научная статья по теме ФОРМИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛЬНОЙ ЯКУТСКОЙ КУЛЬТУРЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛЬНОЙ ЯКУТСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ЭО, 2012 г., № 5

© В.В. Ушницкий

ФОРМИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛЬНОЙ ЯКУТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: этнос, расселение, субэтносы, локальные группы, северные и вилюйские якуты, магистральная группа

В статье рассматриваются вопросы расселения якутов-саха на территории Якутии и на прилегающих территориях. Затрагивается проблема формирования ессейских, вилюйских и северных групп якутов и принадлежности долган к якутскому народу. Проблема формирования якутской народности изучается на основе осмысления теории магистральной и локальной культур А.В. Головнева.

Расселение якутов по всему Северо-Востоку Сибири было предметом монографического исследования А.С. Парниковой (Парникова 1962). В знаменитом труде Б.О. Долгих приводятся данные по численности и расселению якутского населения в XVII в. (Долгих 1960). Есть отдельные исследования по происхождению вилюйских (Николаев 1957), колымских (Старостина 2009), оленекских и анабарских (Гурвич 1977) якутов. К XIX в. относится появление классических трудов по локальным группам центральных (Серошевский 2004), верхоянских (Худяков 1969) и вилюйских (Маак 1994) якутов. Но в целом, осмысление формирования якутского этноса на всей территории обитания и возникновение его различных этнолокальных групп еще не стали объектом цельного научного изучения. Нуждается в изучении и менталитет различных территориальных групп якутов, их роль в культурной и в политической жизни Якутии. В этой небольшой статье предлагается лишь краткий обзор якутского мира на Северо-Востоке России и постановка проблемы его изучения.

Только динамичная культура, способная установить контроль над огромной территорией, могла освоить ленскую магистраль. Долина Лены является северным вариантом Великой Степи. Новые мигранты, которые появлялись на Лене, вступали в противоборство с прежней доминантной группой, их успех в конкурентной борьбе сулил победителям власть над всей долиной Лены (Головнев 2009: 103). По фольклорным данным, зафиксированным в трудах В.Л. Серошевского, И.Г. Гмелина и Г.Ф. Миллера, около Гусельных гор близ Патомы при переселении якутов с юга, произошло кровопролитное сражение с тунгусами, стремившимися воспрепятствовать проникновению якутов на их земли (Серошевский 1993; Миллер 1937; Миллер 2009: 54). Победа в битве якутских боотуров дала им возможность проникнуть на территорию Среднеленской долины.

Тюркоязычные предки саха на Средней Лене появляются в качестве небольшой тюркской колонии после установления контроля монгольской этносферы над локальными культурами Саяно-Алтая и Байкальской Сибири и формирования магистральной культуры практически на всей территории евразийских степей. По фольклорным источникам, легендарные прародители якутского этноса Эллэй и Омогой и их потомки проживали в благоприятных для ведения скотоводства районах - в трех благодатных долинах Среднеленского бассейна. В первой половине XVII в. в долинах Туймаада и Эркээни расселялись потомки Эллэя кангаласцы, с которыми принято связывать тюркский компонент в составе саха. В долине Энсиэли располагался Намский улус (в до-

Василий Васильевич Ушницкий - к. и. н., научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН; e-mail: voma@mail.ru

кументах XVIII в. термин " волость" заменяется термином " улус"). Намцы согласно якутской генеалогии считаются потомками Омогоя, которого принято считать олицетворением монгольского компонента. Оттесненные или изгнанные из метрополии отдельные кланы-семьи обживали таежные области Амгино-Алданского бассейна. Однако именно в этих местах расположены памятники кулун-атахской археологической культуры, показывающие появление в этих местах скотоводческого населения уже в XIV-XV вв. (Гоголев 1993).

Именно аласы - карстовые долины, возникшие посреди тайги из-за таяния ледника, обязательно имеющие посредине озеро, стали колыбелью якутского этноса. Многочисленные аласы Центральной Якутии якутские скотоводы приспособили для расположения сайылыков (летников) и кыстыков (зимников), а также сенокосных и пастбищных угодий. В итоге аласы стали отождествляться с сенокосными угодьями с якутской усадьбой на возвышенности. Появляются даже версии об искусственном происхождении аласов в результате деятельности человека, настолько они стали ассоциироваться с ведением скотоводческого хозяйства. Но аласная культура Центральной Якутии - это локальная, оседлая скотоводческая культура. Для превращения локальной культуры скотоводов в магистральную культуру необходимо было накопить опыт ведения скотоводческого хозяйства и опыт его выживания в условиях Крайнего Севера. Особенно важны умение заготовить сено в трудных условиях, а также - вести комплексное хозяйство, сочетающее скотоводство с охотой и рыбалкой. Этим всем и уникальна якутская культура, которую мы можем назвать " арктической скотоводческой цивилизацией".

Утверждение А.В. Головнева, что более сложным испытанием для группы мигрантов было не овладение центром, а установление контроля над системой путей, подтверждается якутским примером (Головнев 2009: 103-104). На рубеже 30-40-х годов XVII в. якутское население присутствовало на следующих территориях: в центральной части Якутии, в верховьях и среднем течении р. Яны, в районе устья р. Олекмы, в низовьях р. Вилюя, а также в районе Жиганска и устья р. Молоды и на Оймяконе (Парникова 1962). К моменту прихода в регион русских этим населением уже был установлен контроль над системой дорог. Якуты располагались небольшими колониями на основных магистральных путях. Овладев долинами Среднеленского бассейна -продолжением степной ойкумены, якуты не сразу стали доминирующей силой на территории всей Якутии, им еще предстояла долгая и упорная борьба за всю эту огромную территорию, что позволило их культуре превратиться из локальной в магистральную. Сама огромная территория Северо-Востока Сибири как бы создана для существования магистральной культуры. К XVII в. ее территорией завладели тунгусы, распространение воинственных групп охотников тайги и оленеводов совпало с движением с запада русских промышленников и казаков. Многочисленные родовые группы тунгусов появлялись на далеких окраинах Северного края, постепенно полностью окружив якутскую ойкумену на территории Центральной Якутии. Магистральная культура тунгусов поражает масштабом своего распространения - от Оби до Камчатки и Охотского моря, от Колымы до Маньчжурии и Забайкалья. Локальные группы тунгусов были максимально приспособлены к своей среде обитания и адаптированы к экологии края: были группы пеших охотников (западные тунгусы), оленеводы (эвены), охотники на морского зверя, передвигавшиеся на собаках (охотские тунгусы), скотоводы (тунгусы Забайкалья), земледельцы (тунгусы Маньчжурии). В древности, на территории Якутии была распространена единая археологическая культура (сумнагинская, белька-чинская, ымыяхтахская, усть-мильская культуры). Поэтому предполагается, что предкам юкагиров тоже когда-то принадлежала магистральная культура, распространенная на всей территории Северо-Востока Сибири (Степанов 2004: 145-153; Головнев 2009: 101-103).

Вилюйская этнолокальная группа. Обычно при формировании народа на окраину вытесняется род или племя, так и не ставшее своим, однако считающееся уже частью формирующегося народа, его язык и культура не сильно отличается от языка и культуры головного этноса. Архивные документы XVII в. отмечают существование на Вилюе группы "пеших" якутов, занимавшихся рыболовством и охотой (Долгих 1960: 460-462). В отношении этой группы Б.О. Долгих пришел к выводу, что общим племенным названием якутов Средневилюйского зимовья является тумат, к ним он относил роды тагус, кыргыдай, кирикей, онтул, лучинцев и олес (Долгих 1960: 468-469). Поэтому распространено мнение, согласно которому термин " тумат" является собирательным общим названием большинства вилюйских якутов (Николаев 1957: 94-96). Эти письменные сведения подкрепляются и фольклорными источниками. По преданиям, записанным Г.В. Ксенофонтовым на Сунтаре, легендарная прародительница вилюйских якутов Дьаархан или Дьаардаах была не якуткой, а иноплеменницей-ту-маткой. Согласно фольклорному сюжету, прародителями многочисленных джарханцев являются сыновья бабушки Дьаархан (Ксенофонтов 1992: 105-107).

Есть сюжет, в котором, напротив, Дьаардаах (Дьаархан) - ньурбачаанка, а ее враги - туматы. Письменные данные свидетельствуют о проживании тунгусского рода ньурбачаан (нюрмаган, нерумнялы) и туматов на Среднем Вилюе. В то же время антропоним Дьаардаах восходит к названию рода дьаархан, который в XVII в. фигурирует как Ярканская волость. Ярканцы (дьаархан) и бордонцы (люди тойона Бойдон) считаются близкими к кангаласцам и возможно принадлежали к их числу. В 30-40-е годы XVII в., бордонцы и дьаарханцы спасаясь от преследования казачьих отрядов, уходят на реку Сииттэ, потом доходят до горно-таежных районов Вилюя. Именно эти три рода (туматы, ньурбачааны, дьаарханцы и бордонцы) могли стать этнической основой вилюйской группы якутов. По подсчетам Г.В. Ксенофонтова, в начале XVIII в. жарханцев было 200 человек, к концу XIX в. их становится 45 000 (Ксенофонтов 1992). Фантастическое увеличение численности жарханцев и бордонцев, составивших основу жителей Сунтарского и Нюрбинского улусов можно объяснить только тотальным оякучиванием эвенкийских родов, густо населявших эти районы к приходу казаков. Среди вилюйских якутов есть наслеги, которые называются Сологон, Угу-лээт; эти имена образованы от названий соответствующих родов тунгусского происхождения: шологонов и увлятов (фугляды), как они назывались в русских документах XVII в.

Захват всей территории бассейна Лены означал не вытеснение туземного населения, а его подчинение влиянию центра. Единство восточносибирских культур было связано с их централизацией, основанной на высокой мобильности ленских доминантных групп (Головнев 2009: 103-104). В XVII в. существовал военный фронтир якутов против юкагирских и тунгусских родов. На Вилюй в 40-е годы с устья Сини реки переселялись кангаласские князцы Бойдон, Оросий

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком