научная статья по теме Формирование правовой культуры у мигрантов: образовательный аспект Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Формирование правовой культуры у мигрантов: образовательный аспект»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У МИГРАНТОВ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Е.Ю. Новикова, профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, доктор философских наук

В статье исследуются механизмы правовой адаптации трудовых мигрантов из стран СНГ в российском обществе. Показана роль этнического сознания при формировании правовой культуры мигрантов. Исследуется значение информации и образования при формировании правового статуса мигрантов. Делается вывод о локализации и дифференциации правового пространства мигрантов. Обосновывается необходимость расширения правового образования детей мигрантов.

Ключевые слова: правовая культура, правовой статус, правовая социализация, этническое сознание, ценности, миграция, образование, воспитание.

Приток трудовых мигрантов в Россию и особенно в крупные российские мегаполисы сопровождается обострением криминогенной ситуации. Достаточно указать, что только в Москву ежегодно прибывает более миллиона человек. Поэтому предотвращение преступлений и формирование правовой культуры у мигрантов является актуальной задачей.

Однако решение этой задачи является многоаспектным. Формирование правовой культуры не сводится к простому информированию мигрантов о законах России. Этот процесс предполагает формирование нового правового сознания, новых правовых ценностей, правового статуса.

Методологией исследования правосознания мигрантов является подход

к формам общественного сознания, разрабатываемый в социальных и гуманитарных науках. В структуре правового сознания выделяются при этом уровни - теоретическое и обыденное сознание, рациональный и ценностно-эмоциональный, психологический компоненты. Традиционно выделяются также две составляющие правового сознания как формы отражения. Гносеологическая составляющая направлена на отражение объективной истины, ее ценность определяется соответствием правосознания объективным реалиям. Социологическая составляющая правосознания может не отвечать критерию истинности, но она выполняет важную задачу социально-правовой регуляции в обществе. Правосознание связано с

другими формами общественного сознания, с другими духовными реалиями. Среди основных факторов, влияющих на правовое сознание мигрантов, следует выделить, прежде всего, традиционные ценности культуры того или иного народа. Важнейшим фактором, посредством которого этнокультурные ценности влияют на правовое сознание мигрантов, является религия. Данные различных авторов показывают, что религия играет важную роль не только в духовной, но и в экономической, социально-правовой жизни общества, влияя на механизмы реализации социальных отношений. Законы шариата в государствах Закавказья влияют на правосознание населения в большей степени, чем официально провозглашенное законодательство.

Исследования правовых установок мигрантов в российском обществе, отраженные в литературе, а также наши исследования, проведенные в Москве и Тамбовской области, показали, что в правосознании мигрантов существует значительная дихотомия между гносеологической и социологической составляющими, между знаемыми и реально действующими правовыми нормами и ценностями. На наш взгляд, это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, во многих странах постсоветского пространства произошла существенная трансформация правосознания, вызванная негативными последствиями перестройки и невозможностью решения многих жизненных проблем на основе правовых способов. Отмечается утрата традиционных духовных ориентиров, кризис нравственно-правовых ценностей,

противоречия в самой системе правовой регуляции.

Во-вторых, правовое сознание мигрантов тесно переплетено с этническим сознанием. Именно этническое сознание выступает основой самоопределения и идентификации личности у мигрантов. Оно тесно связано с религиозными и нравственными нормами, с базовыми ценностями культуры страны выезда. Однако этническое сознание часто гипертрофировано.

В-третьих, проживание мигрантов в России связано с объективными трудностями материального, организационного и правового характера. Даже знакомые с российским законодательством мигранты, имеющие регистрацию и право на работу, тем не менее, регулярно сталкиваются с необоснованными требованиями, в частности, со стороны милиции, и предпочитают решать вопросы на основе «взаимной договоренности», нежели обращаться в официальные органы и требовать защиты.

В-четвертых, социально-экономические структуры, создаваемые мигрантами в России на основе этнокультурных ценностей, формируют особое социально-правовое пространство, на которое в реальности и ориентированы мигранты. От этнических ценностей могут зависеть отношения между работниками и работодателем, корпоративная культура, внешняя деятельность фирмы, организация финансовой деятельности, инвестиции, характер выплаты заработной платы и др. В структуре миграционных процессов такие ценности приводят к возникновению особых «правил игры» мигрантов на рынке труда, которые могут приходить

в противоречие с нормами и правилами принимающей страны и провоцировать конфликты межнационального характера.

Важным фактором, посредством которого осуществляется ретрансляция социокультурных ценностей в правовых отношениях, являются мотивы личности, характеризующие личностную идентификацию и самоидентификацию, принадлежность к социальной группе, мотивы социально-групповой солидарности и поддержки. Как показывают исследования, самоидентификация мигрантов осуществляется на основе ценностей этнического сознания. Благодаря этому фактору на российском рынке труда и в экономико-правовом пространстве в целом наблюдается локализация и дифференциация процессов по этнокультурному принципу. Места проживания, владение собственностью, создание совместных предприятий, подбор рабочей силы, характер отношений с работниками, с властью на многих предприятиях России тесно связан с этнокультурными факторами. Локализация рынка труда и трудовой деятельности, при которой доступ к труду открывается прежде всего для «своих», тесно связана с трансформациями этнического сознания.

При гипертрофии этнических ценностей личностная самоидентификация и идентификация строится преимущественно по национальному признаку благодаря включению многих качеств в положительные оценки. «Свои» работники рассматриваются как более способные, преданные, «правильные», в отличие от «чужих», которые, даже обладая объективными преимущества-

ми в сфере труда, квалификации и образования, оцениваются как «отступники» от социокультурных норм. Но этническая локализация и дифференциация экономического пространства возможна и на основе вынужденного поведения этнических групп как реакция на объективные трудности на российском рынке труда и в российском обществе в целом. Отсутствие необходимых рабочих мест, низкая квалификация рабочей силы, ее неконкурентоспособность, отсутствие удовлетворительного жилья, недоступность многих услуг, низкая правовая культура, возможность социальных конфликтов заставляет людей искать защиту и поддержку в этнических группах. Отмечается, что локализация поселения и круга общения характерна для многих общин мигрантов. Даже мигранты из одной страны, - Азербайджана - но из разных районов, - предпочитают для расселения в России различные города и регионы. Выходцы из городов Казах и Акстафа традиционно выбирают для поселения российские города Когалым, Тюмень и Сургут. Выходцы из Баку и Апшерона имеют массивные поселения в Москве, а также на Дальнем Востоке и Сахалине. Выходцы из Массалы и Ленкорани имеют поселения в Мурманске, Архангельске, в городах Заполярья. Выходцы из Карабаха имеют поселения в Москве, Самаре и Нижнем Новгороде [12 , с. 126-127].

Локализация и дифференциация касается не только поселений, но и трудовой сферы мигрантов. Это прослеживается особенно ярко в крупных мегаполисах. Так, на примере Санкт-Петербурга можно видеть, что торговлю

плодоовощной продукцией на Невском рынке контролируют мигранты из Фай-забадского района Таджикистана. Звездный рынок находится под контролем выходцев из Таджикистана из района Душанбе, а также гиссарцев. Те же самые торговые функции, но на Ладожском рынке, выполняют таджикские мигранты из Кофарнихонского района.

Локализация трудовой деятельности сопровождается локализацией социальной жизни - дифференциацией общин, наличием собственных лидеров, собственных каналов коммуникаций, собственных локальных правил регуляции на уровне обыденного права. Возможны даже конфликты между общинами - выходцами из одной страны, которые, вследствие этнокультурной общности, разрешаются, как правило, мирным путем [ 8, с. 35-38].

Этнические ценности влияют и на правовое управление миграционными потоками. Традиционно эти функции выполняют социальные институты. Но мы обращаем внимание на то, что миграционный процесс в России провоцирует создание неформальных социальных институтов, создаваемых по этническому принципу. Формально институциональное регулирование миграции осуществляется миграционными службами России и стран выезда. Однако оно охватывает незначительную часть миграционных потоков. Неформальное регулирование миграции осуществляется этнокультурными общностями - родами, общинами, кланами. Они имеют лидеров - представителей местных элит, связанных с бизнесом, финансовыми структурами, с управленческим аппаратом в стране

выезда и в России. При этом помощь и поддержка мигрантам основана не только на этнической солидарности, но и взаимной выгоде сторон. Внутри неформальных институтов социально-экономического управления миграцией создаются организационные структуры, основанные на предоставлении услуг для деятельности мигрантов. Как правило, персонал таких структур состоит из мигрантов этой же этнической общности. Помимо этого, создаются организации, обеспечивающие защиту интересов мигрантов в органах власти различного уровня. Задачей таких организаций является также регуляция конфликтов между различными этническими группами мигрантов, между мигрантами и властью, мигрантами и местным населением. Существование такого рода неформальных связей приводит к формированию устойчивых взаимоотно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком