научная статья по теме Функции знака в процессе научного познания Философия

Текст научной статьи на тему «Функции знака в процессе научного познания»

Функции знака в процессе научного познания

В реальной действительности с понятием «знак» встречаются различные выражения: условный знак, дорожный знак, товарный знак, денежные знаки; знаки внимания, знак согласия, дурной знак (внешнее обнаружение); жест, движение, которым сигнализируют, сообщают что-нибудь, например, подавать знаки рукой, но мы рассматриваем знак в другом значении.

Знания становятся знаниями индивида постольку, поскольку он усваивает их вместе с Я, распредмечивает опредмеченную в нем духовную культуру. Специфика опредмечивания и распредмечивания в познавательной деятельности состоит в том, что они совершаются без материальной трансформации вещей окружающего человека мира. В процессе познания происходит изменение только образа вещи, а не самой вещи, что отличает знаково-символическую деятельность человека от материальной.

Однако опредмечивание языковых и других систем, символов и знаков невозможно вне контекста реальной жизни человека. Человек есть результат развития истории, творимой людьми в совместной деятельности, но он сам включен в активно-деятельный процесс, следовательно, осваивает социальное наследие, выступает культурно-историческим субъектом.

Знак - чувственно воспринимаемый объект (явление), выступающий в процессе познания реальной действительности в качестве указания, обозначения или представления другого предмета (события, действия). Будучи некоторым материальным объектом, он служит для обозначения чего-либо другого, выполняя роль своеобразной модели. В таком случае знак обозначает данный предмет, может иметь определенный смысл вне наличия

соответствующего предмета. Смысловое значение знака - это то, что понимает под ним пользователь данного знака.

Реальная действительность как объект познания представляет собой некую двойственность: она дана, с одной стороны, в наших чувствах, а с другой - в понятиях, репрезентирующих объект в его необходимости. В чем же заключается необходимость знака в восприятии мира и научном описании его?

Мышление не может быть результатом только логических операций с суждениями, если даже оно претендует на истину. Безусловно, логичность должна с необходимостью присутствовать в защите истинности тезиса. Но одной лишь логичности суждений и умозаключений недостаточно для описания реальности. В процессе познания феномен убеждения плохо поддается чисто логическому анализу. В нем присутствует переживание, относящееся к сфере Чувственно-психологического описания.

Возникает вопрос: как убеждать воспринимающего субъекта в истинности тезиса?

Психологическое состояние убежденности нуждается в специальном исследовании. Как истина, так и чувство реальности не свободны от влияния интуиции и в какой-то мере опираются на нее. Не убеждая, не пользуясь психологией переживания, невозможно доказать истину. А без истины нет подлинного чувства реальности в познании.

Реализм достигается лишь при взаимосвязи чувственного и рационального. Чувственное и рациональное - не две ступени в познании, а два момента, пронизывающих его во всех формах и на всех этапах развития. Само мышление никогда не может быть лишено чувственности не только в своем происхождении, но и в форме существования. Оно всегда остается не только миром семантики, но и системой чувственно воспринимаемых знаков.

Несмотря на эмоциональную субъективность чувственность информирует субъект о свойствах реальности, обеспечивает рациональность и предметную направленность восприятия, вносит в восприятие позитивную теоретическую упорядоченность.

Рациональный компонент выполняет двойственную функцию: он и интегрирует восприятие, и дифференцирует его. Это ведет к появлению продуктивных образов представления. Итак, чувственность содержит в себе следы рационализации восприятия. Будучи активным началом, рациональное контролирует все аспекты чувственно-предметной деятельности человека.

Можно предположить, что результатом разрешения противоречия между чувственным и рациональным в процессе познания оказывается образование некоего посреднического звена, которое, хотя и имеет нечто общее с чувственным и рациональным, не является их простым механическим соединением.

В качестве посредников могут быть мысленные образы, т.е. образы-представления, которые несут информационную нагрузку как следствие интеграции чувственного и рационального уровней отражения действительности. Образное мышление, чтобы зафиксировать и разрешить противоречие, должно включать в себя следующие компоненты:

- когнитивное содержание, подлежащее объединению;

- операцию мысленного синтезирования;

- логику синтезирования.

В процессе познания в качестве интегрирующей системы выступают знаки.

Например, информация о галактиках может быть представлена в двух вариантах; статике и динамике. Только теоретическое объяснение форм галактик без учета их изменений во время вращения не достигает цели, трудно познающему субъекту эту

сложную картину мира понять. Реальную картину форм галактик нельзя представить только как неподвижную фотографию, как некую геометрическую фигуру.

Для научной и практической ориентации первоначально необходима идеализация объекта познания, т.е. упрощение и отвлечение от свойств и отношений, присущих предметам реальной действительности, и введение в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам, но позволяют построить идеализированные объекты, т.е. знаки. Например, формой идеализации галактик могут быть спираль или другие геометрические фигуры как знаки.

Образовав с помощью идеализации понятия о такого рода объекте модель, можно в дальнейшем в процессе познания оперировать ею в рассуждениях о реально существующем предмете и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания. Поэтому знаки как результат идеализации объекта исследования в процессе познания мира гносеологически необходимы.

До выхода в космос люди не могли наблюдать за Землей со стороны, поэтому теория шарообразности нашей планеты была лишь результатом умозаключения, т.е. локальные измерения планеты сочетались с теоретическими вычислениями. Древние астрономы не осознавали нетождественность теоретической модели с оригиналом. Однако это не помешало выводить эмпирические следствия из теории и успешно подтверждать их косвенно наблюдаемыми фактами.

Ученые одновременно воссоздавали наглядный образ исследуемого объекта и строили его теоретическую модель. Результаты, полученные на теоретической модели, тут же экстраполировали на малоизученные объекты. Сегодня трудно себе представить теоретическую форму планеты, полученную в итоге

умозрительных построений, без эмпирического сопоставления изменяющихся проекций и извлечения из них инварианта.

Информация в мышлении представлена в двух формах: знаково-образной (чувственной) и логически-абстрактной (рациональной). Причем, в каждой форме имеются свои критерии дифференциации и обобщения информации. Мышление - это ряд быстро меняющихся единиц - мыслей, понятий, суждений. Но такое представление о процессах познания и мышления было бы слишком упрощенным и односторонним, ибо взаимодействия между чувственным и рациональным, производимые по каналам прямых и обратных связей, доказывают нелинейность этих процессов.

Связь между чувственным и рациональным познанием осуществляется через знак, который нельзя свести только к чувственности или только к рациональности. Знак как модель в процессе познания впитывает в себя достоинства и чувственного, и рационального познания. Это дает нам основание утверждать, что нет знака вообще, безотносительно к чему-либо. Всякий знак является своеобразной теоретизированной моделью, позволяющей смотреть на мир через призму теоретических конструкций.

Любая модель как продукт сознания, полученный в результате синтеза чувства и понятия, является наиболее очевидной и убедительной формой репрезентации объективной закономерности данной модели. Модель обеспечивает в процессе познания не только чувство убежденности в истинности идеи, но и выполняет функцию доказательства.

Таким образом, знак - это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (или событие), выступающий в научном познании в качестве указания, обозначения другого предмета или события. Знак предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации. В этом

отношении по своей формальной структуре и функционированию язык представляет собой систему знаков: используя язык, говорящий всегда информирует о чем-нибудь; единицей языка является знак; язык - главная форма реализации межличностных коммуникаций.

Т.А. МИЩАНИНА соискатель кафедры философии Российского государственного университета

туризма и сервиса

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком