научная статья по теме ГАЗЕТА “INKERI” КАК СРЕДСТВО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНГЕРМАНЛАНДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГАЗЕТА “INKERI” КАК СРЕДСТВО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНГЕРМАНЛАНДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)»

Omel'chenko E.L. & Sabirova G.A. Molodezhnyi vopros: smena optiki. Ot subkul'tur - k solidarnos-tiam. Novye molodezhnye dvizheniia i solidarnosti Rossii. Eds. E.L. Omel'chenko & G.A. Sabirova. Ul'ianovsk: Ul'ianovskii gosudarstvennyi universitet, 2011, pp. 5-20.

Omel'chenko E.L. & Pilkington H. Liubit', gordit'sia, uezzhat'? Rossiiskaia molodezh' v patriot-icheskom labirinte. S chego nachinaetsia Rodina: molodezh' v labirintakh patriotizma. Eds. E.L. Omel'chenko & H. Pilkington. Ul'ianovsk: Ul'ianovskii gosudarstvennyi universitet, 2012, pp. 5-30.

Omel'chenko E.L. & Pilkington H. (eds.). S chego nachinaetsia Rodina: molodezh' v labirintakh patriotizma. Ul'ianovsk: Ul'ianovskii gosudarstvennyi universitet, 2012.

Oushakine S.A. The Patriotism of Despair: Nation, War, and Loss in Russia. Ithaca: Cornell University Press, 2009.

Sperling V. Nashi Devushki: Gender and Political Youth Activism in Putin's and Medvedev's Russia. Post-Soviet Affairs, 2012, vol. 28, no. 2, pp. 232-261.

ЭО, 2015 г., № 1 © Д.П. Каранов

ГАЗЕТА "ЩКЕМ" КАК СРЕДСТВО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНГЕРМАНЛАНДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX в.)

Ключевые слова: газета "1пкей", конструирование этнической идентичности, ингерманландские финны, финны Петербургской губернии, финская периодика Петербурга, этнокультурное развитие

В работе раскрывается роль газеты "1пкег1" в конструировании идентичности ин-германландских финнов на рубеже Х1Х-ХХ вв. Газета представляется изданием, удовлетворявшим информационные потребности ингерманландцев и вместе с тем формировавшим у них общие представления о "себе" и "других", о "своем" и "чужом". Выделяется тематика, наиболее существенная для анализа влияния газеты. Отмечены участие и мотивы отдельных персоналий в жизни газеты. Статья основывается на данных, полученных в ходе контент-анализа газеты "1пкег1", издававшейся в 1884-1905 гг. и в 1907-1917 гг.

Финнов-лютеран, проживавших в сельских окрестностях Санкт-Петербурга, принято называть ингерманландцами или ингерманландскими финнами. Профессор Л.В. Суни дает им такое определение: "одна из групп старожильческого финноязыч-ного населения Ленинградской области" (Прибалтийско-финские... 2003: 469). В работах, посвященных истории данной этнической общности, ее генезис связывают с переселенческой политикой Шведского королевства, проводимой им в XVII в. Получив под свой контроль Ижорскую землю (Ингерманландию), шведские власти оказывали давление на местных жителей православного вероисповедания, облагая их налогами и тем самым инициируя бегство части населения в Россию. Опустошенные деревни и брошенные земли Швеция стремились заселить собственными подданными, способствуя активизации миграции из Финляндии. На сегодняшний день в работах, раскрывающих те или иные аспекты истории ингерманландцев, существует прочно укре-

Дмитрий Павлович Каранов - к.и.н., старший преподаватель кафедры конфликтологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов; e-mail: karanov@inbox.ru

пившееся мнение о том, что финны-мигранты ассимилировали часть ижоры и води в XVII в., став новым народом Ингерманландии - ингерманландскими финнами (Там же).

Большинством исследователей поддерживается сложившееся в середине XIX в. разделение ингерманландских финнов на две этнографических группы: эурямёйсет и савакот (ЗгИго 1991). Этническая граница между ними обусловливалась разностью представлений о самих себе и друг о друге, а также определенным языковым барьером (Конькова, Кокко 2009: 45). Однако к февральской революции 1917 г. ингерманланд-ские финны представляли собой организованное общество, имевшее собственную интеллигенцию, в среде которой велись самые разные дискуссии, в том числе политического характера (Мусаев 2001). Трансформация ингерманландского общества была следствием влияния разных факторов (развитие школьной системы, деятельность интеллигенции, просветительских обществ и т.д.), но мы бы хотели обратить внимание читателей на роль в этом процессе газеты "1пкеп", представив анализ ее конструкционного воздействия на понимание прошлого, настоящего и места религии в повседневной жизни. Но прежде остановимся на причинах учреждения газеты и личностях, связавших с ней свою судьбу.

I. Рождение и жизнь газеты: личности, мотивы и цензура

"1пкеп" была не первой финской газетой Петербурга. Начало издательской деятельности на финском языке в Санкт-Петербурге относится к 1870-м гг. Первая газета, "Р1е1апп вапоша!" ("Петербургские известия"), стала выходить еще в 1870 г. Ее выпуск организовал магистр Иохан Август Хагман, приехавший из Выборга, где он редактировал газету "Ишаппеп" (название дано, вероятно, в честь Сеппо Ильмаринена - бога воздуха и погоды в финской мифологии) (Там же: 49-50). В каждом номере "Р1е1апп вапоша!" помимо новостей печатались стихи и рассказы на литературном финском языке.

Инициатива Хагмана дала толчок развитию газетного дела на финском языке в Петербурге. Уже через год, с 1871 г., стала выходить другая финская газета - "Р1е1апп 8иппип1а11еМ" ("Петербургская воскресная газета"), основателем которой был пробст И.Х. Эквист. Она стала первой религиозной газетой на финском языке, выпускавшейся в Петербурге. В 1874 г. начала печататься "Р1е1апп 1еШ" ("Петербургская газета"). В 1879-1883 гг. выходила газета "Р1е1апп уикковапоша!" (Петербургские недельные известия) (1пкеп 1884: № 1).

Несмотря на разнообразие периодических изданий, выпускавшихся в 1870-х гг., интерес к ним со стороны ингерманландских финнов был минимален. Низкая популярность первых финских газет объясняется тем, что они были ориентированы на удовлетворение информационной потребности иной аудитории - петербургских финнов, финляндских трудовых мигрантов. В них не было той "начинки", которая могла привлечь ингерманландских крестьян. Учитель и кантор Пааво Ряйккёнен в работе "Сочинение о земледелии в Ингерманландии", написанной в 1878 г., отмечал равнодушие ингерманландских крестьян к петербургским и финляндским газетам, отражавшееся в нежелании их покупать и читать (Халтсонен 2010: 235). Крестьянину требовались новости и статьи, написанные на понятном языке и интересные ему. Ингерманландская интеллигенция, зарождавшаяся в это время, считала своим долгом всестороннее развитие своего народа, чему могло помочь создание первой ингерман-ландской газеты. Решить эти задачи была призвана газета "1пкеп" ("Инкери").

История газеты "1пкеп" включает четыре неравных временных периода: во-первых, стоящий особняком первый год издания - 1884 г., когда главным редактором был А.Ф. Силен; во-вторых, время, когда газета выпускалась под редакцией М. Путро (1885-1905); в-третьих, возрождение "!пкеп" после короткого перерыва М. Путро и

П. Ряйккёненом (1907-1910); и в-четвертых - период выпуска газеты в Выборге под редакцией С. Эронена (1910-1917). Каждый период связан со временем пребывания той или иной личности на посту главного редактора.

Первый номер "Inkeri" увидел свет 3 января 1884 г. Газета состояла из двух листов, или одного разворота. Основателем и главным редактором новой финской газеты в течение 1884 г. был старший преподаватель петербургской церковной школы при финском приходе св. Марии А.Ф. Силен, уже имевший опыт редактирования ранее упоминавшейся финской периодики. Помимо Силена в редколлегию в 1884 г. входили: настоятель О. Рокканен, пастор П. Снельман, учитель Ю. Отсалайнен, владелец книжного магазина А. Линдеберг, мастер-трубочист М. Сийтонен и ламповый мастер И. Пуса. Фигуры О. Рокканена и А. Линдеберга особенно примечательны в этом перечне.

Отто Рокканен заслуживает внимания благодаря своей активной просветительской деятельности. Его имя связанно не только с созданием первой ингерманланд-ской газеты, но и с открытием первой воскресной школы в Ингерманландии в 1874 г. К 10-м гг. XX в. сеть воскресных школ охватила почти все финские деревни. Учителя данных заведений систематически участвовали в съездах и конференциях, на которых обменивались опытом с коллегами и вырабатывали совместные решения по использованию методов и приемов обучения. Воскресные школы стали эффективным каналом влияния на ингерманландских детей после передачи церковно-приходских школ под контроль Министерства народного просвещения.

В отличие от настоятеля Рокканена, характерного представителя и проводника интересов евангелическо-лютеранской церкви, Антон Линдеберг, возможно, был ведом коммерческими перспективами. На эту мысль нас наталкивает реклама его книжного магазина - "Anton Lindebergin kirjakaupassa" ("В книжном магазине Антона Линде-берга"). Помимо продажи книг на финском и шведском языках Линдеберг занимался реализацией финляндских фабричных изделий. М. Иванов в своей монографии отмечает, что магазин Линдеберга был основан в 1877 г. и сначала располагался на Малой Конюшенной улице в доме № 10, а затем переехал на Большую Конюшенную, № 8. Он пишет: "Здесь можно было подписаться на финляндскую шведоязычную прессу или выписать из Финляндии и Швеции книги" (Иванов 2004: 75). В 1880-х гг. реклама Линдеберга печаталась практически в каждом номере "Inkeri" и занимала от 1/8 до 1/2 площади последней страницы. Помимо адреса и приглашения посетить магазин она включала в себя список книжных новинок на финском языке, выставленных на продажу, среди которых имелась христианская литература, песенные сборники, "Калевала" и т.д.

В первый год своего существования "Inkeri" выходила два раза в неделю. Всего за 1884 г. было выпущено 104 номера, что является своеобразным рекордом, так как уже в 1885 г. периодичность снизилась до 52 номеров в год (т.е. один номер в неделю). В начале 1885 г. главный редактор и основатель "Inkeri" А.Ф. Силен уступает свое место Моозесу Путро. В феврале 1885 г. Путро публикует в газете статью-призыв, в которой говорит о необходимости существования газеты, а также о ее неоценимом значении для ингерманландцев. Он заявляет, что "Inkeri" должна жить и что люди, которым небезразлична судьба собственного народа, должны приложить все усилия, чтобы газета могла выходить и в дальнейшем (Putro 1885). Видимо, в это время газета

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком