научная статья по теме Г.Р. ДЕРЖАВИН И «ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII -НАЧАЛЕ XIX В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «Г.Р. ДЕРЖАВИН И «ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС» В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII -НАЧАЛЕ XIX В»

HISTORICAL CHARACTERS / ПЕРСОНАЖИ ИСТОРИИ

УДК 930 (092)

NINA SERGEEVNA TSINTSADZE

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of department Theory and history of State and Law

Institute of Law and national security Tambov State University named after G.R. Derzhavin Russian Federation, 392000, Tambov, Internatsionalnay st., block 33

E-mail: NinaTsintsadze2010@yandex.ru

G.R. Derzhavin and the «Jewish question» in Russian Empire in the late XVIII -

early XIX century

The article on the basis of a detailed analysis of writings G.R. Derzhavin and his contemporaries, the research Russian and foreign scientists studied the problem of the genesis of the «Jewish question» in Russian Empire at the beginning of the XVIII-XIX century and the role played by the G.R. Derzhavin. The paper deals with the position of supporters and opponents of Derzhavin in resolving the issue of incorporation of the Jewish population of Belarus in the Russian society. In particular, the points of view of historians Y.I. Hessen, J. Klier, A. Springer, writers and literary critics, I.N. Boguslavsky, E.G. Etkind, writer A.I. Solzhenitsyn are given. In the work some interesting information about the historical existence of «Opinion about disgust in Belarus hunger and organization life of the Jews» G.R. Derzhavin, a recognized expert on Judaism and Jewish history of the Moscow D.Z. Feldman are reported. Due to this note, Derzhavin already in his lifetime acquired a steady reputation as anti-Semite, actively supported in the future. The article draws attention to the ideological affinity senator proposed measures to improve the lives of Jews in Belarus and similar plans representatives of the Jewish Enlightenment. G.R. Derzhavin did not insist on the assimilation of the Jews, did not encroach on their identity, admitting their cultural and religious autonomy. Gavriil Romanovich wanted only to equalize the rights of Jews and Christians. It is concluded that accusations G.R. Derzhavin in anti-Semitism are unsubstantiated. Making his project, Derzhavin was guided by the legislation and the specified the official trend in solving the «Jewish question» in the Russian Empire. He took over the unpopular function to voice that the Russian government igently planned and Jewish enlighteners timidly suggested.

Key words: G.R. Derzhavin; «The opinion of disgust in Belarus hunger and organization life of the Jews»; «Jewish question» in Russia; Belarusian Jews; Jewish Enlightenment (Haskalah); M. Mendelson; the law of the Jews; Judeophobia.

НИНА СЕРГЕЕВНА ЦИНЦАДЗЕ

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

(Россия, 392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33) Тел.: 8-920-236-25-47, E-mail: NinaTsintsadze2010@yandex.ru

В статье на основе подробного анализа сочинений Г.Р. Державина и его современников, исследований отечественных и зарубежных ученых изучается проблема генезиса в Российской империи XVIII - начале XIX в. «еврейского вопроса» и роли в нем Г.Р. Державина. В работе рассматриваются позиции сторонников и противников Державина в решении вопроса инкорпорации еврейского населения Белоруссии в российское общество. В частности, приводятся точки зрения историков Ю.И. Гессена, Дж. Клиера, А. Шпрингера, публицистов и литературоведов И.Н. Богуславского, Е.Г. Эткинда, писателя А.И. Солженицына. В работе сообщаются интересные сведения об историческом бытовании «Мнения об отвращении в Белоруссии голода и устройства быта Евреев» Г.Р. Державина, установленные признанным специалистом по иудаике и истории московского еврейства Д.З. Фельдманом. Благодаря этой записке Державин уже при своей жизни приобрел устойчивую репутацию юдофоба, активно поддерживаемую в последующем. В статье обращается внимание на идейную близость предлагаемых сенатором мер по улучшению жизни евреев Белоруссии и аналогичных планов представителей еврейского Просвещения. Г.Р. Державин не настаивал на ассимиляции евреев, не посягал на их идентичность, признавая за ними культурную и религиозную автономию. Гавриил Романович хотел лишь уравнять евреев в правах с христианами. Делается вывод о безосновательности обвинений Г.Р. Державина в юдофобии. Составляя свой проект, Державин руководствовался законодательством и обозначенным официальным трендом в решении «еврейского вопроса» на территории Российской империи. Он взял на себя непопулярную функцию во всеуслышание заявить то, что российское правительство осторожно проектировало, а еврейские просветители робко предлагали.

Ключевые слова: Г.Р. Державин, «Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройства быта евреев», «еврейский вопрос» в России, белорусские евреи, еврейское Просвещение (Гаскала), М. Мендельсон, законодательство о евреях; юдофобия.

Г.Р. Державин и «еврейский вопрос» в Российской империи в конце XVIII -

начале XIX в.

Творческое и административное наследие знаменитого поэта и государственного деятеля Г.Р. Державина велико. Однако не многие обращают внимание на составленное им в конце XVIII в. «Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройства быта евреев» (далее - сокр. «Мнение»). Именно эта записка Гавриила Романовича инициировала спор вокруг проблемы генезиса в Российской империи «еврейского вопроса» и роли в нем Державина. Тенденциозность, высокая доля субъективизма и сумбурность в изучении этого аспекта деятельности «певца Фелицы» побудили нас вновь проанализировать ее

содержание с учетом исторических условий ее появления, идейных истоков и взглядов самого автора «Мнения».

Итак, начнем с того, что в 1799 г. Г.Р. Державин был направлен в г. Шклов Могилевской губернии расследовать жалобы евреев на местного помещика С.Г. Зорича, бывшего фаворита Екатерины II, которому императрица, в сущности, подарила город. Он устраивал там свою жизнь с истинно царским размахом - с придворными, балами и расточительными проектами. С.Г. Зорич с удовольствием унижал евреев города, отнимал у них имущество, облагая грабительскими налогами.

Державин, исследовав ситуацию на месте, утверждал, что нагнетание обстановки в г. Шклове было заговором с двойной целью - временно удалить его из столицы и дать возможность И.П. Кутайсову, другому фавориту императрицы, за бесценок приобрести имение С.Г. Зорича после конфискации. Державин оправдал С.Г. Зорича, постановив, что евреи нанесли ему не меньший вред, чем он им. Попутно он отметил необходимость реформировать земельное законодательство и ознакомить с нововведениями местных крестьян, которые, по его мнению, пребывали в невежестве. Однако это предложение не очень заинтересовало власть.

В 1800 г. он вновь был направлен Павлом I в Белоруссию, где случился голод и массовое недовольство населения. Император поставил перед ним следующие непростые задачи: выяснить причины голода и решить вопрос продовольственного обеспечения Белоруссии. Через генерал-прокурора Сената П.Х. Обольянинова император просил Державина акцентировать особое внимание на промыслах евреев и подготовить свой проект минимизации недовольства в Западном крае [1, с. 385-386].

В течение июня-октября 1800 г. Державин провел тщательное расследование обстоятельств социальной напряженности на западной окраине империи. Итогом стало подготовленное для Павла I «Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройства быта евреев». Интересные сведения о судьбе этой записки сообщает признанный специалист по иудаике и истории московского еврейства Д.З. Фельдман. В частности, он указывает на то, что в рукописном оригинале эта записка была названа как «Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и о прочем». Текст записки, опубликованный Я.К. Гротом, был подготовлен по трем спискам, полученным от М.П. Погодина, П.П. Пекарского и А.Ф. Штакельберга. Известно, что подлинная рукопись сгорела в пожаре 1862 г., истребившем архив Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Однако, как сообщает историк-архивист, в 1805 г. по поручению управляющего Московским главным архивом МИД Н.Н. Бантыш-Каменского с оригинала, переданного в 1804 г. Державиным своему другу, известному собирателю русских древностей и рукописей А.И. Мусину-Пушкину, была сделана копия для библиотеки архива. Ныне эта сохранившаяся в Российском государственном архиве древних актов (преемник Московского архива Министерства юстиции и МИД) рукопись является наиболее полным и единственным аутентичным вариантом записки Державина. К ней прилагается 38 приложений, которые составляют собранные Гавриилом Романовичем документы по данному вопросу (записки, мнения, переписка современников, законодательные акты, переводы из еврейских книг и пр.) [2; 3].

Державин на тот период располагал весьма скудными сведениями о евреях, не считая опыта разбора жалоб евреев Белоруссии и московского купца Михаила Менделя в бытность своего статс-секретарства при Екатерине Ii [4, с. 80-81, 92]. Гавриилу Романовичу пришлось самостоятельно разбираться в их жизни при помощи расспросов, чтения исторических документов, личных наблюдений. Надо отметить, что к этому заданию Гавриил Романович подошел со свойственными ему настойчивостью и ответственностью. В числе рукописей, которые составляли его библиотеку, была книга неизвестного автора по истории еврейского народа [5].

Составленное Державиным в самом начале XIX в. «Мнение» получило широкий резонанс. Некоторыми еврейскими авторами считается, что именно Гавриил Романович поставил так называемый «еврейский вопрос» на общегосударственное обсуждение и решение. С тех пор и по сей день оно вызывает неоднозначные трактовки как сторонников, так и противников еврейства. Державин уже при своей жизни приобрел устойчивую репутацию юдофоба, активно поддерживаемую в последующем. Не ставя общей задачи углубления в довольно мифологи-

зированную и политически ангажированную проблему, попытаемся все же разобраться в сути вопроса.

Проблема адаптации при

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком