научная статья по теме Функции права в аспекте его общесоциальной ценности Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Функции права в аспекте его общесоциальной ценности»

Функции ПРАВА в АСПЕКТЕ ЕГО ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ

Л.В.Сокольская, профессор Казахстанско-Россий-ского института (г. Усть-Каменогорск), кандидат юридических наук

Сегодня при исследовании проблемы сущности права обязательно подчеркивается, что право имеет общесоциальную ценность, т. е. обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Общесоциальная сущность права достаточно полно раскрывается через его функции.

Регулятивная функция права в любой период развития человеческого общества являлась доминантной, самоцен-

ной. Можно уточнить - генетической, так как проблемы взаимодействия, упорядочения общественных отношений зарождаются в период выделения личности из синкретического первобытного коллектива. Однако, по мнению С.Ф. Ударцева, «право человеческого общества имеет дочеловеческую историю (предысторию)». Исходя из того, что человек является представителем животного мира, он высказывает предположение, что «мононормы первобыт-

ного общества обнаруживают связь не только с последующим развитием права, но и определенную связь с предшествующим или параллельно существующим механизмом регулирования поведения всех социальных животных» [1, с. 32]. Мононормы (сложносоставные нормы, связанные с инстинктивным регулированием поведения социальных животных) имеют биологическую и социально-биологическую природу. Об этом свидетельствуют достижения в области социобиологии, зоопсихологии, социальной психологии и т. д. [2; 3] С.С. Алексеев также обращает внимание на то, что «именно сейчас, в наше время, все более утверждаются в научном мире данные о биосоциальных предпосылках поведения людей» [4, с. 50]. Таким образом, можно предположить, что фундаментально-генетические мононормы регулируют поведение социальных животных для поддержания их существования, защиты и развития. Этот процесс происходил задолго до выделения человека из синкретического общества и появления права как регулятора общественных отношений.

С развитием человеческого общества усложняются общественные отношения и появляется право, которое по глубинной своей природе обеспечивает регулирование, упорядоченность и связанность социальной жизни. В научных работах по истории, этнографии и правоведению, изданных в последние годы, часто идет речь о существовании права и правовых отношений в догосударс-твенную эпоху. Существование права за тысячи лет до возникновения общественных процессов, именуемых марк-

систами становлением классов, вытекает из его общесоциальной сущности.

В качестве объективной основы появления права в догосударственную эпоху выступают конфликтные ситуации и интеракция индивидов (межличностное взаимодействие). Конфликтные ситуации между индивидами (отрицательная социально-интерактивная среда) возникают одновременно с моментом формирования общественной корпорации. Закон социальной кооперации естественным образом развивается из психического источника. Для человека жизнь в социуме настолько же естественна, как жизнь львов в прайде, волков в стае. Целью биологической и социальной кооперации является выживание. Для достижения данной цели кооперируются не просто физиологические тела, а чувства, представления и желания, т. е. то, что составляет наш психологический мир. Однако естественная потребность человека жить в обществе сталкивается с не менее естественным его стремлением к неограниченной свободе и власти, имеющим также психологическую основу. Оба эти явления составляют различные проявления одного и того же факта, - самостоятельности человеческой личности.

Люди от природы неравны: они отличаются друг от друга физиологически и духовно, что, несомненно, влияет на формирование их собственной самооценки. По нашему мнению, самооценка личности является на этапе зачатия социума катализатором в стремлении к безграничной свободе и власти. Безграничность свободы и власти ведет к произволу, хаосу и конфликтам. По

мнению Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Да-рендорфа, М. Дойча, конфликт предотвращает стагнацию, стимулирует ход колебаний взаимодействий, выступает в роли медиатора, с помощью которого артикулируются проблемы, находятся их решения, служит основой изменений в системах взаимодействия. Л. Ко-зер предполагал, что «внутригрупповой конфликт часто вдыхает новую жизнь в существовавшие нормы и приводит к возникновению новых. В этом смысле социальный конфликт выступает в роли механизма для установки норм, соответствующих новым условиям» [5, с. 209].

В обстановке «конфликтной среды» (у И. Канта «необщительная общительность», «постоянные антагонизмы»), обостренной групповой и межличностной борьбы образуется своего рода противовес - право, которое призвано внести в остросложные ситуации, характерные для общественной жизни в условиях цивилизации... нормативные начала, построенные на принципах ... согласия, учета различных интересов, взаимных скоординированных уступок» [6, с. 222]. Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что право является не только регулятором общественных отношений, а необходимым условием возникновения и существования человеческого сообщества. Здесь необходимо отметить важность не столько физического, сколько нравственного существования. В праве человек защищает условия своего нравственного существования. Стремление человека к самосохранению можно определить как стремление к порядку. Человечество за всю историю своей ци-

вилизации никогда не знало отсутствия какого-либо порядка. Ибо при первых же признаках анархии люди немедленно начинают организовываться в доступные им группы, вводя в них доступный им порядок.

Регулятивное направление правового воздействия призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с общечеловеческими ценностями. Право воздействует на поведение людей путем закрепления общественных отношений в нормативно-правовых актах. Основу нормального функционирования общества составляют правовые отношения, основанные на приоритете общечеловеческих ценностей, которым правовые нормы придают обязательную юридическую форму.

На основе общечеловеческих ценностей осуществляется первичное правовое регулирование, саморегулирование поведения в правовой сфере. Роль данных ценностей очевидна в ситуациях недостатка правовой информации, преодоления и восполнения пробелов в праве, в случаях разрешения споров в субъективном праве, в ситуациях коллизий. Особенно высока роль ценностей как первичного средства правового регулирования для законодателя - моделирование юридического пространства должно происходить в соответствии с аксиологическим его освоением: а) определение смыслов, приоритетных целей, принципов конкретного законодательного массива; б) определение иерархии ценностей в регулируемой сфере (относительные и общечеловеческие); в) возвышение до принятия абсолютов;

г) определение содержания ценностных регулятивов; д) соотнесение нормативных регулятивных средств, внесенных ими стимулов и ограничений с ценностями и т. д.

Посредством регулятивной функции права решается задача не только упорядочения общественных отношений, но и введения их в рамки социальной свободы и справедливости. Право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего общества. Р. Паунд отмечает, что право существует для поддержания мира в обществе в целом и поэтому может в интересах сохранения общества игнорировать индивидуальные интересы и социальные потребности; право представляет собой способ поддержания социального статуса-кво (status quo) индивида. Это обеспечивает сохранность социальных институтов, позволяющих человеку иметь собственную территорию свободы и избегать столкновения с другими индивидами. Право охраняет естественные права человека и способствует провозглашению и самоутверждению личности [7, с. 25].

Интегративная (социумоцентрист-ская) функция. Любая социальная система испытывает на себе сильнейшие энтропийные явления. В научной литературе неоднократно подчеркивалось, что социальные нормы необходимы «для защиты от саморазрушения, самораспада, вызываемого не только вне-

шними, но и внутрисистемными факторами, собственной противоречивой природой системы, ее имманентными особенностями» [8, с. 93]. Академик М.Т. Баймаханов отмечал важность осуществления противодействия социальными нормами энтропийным проявлениям в развитии общества, «ибо без этого оно (общество - Л.С.) окажется просто нежизнеспособным, недолговечным и не в состоянии создать своим членам нормальные или хотя бы сносные условия их жизнедеятельности» [9, с. 25].

Неэнтропийным (способность противостоять разрушительным и энтропийным тенденциям) свойством обладает и право. В статье «Право и социальный контроль» Т. Парсонс высказывает важное предположение: «В процессе развития общества первичной функцией юридической системы становится "объединяющая" функция. Это позволяет ослабить возможности конфликтов и подчинить механизм общественных отношений. Последнее достигается благодаря приверженности системе законов, позволяющей системам общественного взаимодействия работать без сбоев, возникающих в силу открытых или тайных конфликтов» [10, с. 56]. Интегральными образованиями являются общечеловеческие культурные ценности, которые выступают центрами притяжения, вокруг которых формируется правовая система и правовая культура общества в целом. Вокруг общечеловеческих ценностей осуществляется концентрация интересов, мотиваций, усилий в правовой сфере. Различные качественные определенности ценностей стягивают вокруг себя

идеи, концепции, доктрины, формируя правовую идеологию. От ее ценностного наполнения зависит тип идеологии.

Антиэнтропийные проявления права Л.М. Вайсберг называет социумо-центризмом. Он обосновывает положение о том, что социумоцентризм есть генеральная функция права. А.К. Котов подчеркивает, что «непреходящая ценность права для казахстанского общества не в принудительности, а в ег

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком