей - мудрость и огонь и таким образом люди становятся на путь цивилизации. Но это еще не теория исторического прогресса, а лишь художественная обработка древних мифов и мифологических представлений об историческом и общественном развитии.

Особенностями ранней греческой философии являются ее тесная связь с мифологией, а также с природой (натурмифологизм) и космологизм, выражающийся кроме всего прочего в поиске первоначала мира, попытках определить причины его возникновения.

Демокрит и Левкипп, выступившие с атомистической теорией, считали, что сами атомы не изменяются, но движутся в пространстве, сочетания атомов находятся в процессе изменения. Греческие философы высказывали диалектические идеи о том, что причиной развития является борьба противоположностей (Гераклит), самые известные изречения этого философа «все течет, все изменяется» и «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» подчеркивают динамику, изменчивость, процессуальность и дисперность мира. Напомним также, что до Гераклита большинство греческих философов - пифагорейцы, элеаты и другие -полагали, что «истинное бытие» является вечным и неизменным.

Если до Гераклита мир воспринимался как некое сооружение, нечто, застывшее в своих формах, то теперь, отринув прежние, пришедшие, по-видимому, с Востока идеи статичности мира, Гераклит выступил с поистине революционным заявлением об изменчивости мира, которое было воспринято современниками как сотрясающее все основы. Античные философы не раз высказывали предположение, что мир находится в процессе роста и возможности, заложенные в нем, реализуются в

действительности, причем это предположение касалось социальной организации.

В частности, Платон выдвинул идею о том, что социальная организация в целом развивается, эволюционирует и приобретает более сложную структуру. Хотя следует отметить, что Платон негативно оценивал любые социальные изменения, считая, что их последствия -гниение, разложение общества. Социальные изменения интерпретируются Платоном как неизменное зло, ив идеале он видит государство неизменным, находящимся в стагнации. Разложению государства может помешать лишь деятельность неординарной личности - политика или законодателя, наделенного знаниями и моральными добродетелями. В «Государстве» Платон высказывает мысль о возвращении Золотого века, т.е. о возможности остановки упадка путем замедления процесса социальных изменений. Главную причину регресса обществ и государств начиная с совершенного Золотого века Платон усматривает в «господстве корыстных интересов», детерминирующих деятельность людей, в извечной борьбе людей друг с другом, в общественных противоречиях, возникающих в отношениях разных сословий. Все эти взгляды на общественное развитие были обусловлены учением Платона об идеях, которое гласит, что истинной реальностью обладает лишь мир идей - вечный, неизменный, воспринимаемый разумом, а мир вещей, напротив, иллюзорен, неистинен, подвержен изменениям, его мы воспринимаем с помощью чувств, он разрушается с течением времени.

П. Сорокин, анализируя различные теории вечности и времени древних философов, отмечал, что Платон, неоплатоники, перипатетики и большинство средневековых мыслителей - Августин, Фома Аквинский, схоласты - вплоть до Спинозы придерживались того мнения, что «сфера Бытия

ограничена последней или высшей реальностью, а сфера Становления - эмпирической реальностью, воспринимаемой нашими органами чувств, где безгранично царят «возникновение и уничтожение» [3], изменение и процесс, начало и конец... Греки считали «природу» царством неизменности, а установленные человеком нормы - тем, что претерпевает изменения» [4].

Аристотель, хотя развитие общества и всего человечества представлялось ему, как и Платону, циклическим, считал, что в целом наблюдается прогрессивное развитие от семьи и первобытной общины к идеальному общественному устройству - полису, городу-государству [5]. Он подробно останавливается на рассмотрении эволюции форм государственного устройства, хотя не отвечает на вопрос, в чем же заключаются причины этих изменений. Но в итоге Аристотель все-таки приходит к мысли, что поскольку любое развитие движется по кругу, ранее существовавшие формы общества вернутся вновь [6]. Сходные идеи высказывал Протагор, считая, что от варварских племен общество эволюционировало к цивилизации. В целом для античных философов был характерен циклический подход к истории, при этом Гесиод, Платон, Сенека и другие рассматривали социальные изменения как ухудшение существующего положения вещей с Золотого века до Железного.

Характерно и то, что вплоть до V в. до н.э. в Греции не было истории как таковой. «Отцом истории» (Цицерон) стал первый профессиональный историк Геродот (481-425 гг. до н.э.), в качестве историков авторитетом пользовались также Фукидид (460-390 гг. до н.э.) и Политий (205 - 125 гг. до н.э.). Это свидетельствует о том, что историческое сознание формировалось долгие века, и даже в Средние века это сознание остается довольно смутным и сбивчивым. Человечество лишь постепенно научилось смотреть на

явления как на имеющие происхождение, развитие и эволюцию.

Римские мыслители, истори

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком