научная статья по теме FRANCE J. SEPARATE BUTEQUAL: CISTERCIAN LAY BROTHERS, 1120-1350. COLLEGEVILLE, MINNESOTA, 2012. ХХХ, 373 Р. ФРАНС ДЖ. ОБОСОБЛЕННОЕ РАВЕНСТВО: ПОЛОЖЕНИЕ ЦИСТЕРЦИАНСКИХ КОНВЕРСОВ В 1120-1350 ГГ. КОЛЛЕДЖВИЛ, МИННЕСОТА, 2012. ХХХ, 373 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «FRANCE J. SEPARATE BUTEQUAL: CISTERCIAN LAY BROTHERS, 1120-1350. COLLEGEVILLE, MINNESOTA, 2012. ХХХ, 373 Р. ФРАНС ДЖ. ОБОСОБЛЕННОЕ РАВЕНСТВО: ПОЛОЖЕНИЕ ЦИСТЕРЦИАНСКИХ КОНВЕРСОВ В 1120-1350 ГГ. КОЛЛЕДЖВИЛ, МИННЕСОТА, 2012. ХХХ, 373 С»

France J. SEPARATE BUT EQUAL: CISTERCIAN LAY BROTHERS, 1120-1350. COLLEGEVILLE, MINNESOTA, 2012. XXX, 373 p.

Франс Дж. ОБОСОБЛЕННОЕ РАВЕНСТВО: ПОЛОЖЕНИЕ ЦИСТЕРЦИАНСКИХ КОНВЕРСОВ В 1120-1350 гг. КОЛЛЕДЖ-ВИЛ, МИННЕСОТА, 2012. ХХХ, 373 с.

Данное исследование Джеймса Франса посвящено одному из важных вопросов цистерцианской монастырской жизни в Средние века, а именно институту так называемых конверсов (conversi). Эта книга является не первой научной работой Дж. Франса, посвященной истории цистерцианского ордена. В своих предшествующих исследованиях он затрагивал проблемы цистерцианской духовности и искусства1, однако в данной книге ученый подвергает анализу такую социально-экономическую сторону жизни «новых» монастырей, как труд и быт конверсов. В центре внимания автора находится сам conversus («обращенный») или frater laicus («брат-мирянин») и его положение в монастыре, функции, роль в жизни монашеской общины2.

Для анализа заданной проблематики Дж. Франс использует письменные источники, которые можно разделить на две группы: агиографические (exempla, vitae, miracula, revelationes и т.д.) и нормативные (regula, statuta capitulorum, usus conversorum и т.д.). При этом автор вполне справедливо отмечает частую предвзятость и специфичность агиографического материала, проходящего через своеобразный «монашеский фильтр», т.е. отбор, осуществляемый образованными монахами. Именно монах письменно фиксирует тот или иной сюжет, взятый из монастырской жизни, и накладывает на его литературное оформление ощутимый отпечаток. По мнению Дж. Франса, основной целью создания разного рода видений, откровений и exempla является выстраивание внутри монашеской общины собственной идентичности, таким образом, герои повествования (будь то монахи или конверсы) в первую очередь несут на себе дидактико-идеологическую и тесно связанную с ней композиционную нагрузку. В то же время, что касается уставной литературы, то Дж. Франс уделяет недостаточно внимания специфике данного типа исторических источников3.

1 France J. The Cistercians in Scandinavia. Kalamazoo, 1992; Idem. The Cistercians in Medieval Art. Stroud; 1998; Idem. Medieval images of Saint Bernard of Clair-vaux. Kalamazoo, 2007.

2 Отмечу, что Дж. Франс упоминает о существовании конверсов в женских монастырях (conversi monialium), а также сестер-мирянок (conversae), однако они остаются за рамками данного исследования.

3 Так, говоря об анализе уставной литературы, автор не указывает на то обстоятельство, что уставы содержат сведения о том, как должна протекать жизнь

Хронологические рамки, заявленные в названии монографии, совпадают с тем периодом, который охватывает содержание книги (11201350 гг.). Дж. Франс остается в границах рассматриваемого периода, экскурсы в историю монашества в каждом отдельном случае вполне уместны.

Автор вполне обоснованно начинает исследование с объяснения термина conversi через противопоставление его термину oblati, также nutriti. Дж. Франс объясняет смысловые различия приведенных категорий обитателей монастыря.

По тематике содержания книгу можно разделить на четыре части, которые не совпадают с числом и последовательностью глав в книге (13 глав). Первая часть (1, 2 главы4) является вводной. В ней содержатся сведения общего характера о том, кем были первые конверсы, какова их социальная принадлежность, мотивация вступления в цистерциан-ский монастырь и основная деятельность. Здесь же автор вводит читателя в проблематику, связанную с эволюцией отношения к физическому труду в западноевропейской монастырской традиции. В то же время Дж. Франс делится весьма любопытными наблюдениями, основанными на цитатах из используемых им источников. Так, он отмечает, что устоявшееся мнение об исключительно низком происхождении кон-версов нуждается в корректировке: не единожды в агиографических текстах встречаются упоминания вполне знатных людей, избравших жизнь брата-мирянина (например, quondam milites praeclari). Однако открытым остается вопрос мотивации вступления рыцарей в цис-терцианскую обитель в данном качестве, и готового ответа на него Дж. Франс пока не имеет.

Вторая часть (3 и 6 главы)5 посвящена соотношению и степени интенсивности духовного (opus Dei, lectio divina) и физического труда (labor manuum) в жизни конверсов. Дж. Франс отмечает, что конверсы могли знать из молитв лишь «Pater noster», «Credo in Deum», «Miserere mei, Deus», причем обязаны были читать их непременно наизусть, духовное чтение же (lectio divina) было полностью исключено и официально запрещено6. Не остается без внимания автора также проблема взаимодействия монахов и конверсов в разное время года в зависимости от масштаба необходимых сельскохозяйственных работ. Ученый

конверса, но не о том, как в действительности конверсам и монахам удавалось находить общий язык.

4 Chapter 1. Who were the Lay Brothers? Chapter 2. Manual Labor of Monks before the Lay Brothers. France J. Separate but equal: Cistercian lay brothers, 1120-1350. Collegeville, 2012. P. 1-57.

5 Кажется особенно странным, что эти тематически связанные главы оказались отделенными одна от другой на 2 главы.

6 Сам факт подобного запрета и самая его суть указывают на то, что, несмотря на частое обозначение конверсов как illiterati, значительное их количество умело читать и хотя бы в минимальном объеме понимать прочитанное.

500

Рецензии

приходит к выводу, что монахи помогают братьям-мирянам только во время сбора урожая.

Самой объемной и, пожалуй, наиболее любопытной для медиевистов, занимающихся историей монашества, является третья часть монографии (главы 4, 5, 7, 8). Она посвящена различным приемам дифференциации конверсов как отдельной социальной группы в стенах одного монастыря. Так, Дж. Франс анализирует способы их внешней, визуальной демаркации (наличие бороды, отсутствие тонзуры, иная одежда), а также топографическую обособленность конверсов от монахов (отдельные галереи, помещения и т.д.). Далее автор рассматривает юридически закрепленные ограничения, распространявшиеся на конверсов, но не затрагивавшие жизнь монахов (братья-миряне не могли занимать никаких монастырских должностей, интеллектуальная деятельность была строго лимитирована и т.д.).

Справедливо выделить две непоследовательно стоящие главы (глава 9 (С. 199-231), глава 12 (С. 269-300)7) как четвертую часть книги. В главе 9 Дж. Франс рассуждает с опорой на источники о добродетелях (смирение, послушание, обет молчания, открытость помыслов), требуемых и ожидаемых от конверса, и о пороках, распространенных в среде братьев-мирян8. Автор проводит хотя и не системное, но прослеживающееся читателем в логике исследования данной проблемы противопоставление этих качеств. В главе 12 он продолжает описывать отклонения в предписанном правилами поведении конверсов, употребляя в названии данной главы монографии игру слов (conversi-perversi). Со ссылкой на знаменитого историка цистерцианского ордена Ж. Лек-лерка, ученый приводит данные протоколов заседаний Генерального Капитула, в которых упоминаются 50 мятежей братьев-мирян в период 1168-1200 гг. Подобную непокорность конверсов автор предлагает объяснять маргинальностью, промежуточностью их положения. Вполне логичным кажется развить эту идею Дж. Франса далее и указать на связь маргинальности с неустойчивостью и, главным образом, неполноценностью положения и соответствующего самоощущения братьев-мирян. Вызывает некоторое недоумение утверждение Дж. Франса о предрасположенности средневековых людей к физическому насилию и, следовательно, склонности к насильственному решению тех или иных проблем. На фоне компетентного и детального анализа исторических источников подобное стереотипное утверждение выглядит тем более неуместно (С. 277).

7 Chapter 9. Virtues and Vices. Chapter 12. Not Conversi but Perversi.

8 Особенно подробно исследователь останавливается на зависти и жадности, объясняя их распространенность среди конверсов реакцией на зафиксированный в правилах запрет обладать каким-либо имуществом. В exempla неоднократно встречаются сюжеты, связанные с коммерческой деятельностью конверсов, которая не могла не вызывать осуждения.

В общую структуру монографии несколько неуклюже вписываются главы 10 (С. 231-249) и 11 (С. 249-269)9, разбирающие сюжеты нападений демонов на конверсов и мистических путешествий последних в загробный мир. По сути, автор не выявляет каких-либо принципиальных отличий видений потустороннего мира, принадлежащих братьям-мирянам, от таковых у монахов. То же касается искушений и атак со стороны бесов - едва ли в тексте можно найти специфические, ориентированные исключительно на конверсов козни дьявола. Все разнообразие обстоятельств, при которых демоны нападают на обитателей монастыря, относится в большинстве случаев к монастырской повседневности. Таким образом, данные главы не столько характеризуют конверсов с какой-то конкретной стороны, сколько содержат ряд занимательных историй в духе exempla, в которых брату-мирянину посчастливилось быть одним из действующих лиц.

Несмотря на некоторые композиционные недостатки монографии Дж. Франса, данная работа, вне всяких сомнений, является уникальным в своем роде исследованием повседневной жизни цистерцианских конверсов. Эта книга представляет интерес не только для историков цистерцианского ордена, но и для широкого круга медиевистов, интересующихся проблемами коммуникации различных по статусу групп и отражения их взаимодействия в источниках.

Е.А. Кузьменко

9 Chapter 10. The Onslaught of Demons. Chapter 11. Visions of the other World.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком