научная статья по теме Формирование экологического мировоззрения Философия

Текст научной статьи на тему «Формирование экологического мировоззрения»

Слово - молодым ученым

Формирование экологического мировоззрения

Две современные проблемы привлекают все большее внимание мирового сообщества: терроризм и экологическая безопасность. Однако если на решение проблем терроризма направлены вся мощь и ресурсы государств, то решение проблемы экологической безопасности не обеспечено ресурсами и имеет недостаточное практическое воплощение. Тема взаимодействия человека с окружающей его природной средой была и остается актуальной со времен античной философии до наших дней.

Характеристика отношений природы и человека всегда являлась неотъемлемой чертой многих мировоззренческих систем. Традиционно она выражалась в противопоставлении человека, общества природному окружению, среде, космосу. Даже античный гилозоизм выглядит как попытка человека оправдать особенностями природы собственную физиологическую организацию, черты своей психики и характеристики чувственного аппарата. В рамках пантеизма мы наблюдаем возвышение природы до божественной сущности, но она по-прежнему и даже в еще большей степени остается сферой бытия, противостоящей человеку.

Лишь в XVIII - XIX вв. в работах Ш.Монтескье, Г.Т. Бокля и их последователей, образовавших школу географического детерминизма в социологии, была предпринята массированная попытка привлечь внимание исследователей к анализу природных условий общественного бытия. Ш. Монтескье, как и Ж. Боден и

Ж.-Б. Дюбо, к числу важнейших сил, определяющих характер общественного строя, относит климат. Другие важные факторы — рельеф местности и характер почвы [1].

К концу XIX в. развитие естественных наук стало причиной широкого признания географического детерминизма, а дарвиновская теория естественного отбора послужила основой для создания теории однонаправленной эволюции социальных структур в зависимости от географической среды. Чрезвычайно обобщенное и вольное толкование теории естественного отбора привлекло внимание к проблемам пространственного распределения населения и к экологии человека, которую можно назвать предтечей современной социальной экологии. Таким образом, произошел отказ от параллельного анализа и механического сопоставления характеристик того или иного социума с территориальной и климатической спецификой среды его обитания. Не менее важно и то, что теория естественного отбора позволила подчеркнуть биологическую привязку человеческого существа к животному прошлому. Благодаря ей человек получил право называться венцом творения природы и господствующим видом на планете Земля. Таким образом, вопрос о роли природной среды в процессе развития человеческого общества стал еще более актуальным. Эта тема поднималась позитивистской историей и философией и прослеживалась в географии.

К концу XX в. стало очевидным, что традиционное философское мировоззрение, которое на протяжении долгого времени задавало определенную шкалу ценностей в системе общество - природа, не смогло снять внутренние противоречия этой системы и защитить человечество от угрозы глобального экологического кризиса. Особенно остро экологическую угрозу чувствует научное сообщество.

Термин «экология», дословно означающий «учение о доме», был введен в употребление Э. Геккелем, немецким естествоиспытателем и философом в середине XIX в. и имел узкобиологическое содержание. На сегодняшний день использование понятия «экология» вышло за пределы естественных наук, превратившись в междисциплинарную область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи, приобретая черты всеобъемлющего и актуального мировоззрения [2], ядром которого является рассмотрение человека и природы в их единстве и взаимозависимости. Наряду с этим «экология» включается в понятийный аппарат макроуровневых исследований. Фактор окружающей среды присутствует в любой сфере существования современного человека, породив стремление к всеобщей экологизации мышления, сознания и мировоззрения.

В настоящее время задача состоит в том, чтобы понимание научным сообществом уровня и значимости экологических проблем стало всеобщим. Одним из направлений осознания мировой общественностью экологических угроз на уровне их понимания учёными является формирование экологического мировоззрения.

Стоит начать с того, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Формирующееся сейчас экологическое мировоззрение, в свою очередь, связывает представление об ответственности прежде всего с расширяющимся пониманием среды и с необходимостью распространения экологических требований.

Мировоззрение выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем и присуще каждому. Поэтому оно не может

существовать в отрыве от субъективных факторов и формируется под постоянным воздействием социальной среды, культуры, политической и экономической ситуации, а значит, содержит в себе достаточную долю человеческих реакций на окружающий мир, которые в сочетании с волей формируют убеждения личности.

Логично придерживаться традиционного определения понятия «мировоззрение» как многоуровневой системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившихся на основе этих взглядов убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности, ценностных ориентации.

В процессе формирования мировоззрения участвуют не только разум, но и чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Мироощущение, мировосприятие - это эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения, миропонимание - интеллектуальная составляющая, представленная научными идеями на

рационально-теоретическом уровне, а мироотношение, формируемое на основе мироощущения и миропонимания, представляет совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

Миропонимание и мироощущение, как правило, едины. Это единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое.

Для обыденного мировоззрения характерна ориентация на представленные в культуре стереотипы поведения, принимаемые без всякого доказательства. Также для этой формы мировоззрения характерно смешение отрывочных научных знаний с философскими, религиозными и даже

мифологическими представлениями. Обыденное мировоззрение допускает соединение логически и культурно-исторически несовместимых идей. Несмотря на это обыденное мировоззрение оказывается практически действенным, а содержащиеся в нём положения нередко становятся отправными пунктами философского обобщения и даже научного анализа действительности.

Учитывая изменения окружающей среды, логично ожидать изменения обыденного мировоззрения, так как оно наиболее подвержено влиянию внешних факторов. Но в силу его парадоксальной природы и фрагментарности процесс изменения может занять очень длительный период. Так происходит и с формированием обыденного экологического мировоззрения.

Для формирования экологического мировоззрения необходимо, на наш взгляд, решение следующих практических и теоретических задач.

Очевидно, что необходимо изменение условий жизнедеятельности человека, позволяющих снизить его пагубное влияние на окружающую среду. Экологическое мировоззрение требует не столько существенного изменения ценностных установок в обществе по отношению к природе, сколько перехода к альтернативному типу цивилизационного развития вкупе с формированием новых способов производства и потребления, техники и технологии и как следствие -изменения образа и качества жизни людей. Поэтому социально-политическая составляющая является ключевой для формирования экологического мировоззрения.

Следует констатировать тот факт, что пока население Земли в своей массе не выказывает готовности к таким изменениям. Несмотря на признание наличия экологических опасностей, связанных с

жизнедеятельностью человека, оно не в состоянии запустить механизм изменения. С точки зрения обывателя, гораздо более насущной проблемой является борьба с терроризмом, голодом, распространением СПИДа и ВИЧ. Чисто эмоционально изображение разрушенных «Башен Близнецов» в Нью-Йорке или истощенных детей в Африке воспринимается острее, нежели сообщение о «какой-то озоновой дыре» или таянии далекого ледника.

Разный уровень экономического и политического развития стран мира приводит к тому, что для части населения Земли вопрос выживания связан в первую очередь с наличием еды, пресной воды и лекарств, а вовсе не с необходимостью защищать китов от уничтожения или не допустить захоронения радиоактивных отходов. Не случайно экологические движения возникли в развитых западных странах, где процесс удовлетворения потребностей индивида и личности поставлен на поток (стоит вспомнить хотя бы о таком понятии, как «золотой миллиард»). В отношении же остального мира налицо проблема восприятия экологической проблематики как реальности сегодняшнего дня, низкий уровень ее понимания и актуальности среди отдельной части населения. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Феномен энвайронментальных

заинтересованных групп может интерпретироваться именно как проявление новых мировоззренческих ориентиров на примере практической

политики.

Человечеству предстоит создать новую культуру как во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно

лежать экологическое воспитание и образование. Экологическое воспитание должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком