научная статья по теме ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ,ИЛИ РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ,ИЛИ РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ»

ВЕРА ШТЫХВАН, НАДЕЖДА ТЕПЛОВА

ирменныи стиль,

или Реклама как инструмент продвижения Чтения

ТВОРЧЕСКИМ процесс разработки фирменного стиля проекта «Читающий Урал» начался с момента принятия постановления губернатора Челябинской области П. И. Сумина «Об объявлении 2007 года Годом чтения в Челябинской области» (от 14.02.2007). Возглавил этот процесс Отдел маркетинга ЧОУНБ, имеющий в штате специалиста-дизайнера. Мы прекрасно понимали всю сложность поставленной задачи, а также то, что создание фирменного стиля — работа творческая, серьёзная и кропотливая. Фирменный стиль должен был отражать характер мероприятий, проводимых в рамках проекта Года чтения, эффективно выполнять свою главную функциональную задачу: привлекать внимание и отражать специфику проекта.

Первый и наиболее ответственный этап работы заключался в разработке логотипа проекта. Ведь именно изобразительный знак создаёт основной образ, формирует философию внешнего облика пропагандируемых идей, целей проекта. К этой работе был привлечён профессиональный дизайнер, а специалисты областных библиотек приняли самое активное участие в обсуждении предложенных дизайнерских решений. Ценностная смысловая нагрузка будущего логотипа заключалась в названии проекта — «Читающий Урал». Одним из первых среди предлагаемых вариантов логотипа рассматривался образ уральских гор, однако этот символ отвергли как слишком размытый.

Дальнейшее обсуждение пошло по пути привязки логотипа к литератур-

ным образам: было решено использовать образ каменного цветка из уральских сказов Павла Бажова. Творчество Бажова знают, любят, на его книгах воспитано не одно поколение южноуральцев. Его сказы — гимн человеку-мастеру и созидателю, своим творческим трудом преображающему жизнь на земле.

На окончательное утверждение был представлен комбинированный знак, состоящий из графической части, текста и цветового решения. Он был выполнен в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к композиции: минимум художественно-образных средств и максимум выразительности, стилистическое единство композиционных элементов, минимум мелких деталей, соответствие рисунка шрифта и графических форм знака.

Графическая составляющая логотипа состояла из двух элементов: «книги», символизирующей чтение, и «цветка» — визуализации каменного цветка из сказов П. Бажова. Шрифтовое написание названия «Читающий Урал» (использовался шрифт к-

Фирменный стиль может стать эффективным инструментом для популяризации чтения, способствовать формированию положительного имиджа библиотеки и человека читающего.

Вера Николаевна Штыхван, заведующая отделом маркетинга Челябинской областной универсальной научной библиотеки

Надежда Вадимовна Теплова, дизайнер отдела маркетинга Челябинской областной универсальной научной библиотеки

#17 [65]*2007 Д Л О

Ь^а) было композиционно грамотно вписано в предназначенное для него пространство.

Важный этап в создании фирменного стиля — подбор цвета. В основу знака лёг цветок, окрашенный в характерные красный и зелёные цвета. Эти цвета обладают определёнными свойствами, оказывающими воздействие на восприятие рекламных материалов. Красный — тёплый цвет — передаёт эмоциональность, привлекает внимание. Это цвет активности, энергии.

Выбранный по контрасту с ним темно-зелёный цвет — это цвет, который всегда вызывает положительные ассоциации, считается символом жизни и является самым распространенным в природе. В отличие от красного он успокаивает, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Для установления цветового баланса использовался смежный темно-зелёному цвет свежей зелени, который создаёт ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрение. В таком сочетании цветовая гамма стала гармоничной, уравновешенной и в то же время яркой и привлекательной.

Тщательно продуманная композиция, психологически и эстетически правильно подобранная цветовая гамма и взаимодействие отдельных элементов знака создали единый запоминающийся образ, который в итоге стал отождествляться с философией и миссией проекта. Учитывая масштаб-

ность проекта, следовало помнить о том, что логотип должен быть ориентирован не только на пользователей библиотек, но и на внешнюю среду.

Следующим этапом работы стало практическое применение логотипа в рекламной, сувенирной и информационно-издательской продукции. Наша задача состояла в том, чтобы слаженно и синхронно ввести элементы фирменного стиля на всех иерархических уровнях проекта. Для этого библиотекам области для разработки собственной рекламной продукции в печатном и электронном вариантах был предоставлен логотип Года чтения (через сайт ЧОУНБ, рассылку по электронной почте). Утверждённый логотип, ставший символом проекта «Читающий Урал», был использован библиотеками Челябинской области для рекламного сопровождения всех мероприятий проекта.

Первые образцы рекламно-издательской продукции были изготовлены нами к церемонии торжественног о открытия Года чтения. Каждый участник праздника получил пакет материалов (сводные афиши мероприятий, конкурсов, акций, настольные информационно-рекламные календари, блокноты, ручки) для дальнейшей скоординированной и эффективной работы. Элементы логотипа легли в основу всех рекламных материалов.

При разработке дизайна макетов материалов использовалась привязка к месту реализации проекта — уральскому региону. На афишах, баннере, блокнотах, календаре появились силуэты уральских гор, пейзажи неповторимой уральской природы. Созданию характерного эмоционального фона способствовали размещённые в рекламных материалах многочисленные цитаты Н. Гумилёва, Б. Пастернака, В. Набокова, Ф. Аквинского, Д. Мамина-Сибиряка, Д. Пеннака о роли и значении книги и чтения.

Следует отметить, что большая часть рекламных, сувенирных материалов изготавливалась для проведения главного события Года чтения — фестиваля книги и чтения «Челябинск читающий» и выставки-ярмарки «Южноуральская книга». Фестиваль состоялся 7 сентября 2007 г. в преддверии Дня города на Кировке,

пешеходной зоне центральной улицы Челябинска.

Для более эффективной работы творческих площадок библиотек была подготовлена и отпечатана сводная программа фестиваля, которая раздавалась посетителям и гостям. Она была выполнена в форме миниатюрной книжки, в оформлении которой использовались элементы логотипа Года чтения.

Дизайн материалов для фестиваля должен был отобразить специфику и масштаб мероприятия, возникла потребность в разработке новых образов. Так появился новый графический фоновый элемент: образ читающего мегаполиса — «книжный город», в котором облик зданий прорисован в виде книг. Завершению образа способствовал один из ключевых слоганов фестиваля: «Книга — это праздник, который всегда с тобой». Слоган размещался на пластиковых пакетах, магнитах, значках, на огромном (более метра в диаметре) воздушном шаре, который в конце фестиваля был запущен в небо.

Для того чтобы обеспечить единство восприятия и сделать образ запоминающимся, на большей части сувенирной продукции размещался только логотип (ручка-брелок, футболки,

бейсболки, воздушные шары, блокноты и папки с фирменными полимерными наклейками. Единому фирменному стилю подчинялось оформление центральной площадки (баннер, цве-

Библиотечное ДЪЛО

#17 [65] *2007

товое оформление шарами) и площадок библиотек. К фестивалю была выпущена разнообразная печатная информационно-рекламная продукция: книжные закладки («Золотая десятка», «Книжный бульвар. Осень» и др.), буклет «Книжные соблазны осени» и пр.

Чувство причастности к событию вызывал призыв: «Я люблю читать! Читай, Челябинск!», обозначенный на

значках и флажках. Созданию атмосферы праздника способствовал и внешний облик участников фестиваля: ведущие творческих площадок фестиваля были одеты в футболки и бейсболки с логотипом Года чтения.

Успеху праздника во многом способствовала широкая рекламная

кампания в СМИ. Рекламные листовки о предстоящем фестивале, оформленные в фирменном стиле проекта, размещались в городском транспорте, в вузах и других учебных заведениях города, а также на рекламных стендах 100 остановок общественного транспорта во всех районах Челябинска. Листовки призывали жителей посетить это познавательно-развлекательное мероприятие, приглашали по достоинству оценить современный уровень библиотечного обслуживания, новинки издательского рынка нашего региона, многообразие литературы, поучаствовать в различных акциях, конкурсах, викторинах, лотерее, посмотреть развлека-

тельную программу, выступления творческих коллективов. В результате, этот настоящий книжный праздник посетили более двух тысяч горожан.

Сформированный рекламный образ «работал», демонстрировал информационные и эмоциональные преимущества навыков систематического чтения, способствовал формированию положительного имиджа человека читающего. Мы считаем, что фирменный стиль Года чтения стал эффективным инструментом для реализации главной цели проекта — всемерной поддержки и стимулирования читательской активности жителей Челябинской области.

В Национальной библиотеке Франции разверзся «Ад»

В Национальной библиотеке Франции для публики открылся отдел запретной литературы, т. н. «Ад». Войдя в слабо освещён-ный зал с красными стенами, посетитель словно попадает в интимное пространство будуара, борделя или монастыря. Здесь можно увидеть книги и рукописи, гравюры и литографии, рисунки, эстампы, фотографии и фильмы, всего свыше 350 экспонатов. С 1830 года они отделялись от общего собрания библиотеки как «недобропорядочные». Даже сегодня на выставку не пускают детей до 16 лет.

С XVI до XVIII вв. писатели предпочитали описывать «воспитание чувств» персонажей в довольно сдержанной манере. Позднее маркиз де Сад нарушил эту традицию.

На выставке представлена рукопись, которую он написал в Бастилии, а также произведения Жана Жене, Жана Кокто, Гийома Аполлинера и других авторов XX века. Аполлинер был не только одним из издателей неофициального каталога этой коллекции в 1913 году, но и создал один из самых смелых объектов.

Многие из экспонатов выставки в свое время прошли через полицейские участк

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком