научная статья по теме ГАНА ГЛАЗАМИ ПОСЛА СССР (1989-1991 ГГ.) СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГАНА ГЛАЗАМИ ПОСЛА СССР (1989-1991 ГГ.) СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ГАНА ГЛАЗАМИ ПОСЛА СССР (1989-1991 гг.)

СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ Е.Д. ОСТРОВЕНКО

Кандидат исторических наук

Ключевые слова: Гана, Аккра, Временный совет национальной обороны, Джерри Ролингс, вожди,

асантехене

Влиятельными фигурами, особенно в системе местного управления Ганы, всегда были и продолжают оставаться племенные вожди.

При Временном совете национальной обороны (ВСНО) вожди объединялись на местах в собственные, существовавшие ещё с давних времен, органы, которые избирали членов областных палат вождей, а те, в свою очередь, -членов Национальной палаты вождей. Это консультативный орган, занимавшийся только делами вождей и вопросами обычного права. У него не было каких-либо административных полномочий, но без предварительного одобрения этой палаты не мог, тем не менее, вноситься ни один законопроект, если он затрагивал права и привилегии вождей.

ВОЖДИ - ТРАДИЦИОННАЯ АФРИКАНСКАЯ ВЛАСТЬ

Среди аканских народов, в частности ашанти, вожди являются, по устоявшейся традиции, непререкаемой властью на местах. Причем не религиозной, а по самому широкому спектру повседневной жизни людей. Без вождя центральная власть ничего сделать не может, даже довести до народа своё решение или намерение что-либо осуществить. Если то или иное начинание правительства не будет согласовано с соответствующим племенным вождём, и он не ударит в знак согласия в гонг, намерения центральной власти так и останутся на бумаге.

Власть вождей не передается

Окончание. Начало см.: Азия и Африка сегодня. 2015, № 5.

по наследству, хотя в стране и существуют знатные семьи, из которых происходят многие из них. Вождь избирается по особой процедуре своим народом, и им же может быть смещён, если будет сочтено, что он в чем-то не оправдал его доверия.

Правой рукой вождя является т.н. лингвист, которого часто называют «устами вождя». Это ответственная и значительная должность. Её возникновение связано, прежде всего, с тем, что вожди, по своему статусу, не могут говорить что-либо неверное или неправильное, они непогрешимы. За них говорят специальные помощники, на которых и лежит ответственность за то, что озвучивается от имени вождя. Этих посредников англичане и назвали «лингвистами».

Лингвисту надлежит досконально знать местную историю, мифы и предания, пословицы и поговорки, традиции и обычаи, словом, всё, что так или иначе связано с народом вождя и его высоким положением. Он должен быть человеком уважаемым, пользоваться хорошей репутацией и не допускать отклонений от устоявшихся морально-этических норм.

Считается, что плохого вождя быть не может. Может быть только плохой лингвист. Поэтому он вправе переделывать речь вождя и даже трактовать её по-своему, обязан говорить за него только правильные, безукоризненные слова. Тем более что, в конечном итоге, ответственность за сказанное лингвистом будет всегда лежать не на вожде, а только на нём, лингвисте, хотя все хорошо знают, кто является подлинным автором той или иной мысли или идеи.

Вождь говорит лингвисту только самое главное, без каких-либо деталей или комментариев. Например: «Скажи народу, что надо строить школы». Лингвист же подробно разворачивает эти слова вождя, облекает их в нужные, с учетом местной специфики, формы и выражения, сопровождает пословицами и поговорками.

Каждый вождь сам подбирает себе лингвиста, и сам же может его сместить, если не будет удовлетворен тем, как он исполняет свои обязанности.

На реальном влиянии вождей ощутимо сказывается фактор городов, особенно столицы. В сельской местности, вдали от крупных населённых пунктов, вождь -более естественная и влиятельная фигура. В Аккре же, в несвойственной для племенных вождей обстановке, они выглядят и воспринимаются иначе, иногда как фольклорные и даже не совсем серьёзные персонажи. Город с его атрибутами современной жизни подмывает вековые устои их непререкаемого авторитета, а на некоторых из них явно оказывает и негативное, разлагающее воздействие.

Некоторые коллеги-послы жаловались в беседах, что не знают, как избавиться от назойливости вождей из районов расположения посольств и резиденций, их неодолимого желания быть в числе гостей на приёмах и получать подарки. Как-то группа вождей объявилась и у нас на приёме по случаю 7 ноября. Ушли они позже всех, разумеется, тоже не с пустыми руками.

Наряду с проводившимися под эгидой вождей вполне солидными мероприятиями, отвечавшими устоявшимся веками на-

родным традициям, доводилось видеть иногда и такие, от которых оставались далеко не самые лучшие впечатления.

Помнится, в небольшом городе в ходе поездки по западным районам Ганы я был приглашён на церемонию вступления в должность местного вождя. Обижать отказом местную власть не хотелось, и приглашение пришлось принять, хотя, честно говоря, «париться» на солнце особого желания не было. Думал, что, как минимум, увижу что-то интересное для понимания страны. Вместо ожидавшегося красочного представления стал, однако, свидетелем банального веселья хорошо подвыпивших людей. Было много громкой пальбы из ружей и совсем не фольклорных танцев.

Выступая 17 февраля 1991 г. в Кумаси на большом совете вождей ашанти, Председатель Ро-лингс процитировал аканскую пословицу, удачно иллюстрирующую роль племенного вождя: «Ребенок, который не может распознать зонт своего вождя, теряется в толпе людей». Обладая острым политическим чутьем, он тут же добавил: «Но и вождь, который не в состоянии продемонстрировать свой зонт в такой толпе и действовать, тем самым, в строгом соответствии с культурным наследием своего народа, также рискует потерять своих последователей».

Иными словами, в понимании руководителя Ганы для страны был важен не только авторитет вождей как таковых, но и их действия по обеспечению интересов народа в духе проводившейся ВСНО политики.

НА СЕВЕР ГАНЫ -ЧЕРЕЗ ТОГО

В познании Ганы очень помогали командировки по стране, в которых меня практически всегда сопровождал второй секретарь посольства В.Е.Тарабрин*. Посетил немало ганских городов и населённых пунктов, где обязательно встречался и беседовал с обла-

* До Ганы Владимир Евгеньевич Тараб-рин работал в посольстве СССР в Сьерра-Леоне, хорошо знает африканскую специфику. После трудился в центральном аппарате МИД РФ, в Постпредстве РФ при ООН в Нью-Йорке, был заместителем директора Правового департамента Министерства. В 2008-2013 гг. - посол РФ в Габоне. В настоящее время - посол по особым поручениям МИД России.

стными секретарями ВСНО и другими местными руководителями.

Хорошо запомнились расположенные на атлантическом побережье города Кейп-Кост, Се-конди и Такоради, Кофоридуа, главный город ашанти - Кумаси, «морские ворота» Ганы - Тема, Акосомбо - в нижнем течении реки Вольта, где работала ГЭС, построенная еще при К.Нкруме, и Суньяни.

Интересной была поездка в ноябре 1989 г. на cевер страны для участия в проводившемся там народном празднестве «Фав» - по приглашению активиста Общества дружбы «Гана-СССР» Адда Навропио, ставшего вождем крупного местного племени. Чтобы попасть туда и вернуться обратно в Аккру, пришлось, для сокращения времени в пути, дважды пересечь - сначала с юга на север, а затем в обратном направлении - соседнюю с Ганой страну -Того.

Это, если можно так сказать, крайний север страны, граничащий с Буркина Фасо. По словам А.Навропио, приезд советского посла в отдалённые северные районы Ганы и участие в качестве почётного гостя в народном фестивале расширили бы представление ганцев о Советском Союзе и, несомненно, способствовали бы укреплению связей между двумя нашими дружественными странами.

Адда Навропио знал, что говорил. Он закончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А.Тимирязева, защитил там кандидатскую диссертацию, был женат на советской гражданке -кореянке из Узбекской ССР, выпускнице той же академии, кандидате биологических наук. Более того, он был вождём крупного племени в районе Навронго, о чем красноречиво говорил второй компонент его имени - Навропио: на местном языке пио означает вождь. Так что, Навропио - это вождь жителей района Навронго. Не согласиться с аргументацией такого авторитетного человека было нельзя. И я стал готовиться к интересной и ответственной поездке.

Прежде всего, надо было определиться: с чем ехать в Навронго, какие мысли проводить в выступлении советского посла на народном празднестве?

Конечно же, следует поздравить участников фестиваля -

представителей племён и народностей этой части севера Ганы, с отмечавшимся ими событием, ведь «Фав», как пояснил А.На-вропио, это, в широком смысле, -праздник урожая. Затем в доступной и понятной простым людям форме рассказать о Советском Союзе и о поддержке нами борьбы африканских народов за освобождение от колониального гнёта, о принципиальном курсе СССР по отношению к Гане, о том, что мы выступаем за развитие с ней взаимовыгодных двусторонних связей и сотрудничества.

Другой вопрос заключался в том, как добираться до Навронго. Хотелось, разумеется, проехать на Север через всю Гану. Хорошие дороги туда были, однако, далеко не по всему весьма протяжённому маршруту, так что поездка могла превратиться в многодневное и трудное путешествие.

Ганские друзья предложили другой вариант: добираться к месту назначения через соседнее Того, где как раз в нужном для нас направлении шла хорошая асфальтированная дорога. Если ехать по ней, то в Навронго можно будет попасть уже на второй день. На этом варианте и остановились.

В результате, в ходе одной поездки удалось ознакомиться с самыми отдалёнными от Аккры районами Ганы и получить неплохое представление о Того. Это было важно, поскольку у Ганы имелось с этой страной немало точек соприкосновения, в т.ч. и непростого свойства: протяжённая совместная граница, вдоль большой части которой проживал разделённый народ эве, вхождение Западного Того** в состав независимой Ганы и возникновение по этой причине напряжённости в отношениях между двумя государствами.

Въехали мы на ганскую территорию через пограничный пункт недалеко от городка Боку. Пересечение тоголезско-ганской границы прошло без каких-либо сложностей. Здесь зн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком