научная статья по теме ФОНД А.Н. МУРАВЬЕВА В ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ И ЕГО ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ФОНД А.Н. МУРАВЬЕВА В ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ И ЕГО ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

И.Ю. Смирнова

Фонд А.Н. Муравьева в отделе рукописей Российской государственной библиотеки и его востоковедческий потенциал*

Российская внешняя политика на Ближнем Востоке, начало которой восходит к самому раннему периоду истории Русской православной церкви (РПЦ)1, во многом носила церковно-политический характер, что было обусловлено прежде всего деятельностью русской дипломатии в канонических пределах восточных поместных церквей, находившихся под юрисдикцией Османской империи. Кроме того, взаимоотношения России и восточных патриархатов вплоть до октября 1917 г. предполагали одновременное участие двух ведомств, светского и церковного, -Министерства иностранных дел и Святейшего синода, от которых зависело и функционирование основанных на православном Востоке русских учреждений.

Вследствие непосредственной причастности РПЦ к наиболее актуальным процессам российской внешней политики на Ближнем Востоке в отечественных архивах отложились важные документы, позволяющие объективно оценить роль Церкви в формировании системы взаимоотношений с восточными патриархатами и степень ее участия в решении церковно-политических задач Ближневосточного региона. Одним из важнейших источников по данной теме является личный фонд А.Н. Муравьева в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ. Ф. 188). До настоящего времени советские и российские историки практически не обращались к этому фонду, и только в последние годы, в связи с возрастающей актуальностью проблематики российско-ближневосточных церковно-дипломатических отношений, материалы личного фонда А.Н. Муравьева вводятся в научный оборот2.

Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) известен как поэт и писатель «пушкинского» круга3, путешественник и церковный публицист, первый литератор, сумевший пробудить в широких читательских кругах интерес к святым местам Востока и церковной истории, но оставшийся вне поля зрения исторической науки как государственный и церковный деятель своего времени. Между тем в XIX в. А.Н. Муравьева знали как инициатора тесных церковно-дипломатических связей России и Ближнего Востока. В 1830-1850-е гг. он был эпитропом (поверенным в делах) Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского патриархов, представляя их интересы в Святейшем синоде и Министерстве иностранных дел. При его непосредственном участии формировались многие важные решения по межцерковным отношениям России и патриархатов Ближнего Востока.

Отношение А.Н. Муравьева к Святой Земле и православию на Востоке определялось не только его служебным положением (в 1832-1858 гг. он состоял чиновником Азиатского департамента МИД и одновременно в 1832-1842 гг. - канцелярии обер-прокурора Святейшего синода), но, главным образом, его глубоким церковным настроением, а значит, и интересом к судьбам Вселенского православия.

По окончании русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и заключении Адрианопольского мира (14 сентября 1829 г.) Муравьев отправился через Константинополь, Египет, Сирию в первое путешествие в Святую Землю4. Как нередко бывает, первая его книга, посвященная этой поездке, стала лучшей в ряду многочисленных произведений писателя. Прочитанная А.С. Пушкиным «с умилением и

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 08-01-00184а.

"5 л г "6

невольной завистью» , она выдержала за 15 лет пять издании и во многом стимулировала в русском читающем обществе живой интерес к Палестине и христианскому Востоку, в том числе к русской политике и дипломатии на библейском Востоке, и вместе с другими сочинениями Муравьева оказала огромное влияние на появление самостоятельного литературного направления по описательному востоковедению. Встречи и личные беседы с восточными патриархами положили начало той открытости и доверительности, которые впоследствии обусловили избрание А.Н. Муравьева эпитропом Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского предстоятелей. И для самого Андрея Николаевича путешествие 1830 г. стало событием, определившим всю последующую жизнь. На протяжении многих лет занимавшийся историей православного Востока, он по присущему ему инстинкту историка и собирателя бережно отбирал, копировал и хранил все попадавшие в его руки документы, представлявшие исторический интерес. Позднее, заботясь о сохранности и возможности их научного использования в будущем, писатель принял меры для систематизации домашнего архива и передачи его по частям в официальные церковные хранилища - научные библиотеки Московской и Киевской духовных академий.

В отделе письменных источников ГИМ сохранилось письмо А.Н. Муравьева к митрополиту Филарету (Дроздову) от 30 апреля 1865 г.7, где сообщается о намерении передать в библиотеку МДА собранные им в архиве Коллегии иностранных дел документы, касающиеся отношений с восточными церквами, в том числе извлечения из актов по сношениям с Восточной церковью. Это решение было принято писателем после издания важного труда «Сношения России с Востоком по делам церковным» , о котором выдающийся историк Церкви А.П. Лебедев писал: «Вот, наконец, и русский источник, очень важный в деле изучения Греческой церкви»9. Несмотря на высокие отзывы историков, названный труд остался незавершенным «по недостатку покупателей первых томов», как свидетельствовал профессор МДА П. С. Казанский. С горечью А. П. Лебедев отзывался об этом факте: «Муравьев пишет, что он подготовил к печати еще такие же три части, содержащие ... документы несколько более позднего времени. Но, увы, эти три части до сих пор не увидели света! Поистине, достойное сожаления обстоятельство. Документы, уже напечатанные Муравьевым, имеют несомненную научно-историческую важность; таковы же - уверены мы - и те документы, которые собраны были этим писателем, но не были им изданы»10. Эти-то неизданные документы и передал Муравьев в библиотеку МДА.

Туда же были отправлены «многие рукописи, относящиеся до жизни и деяний патриарха Никона, в числе коих письменное житие его (Шушерина), все судное дело Никона, хранящееся в патриаршей ризнице, деяния Московских соборов, при нем и после него бывшие, вопросы и ответы боярину Стрешневу, чин литургии патриарха Афанасия Пателари и копии с некоторых патриарших грамот»11, а также сочинение Патриарха Иерусалимского Досифея (1669-1707) «История Патриархов Иерусалимских» (Бухарест, 1715 г.) и богословское сочинение Патриарха Иерусалимского Анфима (1788-1808). Эти памятники были отысканы в библиотеке Иерусалимского патриархата и переписаны специально для Муравьева по благословению Патриарха Иерусалимского Афанасия в конце 1830-х гг. в благодарность за его помощь Иерусалимскому патриархату, в 1840-х гг. силами МДА переведены на русский язык. В цитированном письме от 30 апреля 1865 г. Муравьев писал: «Я вменяю себе также в приятную обязанность пожертвовать в ту же библиотеку и три части in-folio истории иерусалимской его патриарха Досифея, которые составляют теперь библиографическую редкость и были мне присланы в дар Иерусалимским патриархом Афанасием». Профессор А.П. Лебедев об этой книге из библиотеки МДА 1715 г. издания писал: «"История" Досифея нуждалась во втором издании, так как она и тогда была очень дорога и редка. Но второго издания ее не последовало. Как же редка и дорога она теперь...»12.

Предоставляя все это в пользование академии, Муравьев выразил надежду, что его материалы будут полезны для занятий. МДА выразила свою признательность писателю тем, что 28 ноября 1871 г. избрала его почетным членом по церковно-историческому отделению «в уважение многолетней церковно-литературной деятельности, постоянного содействия к укреплению нашего единения с Церковию Греческою и в благодарность за обогащение академии книгами и рукописями, важными для истории православия». Вслед за тем своим почетным членом признала его и Киевская духовная академия13.

Немало беспокоила Андрея Николаевича судьба его личного архива по переписке с восточными иерархами. В письме от 30 апреля 1865 г. он писал святителю Филарету: «Я имею намерение впоследствии отдать в академическую библиотеку и всю мою многолетнюю переписку с восточными патриархами и первенствующими архиереями Греческой церкви, и с обителями афонскими, равно как и с некоторыми замечательными лицами, отечественными и иностранными, с которыми имел случай быть в близких отношениях. Может быть, и в этих письмах, о предметах большею частию церковных, ученые труженики академии духовной могут найти нечто для них любопытное»14.

В 1869 г., передав портфели с письмами в МДА, Муравьев выразил желание, чтобы П.С. Казанский составил по ним обозрение отношений с восточными патриархами. Но когда после кончины Муравьева Казанский собрался приступить к разбору бумаг, оказалось, что этим по просьбе родственников писателя уже занялся ректор академии протоиерей А.В. Горский. В 1875 г. последовала кончина ректора, и труд остался незавершенным.

После национализации церковных имуществ в 1919 г. архив Муравьева в составе библиотеки Московской духовной академии поступил в библиотеку Государственного Румянцевского музея (ныне РГБ).

«Ближневосточный» массив документов личного фонда А.Н. Муравьева насчитывает сегодня 370 ед. хр., которые можно условно поделить на три части. В первой собраны документы по истории межцерковных контактов России с православными патриархатами Востока до XIX в. (копии документов из архива МИД), которые А.Н. Муравьев использовал или планировал использовать при написании «Истории Иерусалимской церкви», а также намеревался включить в неоконченный труд «Сношения России с Востоком по делам церковным» и ненаписанную «Историю патриарха Никона».

Вторую часть составляют документы по межцерковным связям, где нашли отражение практически все важнейшие события, происходившие на православном Востоке: личная переписка А.Н. Муравьева с патриархами и высшим духовенством восточных патриархатов (Константинопольского, Антиохийского, Иерусалимского и Александрийского). Сюда же следует отнести как тесно связанную с проблемами восточных патриархатов частную переписку Муравьева с русс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком