научная статья по теме ФОРМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИНДИИ: КАСТА И ДЖАТИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ФОРМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИНДИИ: КАСТА И ДЖАТИ»

Nowosielski 1857 - Nowosielski A. Lud ukrainski. T. I, II. Wilno, 1857. Thompson 1961 - Thompson S. The Types of the Folktale. Helsinki, 1961.

Uther 2004 - Uther H.-J. The Types of International Folktales. Based on the System of A. Aarne and

S. Thompson. Part I. Helsinki, 2004. ZWAK 1877-1893 - Zbior Wiadomosci do Antropologii Krajowej. T. I-XVII. Krakow: Komisja Antropologiczna Akademii Umiej?tnosci, 1877-1893. T. V - 1881. T. IX - 1885.

A.I. Ber-Glinka. Toward a Typology of Plots of East Slavic Folktales 672 and 673 According to the Aarne - Thompson System

Keywords: East Slavic folktale, Russian folktale, Byelorussian folktale, Ukrainian folktale, Aarne - Thompson tale type index, Uther tale index, snake, guardian snake, grateful animals, wormwood, sagebrush, prohibition on looking back, magic assistans, language of animals

The article attempts to systematize the presently available versions of the plot from folktales about snakes, related to the types 672 and 673 according to the Aarne - Thompson tale type index; a number of those are not included either in the Aarne - Thompson index or the newer Uther index. By analyzing the plot structure, the author suggests a more detailed and convenient classification system for the plots of the type considered, and demonstrates folktales whose plots appear close to the types 672 and 673 in the Aarne - Thompson index.

ЭО, 2014 г., № 1 © А.В. Иванов

ФОРМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИНДИИ: КАСТА И ДЖАТИ*

Ключевые слова: джати, каста, идентичность, кровное родство, ритуальное родство

В статье рассматривается вопрос кастовой идентичности. Для этого собраны некоторые определения для касты и для джати - двух групп, с которыми себя соотносит индиец; проведен анализ их возникновения и отличительных черт. Вывод, к которому подводит статья, заключается в том, что персональная идентификация осуществляется индийцем на уровне джати, а идентификация им другого человека осуществляется на уровне касты или варны, служащих для упорядочения многочисленных джати в соответствии с ритуальным и экономическим статусом.

Введение и вопросы. В антропологии много внимания уделяется определению понятия "идентичности" и вопросу о том, как идентичности формируются. Эта статья посвящена кастовой идентичности, но мы считаем возможным применить в этом вопросе опыт и терминологию двух известных концепций этнической идентичности.

Алексей Вадимович Иванов - к.и.н., преподаватель Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ; e-mail: alex.freeday@gmail.com

* Статья написана при поддержке Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в рамках реализации программы стратегического развития на 2012-2013 гг. (проект 2.1.3).

Первая из них - это примордиализм, для его последователей этническое самосознание является одной из первичных форм персональной идентификации. К этой школе относятся, например, такие известные ученые как С.М. Широкогоров и Ю.В. Бромлей. Вторая концепция - конструктивизм, с точки зрения которого этническое самосознание зависит от ситуации, в которой оказался конкретный человек, и таким образом идентичность является следствием действия определенных социальных институтов. Этносам как "объективно существующим совокупностям" конструктивистами противопоставляются этносы "как объективированные представления, реализованные в совокупности институтов и практик" (Соколовский 2004: 24). Мы попробуем использовать эти подходы для анализа кастовой идентификации. Является ли каста или племя1 тем, что дано человеку с самого начала его жизни, или эта идентификация "сконструирована"? И если да, то кем и когда? Мы постараемся суммировать мнения, высказанные специалистами по этому обширному вопросу.

Попробуем очертить границы исследования: вряд ли есть смысл писать новый трактат о кастах и затрагивать вопрос эволюции касты как института, однако, древность самого понятия обязывает нас к историческому анализу: какой каста была при ранних империях, какой при султанате и моголах, какой была при англичанах? Данные истории будут учтены при ответе на поставленные вопросы, но вместе с тем мы используем антропологический подход, полагая, что каста является группой, члены которой следуют неким правилам. Существование правил предполагает действия, нуждающиеся в регламентации этими правилами, и эти действия, лучше сказать взаимодействия, могут быть выяснены в процессе наблюдения и участия в обычной жизни общества. Если указать их, то в нашем распоряжении будет больше оснований судить, что есть каста. Можно сказать, что используется совмещение исторического и антропологического подходов, что, впрочем, не ново.

Индийское общество. Касты вызывают много споров в общественных науках. Они "могут быть поняты и как взаимосвязанная система вертикальной интеграции... и как независимые группы, служащие общим целям (их членов)" (Jayaram 1997: 71). Касты имеют "свое самоназвание и четкое самосознание" (Арутюнов 1987: 241), они же "зависят от уровня социальной организации" (Fox 1971: 43). Они характеризуются и "разделенностью, и взаимозависимостью" (Dube 1997: 1).

Весьма противоречивые определения, не так ли? Для того, что бы разобраться в них, необходимо начать с самого начала. В долине Инда земледельческая культура появляется в VI тыс. до н.э. (Бонгард-Левин 1985: 85). Раскопки демонстрируют определенные правила расселения ее носителей согласно с их профессиями, и это позволило предположить, что "начатки кастовой организации существовали уже в отдаленную протодравидийскую эпоху" (Karve 1961: 18).

Но преобладающее положение заняла теория, согласно которой система каст (тогда - варн) была принесена ариями во II тыс. до н.э., когда на северо-востоке современного Панджаба были сложены гимны Ригведы (Елизаренкова 1989: 436-437). "Формирование кастового строя происходило вследствие контактов пришлого населения ("праиндоевропейской этнической общности") с аборигенным, и развития социально-кастовых отношений" (Арутюнов 1980: 12). Начали оформляться те сегрегационные модели межэтнического и социального взаимодействия, которые привели к формированию кастового строя (Успенская 2010: 60). Сперва в верхнегангских равнинах, а после и в нижнем течении Ганга арии, "культура серой керамики", пользуясь терминами археологии, встречают местное население, вероятно, прежде всего про-томунда, ассоциируемое с культурой "медных кладов и желтой керамики"2, а также протодравидов3. В ведических источниках это местное население явно враждебно к пришельцам и наименования даса (враг, позже раб), асур или пани (демон), указывают скорее на военную экспансию ариев, чем на мирное заселение неосвоенных земель. А заимствования в санскрите слов из дравидийских языков и языков мунда, отмечен-

4

ные специалистами4, свидетельствуют о том, что ариям пришлось столкнуться с народами, не уступающими им в степени развития материальной культуры5. С побежденными (и непобежденными) нужно было строить взаимоотношения, и К. Леви-Строс полагал, что касты возникают в, следствие необходимости "жить рядом друг с другом" (Леви-Строс 1999: 191).

Первый этап. Система варн. Итак, сложилась известная система, в которой есть четыре иерархические варны ("вид", "цвет") сословного характера, три из которых -это сообщество "благородных" людей, двиджа, и "дваждырожденные", а четвертая -неоднородная (Успенская 2010: 76). В четвертую варну шудр попали и небольшие этнические общности, например гандика (жители Гандхры) и явана (бактрийские греки)6, и некоторые профессиональные группы.

Происхождение каждой варны объясняется в гимнах Ригведы ("Пурушасукта" Х. 90), так брахманы появились из уст первочеловека Пуруши, кшатрии (раджанья) -из его рук, вайшьи - из бедер, а шудры - из ступней. Каждой варне соответствовал определенный цвет: белый цвет варны брахманов олицетворял собой благость (сатт-ва), красный кшатриев - страсть (раджас), желтый вайшьев - смешение двух этих качеств, а черный цвет варны шудр - тамас, темноту (Бонгард-Левин 1985: 164). Варна - это сословие: варна брахманов - это сословие жрецов и учителей, варна кшатриев - сословие воинов, варна вайшья - сословие торговцев, а варна шудра - это сословие земледельцев.

Второй этап. Джати. На основе этих сословий и формируется кастовый строй. Каждая группа, этническая или профессиональная, попадает в одну из четырех варн, и этим определяется участие каждого члена этой группы в общих церемониях. Индийцы называют такую группу джати. "Что на самом деле составляет кастовую систему, это множество джати, характерных для каждого отдельного региона" (Srinivas 1991: 24). "Джати - это именно те модули структуры, из которых составлено индийское традиционное общество" (Успенская 2010: 229). Почему же тогда система называется "кастовой"? Что такое джати?

Слова с корнем "джат" имеют массу значений. Это и рождение, и жизнь, и враг, и даже этнограф7. Но основное значение - род и вид. Отдельные джати упоминаются в поздневедических текстах, обычно в связи с описанием царских ритуалов (см. Нее81егшап 1957). В раннебуддийских сочинениях термин джати обозначает и группы внутри варн, и два главных подразделения - высшее (кшатрии и брахманы) и низшее (шудры и чандалы), причем иногда в последнюю категорию включались и вайшьи (Wagle 1995: 122-123).

Джати имеют территориальную принадлежность: "джати не являлись, как правило, общеиндийскими, а охватывали группу лиц, населяющих определенный район" (Бонгард-Левин 1985: 301). В древности "джати имели выборные или наследственные органы управления, системы взаимопомощи и характерные бытовые связи (включая и обряды перехода). Они должны были следовать нормам и обычаям (свадхарма), установленным царем для каждой джати, объединения (сангха), деревни и области" (Бонгард-Левин 1985: 477-478). Е.Н. Успенская подтверждает это: "границы каждой джати довольно определенны даже в современных условиях" (Успенская 2010: 237). Как мы видим, джати - это локальная группа.

Но нас интересовали силы или интересы, удерживающие людей в составе такой группы. Джати - это то, что каждый человек имеет по своему рождению

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком