научная статья по теме ФРАНЦУЗСКАЯ БАЛЕТНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ XVIII ВЕКА Языкознание

Текст научной статьи на тему «ФРАНЦУЗСКАЯ БАЛЕТНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ XVIII ВЕКА»

Французская балетная терминология в русском языке XVIII века

© Л. Г. ЛИТВИНОВА, кандидат исторических наук

Среди французских книг, переведенных на русский язык в XVIII веке, "Танцовальный словарь" Шарля Компана занимает особое место. Это было первое издание о балете, ставшее доступным русским читателям на их родном языке. Словарь, напечатанный в 1790 году в типографии Московского университета, сразу привлек внимание как библиофилов, так и балетоманов, уже существовавших к этому времени в России. Французская балетная терминология, представленная Ш. Ком-паном, с того времени прочно вошла в словарный состав русского языка и не потеряла своего значения в наши дни.

Переводчик Антон Барсов названия статей привел на русском и французском языке. В словаре Ш. Компана, помимо балетной терминологии, представленной в алфавитном порядке, изложены уникальные сведения об истории европейского балета, об истоках хореографии, о балах и бальной культуре, правилах и основах танцевального искусства. В первых строках своего повествования Ш. Компан разъясняет цель данного исследования: "... я не из пристрастия какого либо предпринял сочинить сей Словарь; но как доселе не было ни одного человека, которой бы объяснил танцовальные слова, и дал сведение о началах сей науки: то я и осмелился издать оный ..." [1. С. 4.].

Словарь начинается со статьи "Академия танцов" (Académie de danse), из которой становится известно, что Французская Королевская академия танца (L4Académie royale de danse) была основана в 1661 году в Париже по указу короля Людовика XIV [2. С. 17], директором которой стал балетмейстер П. Бошан, именовавшийся в то время просто учителем танцев.

Далее Ш. Компан объясняет термин танцмейстер (Maître à danser): "На жалованье содержащийся танцовщик, который обучает хореографии и наставляет отроков в танцовании" [1. С. 279].

Королевская академия танца под руководством Бошана способствовала утверждению "благородной" французской школы танца, регламентировала формы и терминологию балетного танца, который стал складываться в систему классического [2. С. 91, 551]. По словам Ш. Компана: "В танцовальном искусстве теперь употребляются шаги, так называе-

ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ПИСЬМЕННОСТИ

85

мые na, пли£, элeвe, come, шбриоль, moмбe, глисce, притом обороты тела, Kadancbi, фигуры" [1. С. 115].

Бamмaнy (Battements) или бтнию посвящена отдельная статья, которая содержит сведения о движениях работающей ноги: "Биения суть движения, производимым на воздухе одною ногою в то время, как тело расположено бывает на другой; оне делают танец весьма блистательным, а особливо когда делаются без принуждения..." [1. С. 50]. В дальнейшем в классическом танце каждое na танцовщика и танцовщицы непременно должно было содержать элемент бamмaнa, имеющего множество форм [2. С. 59].

Термины классического танца, выработанные во Франции, в дальнейшем будут использоваться в Европе, а затем и в России.

Балет появился во Франции после окончания длительных Итальянских войн (1494-1559). С этого времени туда потянулись итальянские литераторы, художники, архитекторы, певцы, музыканты и учителя танцев, в обязанность которых входило и устройство нескончаемой череды праздников при французском королевском дворе.

Итальянские танцмейстеры - представители танцевальной школы, сложившейся в XVI веке в Италии, познакомили французов с так называемыми фё„урнымё maнцaми. В словарной статье "îmypa" (Figure) Ш. Компан объясняет, что так называют различные шаги, "кои делают танцовщики порядком и по тактам отличаемым различными знаками" [1. С. 202]. Танцовщики кордебалета, образовывая разные геометрические фигуры, исполняли групповые танцы, оттеняя таким образом танцы главных персонажей. Именно поэтому исполнителей таких фигурных танцев именовали фигyрaнmaми и фигyрaнmкaми [3. Л. 21, 22, 26].

Термин же бaлeринa - танцовщица в балетной труппе, вошел в употребление лишь во второй половине XIX века, после триумфальных выступлений на сценах различных стран Европы итальянских танцовщиц-виртуозок. Между тем, если у итальянцев фигурные танцы были лишь фоном для виртуозов, когда зрителя завораживало только мастерство солиста, то у французов благодаря искусству балетмейстеров подобные танцы стали главными в представлении.

Из статьи "Бaлemмeйcmeр" (Maître des ballets) становится известно, чем он занимался: ".обязанный сочинять балеты <.> [он] связывает танец с действием, выдумывает сцены соразмерныя драмам <.> когда они [балетмейстеры] приводят только в порядок шаги, и делают фигуры, ограничивающиеся одними кругами, четвероугольниками, прямыми линеями, колесами и цепьми" [1. С. 266-267]. Обмениваясь опытом, балетмейстеры "посылали друг другу небольшие контрдансы и выигрышные и трудные фрагменты, такие, как "Анжуйский менуэт", "Бретань", "Новобрачная", паспье..." [4. С. 214.] и др.

Известно, что термин бaлemмeйcmeр произошел от слова бaлem. В свою очередь, бaлem в Италии в конце XVI века первоначально обозна-

чал не спектакль, а танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. В статье "Балет" (Ballet) Ш. Компан пишет: "Театральное действие, представляемое танцованием и пляскою, которое всегда соединено с музыкою. Сие слово происходит от древняго Французскаго слова Baller, балер, плясать, увеселяться" [1. С. 44]. Более того: "Балетом еще называют во Франции некоторыя странныя оперы, в коих тан-цование совсем не так расположено, как в других, и не причиняет никакой приятности <.. .> В сих балетах каждое действие имеет различныя содержания, соединенныя между собою единственно некоторыми общими соотношениями, коих зритель никогда не может приметить" [1. C. 48-49], если о том его не предупредят в прологе.

Действительно, возникнув в Италии в эпоху Возрождения, балет попадает во Францию, где появляются первые балетные спектакли-представления, включавшие музыку, слово и танец. Балет в то время был лишь дополнением к драматическим и оперным спектаклям, принимая характер дивертисмента (первоначальная форма балета). Ш. Компан в статье "Дивертиссеман" (Divertissement - от франц. "увеселение, развлечение") писал: "Сим именем называют известныя собрания танцов и песен, которыя обыкновенно в Париже помещают в каждое действие оперы, балета или трагедии" [1. С. 178].

В заключение хотелось бы заметить, что благодаря книге Ш. Ком-пана российский читатель XVIII века впервые получил возможность ознакомиться с французской балетной терминологией, расширить свой словарный запас, а также почерпнуть разные сведения по истории европейского хореографиического искусства от античности вплоть до второй половины галантного века.

Литература

1. Компан Ш. Танцовальный словарь, содержащий в себе историю, правила и основания танцовального искусства, с критическими размышлениями и любопытными анекдотами, относящимися к древним и новым танцам. М., 1790.

2. Балет: энциклопедия. М., 1981.

3. Мухин Д.И. Рукопись "Книга о балете". ГЦТМ, Рукописный отдел Музея им. Бахрушина. Ф. 181, инв. № 1.

4. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. М.-Л., 1965.

5. Энциклопедический словарь. Издатели Ф. А. Брокгауз (Лейпциг) и И.А. Ефрон (С.-Петербург). СПб., 1897.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком