научная статья по теме ФРАНЦУЗСКОЕ ДУХОВЕНСТВО, КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ И ПАПСКИЙ ПРЕСТОЛ В 1789 ГОДУ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ФРАНЦУЗСКОЕ ДУХОВЕНСТВО, КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ И ПАПСКИЙ ПРЕСТОЛ В 1789 ГОДУ»

Новое время

© 2015 г.

В.К. РУСАКОВСКИЙ

ФРАНЦУЗСКОЕ ДУХОВЕНСТВО, КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ И ПАПСКИЙ ПРЕСТОЛ В 1789 году

Французская революция 1789 г. - одно из величайших событий в мировой истории, коренным образом трансформировавшее существующий общественный порядок. Ей предшествовал королевский указ о созыве высшего сословно-представительного учреждения - Генеральных штатов, до этого не собиравшихся почти 200 лет. Весной 1789 г. во Франции проходила выборная кампания, во время которой представителями сословий в различных регионах страны были созданы наказы - инструкции для своих депутатов в Ассамблее Генеральных штатов. В наказах содержалась программа их составителей, а также перечень наиболее актуальных политических, экономических и социальных требований. Наказы являются важнейшим источником для изучения общественных настроений накануне революции. Отечественная историография не оставила эти документы без внимания. В частности, они изучались таким крупным советским историком, как А.В. Адо, который рассматривал в своем исследовании тексты крестьянских наказов, и Л.А. Пименовой, сосредоточившейся на дворянской программе, содержавшейся в нака-зах1. В настоящей статье продолжена традиция изучения наказов. В ней проанализированы документы, исходящие от первого привилегированного сословия - духовенства.

* * *

С давних времен французская церковь имела особые взаимоотношения с Папским престолом в связи с заслугами французских монархов перед Ватиканом и своей "древностью" - Франция приняла христианство еще в V в. Ее правитель носил почетный титул "le roi très chrétien" - "христианнейший король, старший сын церкви". Этот титул многократно даровался французским королям Римским престолом, а в XV столетии был закреплен за ними навсегда2. Идея "избранности" королевства неоднократно встречалась в произведениях французских легистов раннего Нового времени.

Ряд религиозных и правовых доктрин, обосновывавших особое положение французской церкви по отношению к Риму и формировавших особую систему отношений между Папой и французским духовенством, получил название "галликанизм". Впервые этот термин был употреблен на I Ватиканском соборе в 1869 г. Ранее для характеристики этого статуса французской церкви использовались такие термины, как "галликанские свободы", "древние свободы галльской церкви" и т.д.3 Считается, что

Русаковский Владимир Константинович - аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

1 См.: Адо А.В. Крестьяне и Великая французская революция. Крестьянское движение в 1789 - 1794 гг. М., 1974; Пименова Л.А. Дворянство накануне Великой французской революции. М., 1986.

2 Малинин Ю.П. Франция в эпоху позднего средневековья. СПб., 2008, с. 246.

3 Цатурова С.К., Пименова Л.А. Галликанизм. - Православная энциклопедия, т. 10. М., 2005, с. 350.

идеология галликанизма зародилась еще в Средневековье, а в Новое время получила дальнейшее обоснование в произведениях королевских легистов, что было связано с формированием французского централизованного государства. Различные социальные институты (королевская власть, парламенты, церковь) трактовали идеи галликанизма по-разному, в связи с чем в современной историографии различаются несколько типов галликанизма.

Систематическое изучение галликанизма началось в XX в., когда и наметились две тенденции в его освещении. Согласно первой из них, главным проводником политики галликанизма являлось абсолютистское государство. По мнению исследователей, придерживающихся данной точки зрения, суть галликанизма заключалась в желании государства распространить свое влияние на все сферы общественной жизни и все социальные институты, в том числе и на церковь. Подобным образом галликанизм освещается в работах Р. Мунье, Г. Метивье, М. Фожель, Ф.-К. Эммануэли4. Сторонники другой концепции рассматривают проблему галликанизма с точки зрения не государственно-церковных, а церковно-государственных отношений. Галликанизм, считают они, был течением, возникшим в среде клира. В его основе лежало представление об особой роли французской церкви и ее привилегированном положении по отношению к Папскому престолу. При этом представители церкви нередко опирались на королевскую власть, используя ее в качестве естественного союзника в борьбе с Папским престолом. Такую позицию можно встретить в работах Ж. Тома, В. Мартена, П. Бле5.

Достаточно узкие и односторонние трактовки галликанизма сохраняются и до сих пор. К примеру, в одном из последних изданий Французского теологического словаря галликанизм рассматривается как явление сугубо политическое, в основе которого лежит представление о разделении светской и церковной власти, и как характеристика взаимоотношений между монархией и Папским престолом, а также между монархией и французской церковью6.

В последние годы большинство специалистов трактуют галликанизм более широко и универсально, считая его не только совокупностью церковных, политических и правовых доктрин, обосновывающих привилегированное положение французской церкви по отношению к Папскому престолу, но в целом и системой взаимоотношений между монархией и французской церковью, с одной стороны, и французской церковью и Римом - с другой7. Такая точка зрения представляется более взвешенной, поскольку позволяет рассмотреть французский галликанизм во всем его многообразии и понять истоки этого явления.

С давних пор взаимоотношения между Папским престолом и французской церковью регулировали особые правовые соглашения. Важнейшими из них были Прагматическая санкция (1438 г.) и Болонский конкордат (1516 г.). Они разграничивали полномочия Папы и короля в важнейших для церкви вопросах, связанных с инвеститурой (т.е. утверждением священнослужителей в духовном сане) и владением церковными землями.

Согласно Прагматической санкции была установлена выборность высших чинов духовенства (аббатов и епископов) капитулами и монастырскими общинами. При этом

4 Mousnier R. État et société sous François 1-er. Paris, 1967; idem. Les institutions de la France sous la monarchie absolue 1598-1789, v. 1-2. Paris, 1974; Methivier H.L. Ancien régime. Paris, 1968; Fogel M. L'état dans la France moderne de la fin du XVe au milieu du XVIIIe siècles. Paris, 1992; Emmanuelli F.X. État et pouvoirs dans la France de XVI-XVIII siècles. La métamorphose inacheveé. Paris, 1992.

5 Thomas J. Concordat de 1516, ses origines, son histoire au XVI siècle. Paris, 1910; Martin V. Les origines du gallicanisme, v. 1-2. Paris, 1939; Blet P. Le clergé de France et la monarchie. Étude sur les assemblées générales du clergé de 1615 à 1666, v. 1-2. Rome, 1959.

6 Dictionnaire critique du théologie. Publ. sous la direction de J.-I. Lacoste. Paris, 1998.

7 Van Kley D. The Religious Origins of the French Revolution. Yale, 1996; Плешкова С.Л. Франция XVI - начала XVII века: королевский галликанизм. (Церковная политика монархии и формирование официальной идеологии). М., 2005.

церковь получила право раздавать бенефиции (утверждать прелатов в должности и передавать в их владение землю) и согласовывать размер аннатов - денежных отчислений в пользу Папы, выплачиваемых при получении церковного бенефиция. Король мог рекомендовать своих кандидатов на должности, однако представители духовенства имели право отклонить предложенную кандидатуру. За Папой сохранялось право утверждать решения французского духовенства. Прагматическая санкция предусматривала также приоритет власти церковных соборов над властью Папы8.

Дальнейшие успехи королевской власти в деле централизации страны и продолжавшийся поиск компромисса с Папским престолом в вопросах инвеституры привели к появлению нового документа - Болонского конкордата. Он закреплял порядок назначения на высшие церковные должности. Право назначать прелатов переходило к королю, однако Папа мог наложить вето на избрание того или иного кандидата, и в этом случае монарху надлежало в течение трех месяцев предложить новую кандидатуру. Король получил практически неограниченное право распоряжаться доходами с вакантных церковных бенефициев. В конкордате отсутствовало положение о приоритете власти соборов над Папой9.

При сравнении Болонского конкордата с Прагматической санкцией становится очевидным, что в последнем документе существенно урезалась автономия церкви и усиливалось вмешательство в ее дела как короля, так и Папы. Католическая церковь и французская монархия оказались тесно связанными. Во-первых, король по Болонскому конкордату получил право активно вмешиваться в жизнь церкви, назначая на должности прелатов и распоряжаясь значительной частью церковного земельного фонда, во-вторых, сама королевская власть со временем попадала в зависимость от французского духовенства.

Король часто был вынужден обращаться к представителям церкви, которые располагали значительными материальными средствами, за денежными займами, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета. Долги центральной власти разрослись до таких размеров, что накануне революции превратились в один из ключевых вопросов во взаимоотношениях между представителями церкви и королевской администрацией.

Французская церковь являлась важнейшей опорой королевской власти. В ряде правовых актов, в частности в сочинениях королевских юристов XVI-XVII вв., католицизм провозглашался опорой монархии10. Духовенство короновало монарха и принимало деятельное участие в сакрализации его персоны. Король становился не только выразителем национальных и государственных интересов, но и воплощением божественной воли.

В XVII столетии королевская власть начала все интенсивнее вмешиваться в дела церкви. В 1660-е годы это привело к открытому конфликту с Папским престолом. Он возник из-за права "регалии", зафиксированного Болонским конкордатом, согласно которому король мог пользоваться доходами с вакантных церковных бенефициев (в период после смерти одного и до назначения нового епископа) и по своему усмотрению жаловать бенефиции. Когда Людовик XIV расширил действие этой правовой нормы на земли, прис

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком