научная статья по теме Формирование социального пространства в концепции географического детерминизма Науковедение

Текст научной статьи на тему «Формирование социального пространства в концепции географического детерминизма»

Социальная философия

Пикалова О.А., соискатель Российского государственного

торгово-экономического университета

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНЦЕПЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА

Введение

Цель настоящей работы - исследование главных тенденций антропосоциогенеза как развития современного общества в условиях техносферы на фоновой территории и в техносфере мегаполиса.

Для достижения цели были решены такие задачи, как исторический экскурс в труды мыслителей прошлого, разрабатывавших основные законы философии науки и техники, а также сравнительный анализ двух современных научно-просветительских организаций, одна из которых располагается на фоновой территории морского заповедника, а другая - в условиях мегаполиса в центре Москвы, и их влияние на формирование системы ценностей общества.

По результатам проведённой работы были сделаны соответствующие выводы и их социально-философское осмысление.

Современная цивилизация, означенная терминологически как «техногенная» [1], характеризуется существенным влиянием техники на все аспекты человеческой деятельности, имеет глубинные истоки и последствия. Осознанная необходимость теоретического обоснования границ вовлечения техники и соотнесения ее с бытием человека и общества обусловила формирование нового направления философской науки - философии техники.

Философия техники - сложившееся направление философии, призванное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной деятельности, проектирования технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и современном обществе в частности, отношения человека и техники, техники и природы, этические, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники и технологии. [2]

Предметом философии техники как мировоззренческой концепции, в отличие от технических наук, становится объективизация техники как культурного феномена и развитие технического знания, рефлектирующего ее как объект. Таким образом, главная задача философии техники - исследование отношения «человек-техника» и понимание новой метатехнической реальности.

Важным аспектом соотнесения концептуальных вопросов философии техники является ее отношение с философией ведения хозяйства. Поскольку смысл и сущность техники и технологии в современном обществе раскрывается в создании новых хозяйственных структур, где техника является не только открытием или изобретением, исследованием, разработкой, но и внедрением, распространением и в некотором смысле целью производственного процесса. Производственная, техногенная деятельность, рассматриваемая как часть «техносистемы» [3], содержит предпосылки применения интегрального подхода, ибо исторически генезис отношений, складывающихся в процессе производства, неизбежно следовал за техническим прогрессом, усваивая, усиливая, модифицируя и всё более искажая его воздействие на природу и человека. Техника таким образом - неотъемлемая часть экономической структуры, а последняя с присущими ей целями и этикой не всегда обязательное условие актуализации техники. Именно поэтому итогом экономического

прогресса, с использованием техники и для техники, в конечном счете как материальной потребности, материального блага, становится ситуация кризиса культуры и цивилизации по Л. Мэмфорду [4], подчинения человека машине по М. Хайдеггеру [5], духовной и этической деградации человека как экономического фактора, одного «из видов сырья» по К. Ясперсу [6]. В книге «Идеал справедливости и действительность» [7] Г.К. Ермолина так характеризует проблему: «производственные отношения мешают человеческому прогрессу, ставят личность в один ряд с вещными, техническими факторами, а то и ниже, делая эти факторы безразличными к человеку, превращая его в стихийную, но одаренную разумом, а потому и крайне опасную, для него, всего человечества, силу».

На данную проблему в философской литературе не существует единой точки зрения. Так, согласно Т. Имамичи [8], техническая реальность на Востоке изначально привлекалась совместно с природной средой для объяснения объективной реальности и человеческого бытия, в отличие от западной концепции, где природа противостоит духу.

В философии средних веков, механика считается полноправным основанием философии, уже Гуго Сен-Викторский в 1120 г называл философии как теоретическую, практическую, механическую и логическую [9]. Однако К. Митчем, изучающий этимологию философии техники как понятия, называет началом философского направления труды И. Ньютона, указывающего на то, что натуральная философия использует принципы механики [10]. Горохов В.Г. и Розин В.М. называют дату возникновения философии техники как конец XIX начало XX века, связывая ее появление с именами философствующих инженеров - Э. Гартига,

Ф. Рело, А. Ридлера, П. Энгельмейера и философов - Э. Каппа, А. Эспинаса, Ф. Бона [11]. Следует ли считать в таком случае инженерию, «технику изнутри» полноправной философской концепцией техники. Как тогда расценивать высказывание Н.А. Бердяев в «Человеке и машине», вышедшей в свет в 1933 году: «поразительно, что до сих пор не была создана философия техники и машины ... не осознана как проблема духовная, как судьба человека» [3].

Таким образом, рассуждения об истоках технических представлений как части миропонимания и мировоззрения, как философской категории формирует три концептуальных взгляда на технику и ее актуализацию в обществе:

1. Отказ от технологической цивилизации, морали технической эры и рациональных ценностей. Техника как средство, техника как инструмент, способствующий отражению, воплощению собственной духовности в единстве с миром и природой в мировоззрении Востока и последователях античности.

2. Использование техники ради техники, изучение технического бытия изнутри, ценностная ориентация и вера в технический прогресс, в рациональную разрешимость человеческой несвободы при помощи технических средств.

3. Гуманитарная философия техник, не отказ от техники вообще, а выработка нетехнических, транстехнических воззрений для интерпретации смысла техники средствами прежде всего духовной культуры - философии, искусства, религии.

В современном обществе, когда по словам Д. Мартина: « сегодня нам легче уничтожить нашу планету, чем ликвидировать нанесенный ей ущерб» [12], последняя концепция может претендовать на первенство. Такая истинная философия - руководство к социальному действию, появляется тогда, когда в ней есть человек, идеалы и смысл его бытия, прочие же взгляды не больше, чем рефлексия механисцистской картины мира, рационально разделенной, антагонистической, антигуманной реальности, где человек и его бытие уже не часть единой духовной реальности, объединяющей и естественно-природную среду как на Востоке, и культуру и техническое творчество времен Античности.

Тем не менее, изучая, в дальнейшем, генезис философско-технико-экономических представлений можно достаточно точно установить противоборство двух концепций -инженерной и гуманитарной философии техники.

Смысл первого направления - технический оптимизм, идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассматривается как единственный или первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса. Можно говорить и о «мифолюбии», вере в полную безопасность техники, технологическое могущество, в технический автоматизм, который не может не превращаться в что-то хорошее для людей, народов, цивилизаций [13]. Как отмечалось выше, гармонизированное представление о технике, как составной части культуры, мастерстве или искусстве («тэхнэ» - искусство, знание, инструмент) в античности, а экономике как об аристотелевской «ойкономии» (искусстве, науке ведения домашнего хозяйства) [14], через средневековую Божественно-творческую концепцию, в эпоху Возрождения-Просвещения противопоставляется экономическая специализация, секуляризация и разделение техники, искусства, разума.

Эрнст Капп, немецкий мыслитель, основал концепцию, согласно которой техника представляет собой проекцию органов человека.

Глобальная техническая абстракция по Каппу - это устройство систем коммуникаций и государства, сочетающего «колонизацию» природной среды с «колонизацией» человека [11].

А. Эспинас и Ф. Бон, П. Энгельмейер, Х. Рассел, М. Бунге, Ж. Лафит и, наконец, Ф. Дессауэр с пониманием техники как сопричастной божественному творению и «величайшего земного переживания смертных» [15] последовательно конструировали новую техническую реальность.

В противоположность инженерной концепции, гуманитарная философия техники вводит положение о первичности гуманитарного начала перед техническим. Становление технически развитых обществ привело к тому, что гуманитарная философия систематически пытается защитить приоритет нетехнического начала. Первоначально, вызов приобрел форму романтической критики экономического прогресса как у Ж.Ж Руссо [16] в «Рассуждениях о науках и искусствах», и даже у социальных философов от Маркса [17] до Маркузе [18].

В XX веке экзистенциальные и близкие к ним философы А. Бергсон [19], К. Ясперс [20] , Г. Марсель [21] использовали концептуальный аппарат для того, чтобы показать проблематичность современного технологического общества. Хайдеггер М. [22], Ясперс К. [20], Мэмфорд Л. [4] последовательно доказывали тот факт, что техника поставила человека себе на службу, природа человека деградирует, люди становятся функциональными элементами и материалом бездушной машины - поставляющего производства.

В 1835 году инженер-химик Эндрю Юр (Andrew Ure) предложил термин «философия производства» [23] для выражения собственных представлений об устройстве экономики производства как тотальной автоматизации и таким образом повсеместной инициации функционирования самодействующих машин. Язык Юра, убедительный тон доказательства превосходства техники и науки над человеком, может на первый взгляд показаться шокирующим и даже циничным для любого человека думающего и морального, хотя именно данная парадигма механисцизма совершенно серьезно, как отмечалось выше, пришла на смену свободному творчеству античных мастеров и боже

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком