научная статья по теме Гендерная культура как значимый критерий профессионализма и компетентности современного педагога Философия

Текст научной статьи на тему «Гендерная культура как значимый критерий профессионализма и компетентности современного педагога»

Г.В. ВЕРЖИБОК кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Минского государственного

*

лингвистического университета

Гендерная культура как значимый критерий профессионализма и компетентности современного педагога

Глобальный характер социальных изменений общества привнес преобразования и в частную, приватную сферу человеческого бытия. Явными стали противоречия между декларируемыми и реальными ценностями, между личными ценностями и ценностями различных социальных групп, между наличием у человека представлений о ценностях и нормах морали и культуры, о должном поведении и неспособностью, неготовностью сделать адекватный этим представлениям моральный и ценностный выбор, определить свою позицию по отношению к событиям, фактам, явлениям, действиям и поступкам людей.

В современном мире гендерная картина мира характеризуется трансформацией взглядов на «мужское-женское», связанное с изменением гендерной иерархии и нормативных канонов поведения, «границы» между полами становятся все более размытыми, усиливается разобщенность и потребительская основа отношений между людьми, отход от семейных традиций и нарушение преемственности поколений. Нормативно заданные традиционные каноны «маскулинности» и «фемининности», выступающие как ценностные основания баланса общественных структур, претерпевают существенные изменения инверсионного характера. Отмечается переоформление гендерных стереотипов, закрепленных нормативом культуры в качестве противоположных инстанций, которые стали сегодня менее полярными и отчетливыми, присутствует также противоречивость и нечеткость теоретических конструктов и, как следствие, слабое внедрение в практику новых исследовательских изысканий. Несоответствие в современном обществе гендерных ролей культурно-историческим традициям ведет к неоднозначности в становлении и проявлении психологического пола личности, а смешение стереотипов, полоролевых моделей и гендерных идентификационных сценариев приводит к «путанице ролей» Erikson). При

устремленности современной культуры к многомерности и полифоничности, создающих эффект объемности гендерного пространства, происходит нарастание проявлений гендерно-

* Вержибок Галина Владиславовна, е-таП: galina_minsk@mail.ru

ассиметричной социализации в виде неопределенности гендерной самокатегоризации, наблюдается разновекторность профессиональных предпочтений и преобладание карьерных ценностей над семейными, отмечается либерализация взглядов и гомогенизация полоролевого поведения, происходит распространение разнообразных форм брака.

Нивелирование мотивационно-ценностной сферы, внутренний дискомфорт и нездоровое чувство соперничества за сферы влияния среди сверстников, увеличение причастности молодежи к проблемным реальным и виртуальным группам при расширении личностной свободы и множественности выбора создает пространство «социализационных рисков». В результате имеет место проблематичность реакций и повышенная конфликтогенность, «разбалансировка» и неумение выстраивать конструктивные отношения, неподготовленность к социальному и семейному взаимодействию. Это находит свое отражение в измененном гендерном сознании социума и индивида, что значимо дестабилизирует отношения в социальных группах и между людьми, приводит к деструктивным последствиям индивидуального порядка. В связи с активизацией дискуссий по проблемам пола, отречение европейской цивилизации от базовых, традиционных ценностей как естественного союза между мужчиной и женщиной в соответствии с законами природы и человеческой морали приводит к возрастанию кризиса идентичности и ментальной самобытности, что является печальным следствием глобализации1.

Например, руководство Европарламента в 2009 г. опубликовало брошюру «Нейтральный по половому признаку язык», где рекомендуется обращаться к женской части парламента только по полным именам, что является, по мнению некоторых парламентариев (С. Стивенсон, Ф. Брэдбурн и др.), «вершиной политкорректной глупости». В британских официальных документах, затрагивающих вопросы иммиграции, налогообложения и социального обеспечения, слова «муж» и «жена», «отец» и «мать», «жених» и «невеста» будут удалены и заменены нейтральными терминами «супруги» и «партнеры». Во Франции же посчитали проявлением сексизма и запретили использовать в официальных документах обращение «мадемуазель», формулировки «девичья фамилия» и «фамилия в браке», заменив их на обращение «мадам», «семейная фамилия» или «действующая фамилия».

В последнее время в некоторых странах (Дания, Норвегия, Швеция, Голландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Испания, Канада, Франция, Великобритания, некоторые штаты США и Мексики и др.) законодательно оформлены разрешительные нормы и принципы отношений, которые противоречат самой сути выполнения одной из главнейших функций семьи - обеспечение деторождения, предусмот-

1 См.: Лукашенко А.Г. Выступление на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Беларусь // БЕЛТА. Политика. 1 июля 2013 г. [Электр. ресурс]: ЬеКа.Ьу.

ренного естественно заданными канонами человеческого бытия. Гомосексуальность перестала быть болезнью и становится вариантом нормы, тотальная толерантность соседствует с бездуховностью. Это -прямое следствие многолетнего и всеобщего попрания самого здравого смысла, самого человеческого естества. Активисты ЛГБТ-сообщества настаивают на полноценном доступе однополых пар и к соответствующим религиозным церемониям и к возможности усыновления детей. Отмечается явное «интеллектуальное банкротство»2 тех представителей и носителей идей демократии, которые ратуют за провозглашение однополых браков и заключение данных союзов в рамках оформления семьи. Но сущность института семьи совсем иная. Семья - это то социальное образование, которое создается для деторождения, продолжения жизни, а брак - это оформление взаимных обязательств и обязательств по отношению к своему потомству как факт упорядочения наследования. Проблема традиционного брака имеет не только демографическое и социальное, но и политическое значение. Правящий класс Запада не спешит провозгласить преимущества брака на публике, но всегда вступает в брак в частном порядке. При праве на сожительство и развод именно брак является «золотым стандартом» полноценной семьи, становится

о

важнейшим социальным вопросом справедливости в обществе 3.

Под маской успешности, культа денег и общественного прогресса порой налицо присутствует латентная пропаганда гомосексуализма как провозглашение своего рода неполноценности людей с традиционной сексуальной ориентацией по их социальному статусу и отношению к браку4. И это притом, что в настоящее время подавляющее большинство россиян (88%) поддерживают введение запрета на пропаганду гомосексуализма в стране, противников данной инициативы только 7% (ВЦИОМ, 2013). В связи с вышеуказанным Государственная Дума России приняла законы о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (11 июня 2013 г.) и «наложило вето» на усыновление детей однополыми семьями, в том числе и иностранными гражданами (21 июня 2013 г.). Эта мера по защите нравственности и здоровья детей направлена на то, чтобы гарантировать гармоничное и полноценное воспитание в приемных семьях, обезопасить их психику и сознание от возможного нежелательного воздействия в виде искусственного навязывания нетрадиционного сексуального поведения и как следствие - возникновения комплексов, душевных страданий и стрессов. «Все мы должны

2 Черняховский С. Однополофилия // АПН. Публикации. 02.08.2013 [Электр. ресурс]: http://www.apn.ru/publications/article29743.htm.

3 См.: Семушин Д. Брак становится уделом высших страт: эрозия института семьи и игры с ЛГБТ в Европе и США // ИА REGNUM. Новости. Политика. 14.08.2013 [Электр. ресурс]: http://www.regnum.ru/news/polit/1695168.html.

4 См.: Петров А. Секс и лево. Демография // АПН. Мнения. 24.12.2010 [Электр. ресурс]: http://www.apn.ru/opinions/article23492.htm.

понять: независимость - это, в том числе, право отстаивать собственные нравственные ценности, право жить по совести в соответствии с естественными законами природы и человеческой морали»5.

Правомерным поэтому выступает обсуждение вопроса о современных гендерных ценностях для укрепления института семьи и брака, уточнения приоритетов и ценностных ориентиров в ходе взаимодействия различных социальных групп. Акцентируется значимость культуры среды и самого человека, где основополагающими целями являются созидание себя и окружения, пространства социума и отношений. Ведь культура - это условие, но не общий трафарет становления, важнее - «личностная интеграция» (Г. Олпорт), «усилие человека быть им» (М. Мамардашвили). Существенно, что неотъемлемым компонентом культуры личности является и гендерная культура, выступающая и как механизм, и как способ формирования современного «образа мира» субъекта - представителя общечеловеческой, национальной и этнической культуры, культуры учебной и профессиональной деятельности, социальных и семейных коммуникаций.

Феномен гендерной культуры является практически неразработанным в социально-гуманитарных науках, хотя некоторые позиции определены и отмечается разнообразие авторских позиций. Так, гендерная культура выступает как часть культурной системы общества и охватывает чувственные конструкты, подобные ценностям и идеалам, связанным с тендерными отношениями (Б. Пфау-Эффингер); это система регулирования отношений между полами, ценностно-осознанная совокупность правил и норм социального взаимодействия (Л.В. Сажина), интеллективных представлений и установок о категориях «мужское» и «женское», коллективных конструкций чувств, общих идей, идеалов и знаний, транслируемых в различные области деятельности человека (М.В. Михайлова), действующих взглядов, установок, принципов, матриц поведения и т.д., формирующих социокультурные аспекты пола (Н.И. Андреева), опирающаяся на компонент гражданственности для соблюдения принципа равенства, толерантности, ценностный стандарт уважения человека в его гендерном измерении (К.В. Фофанова); это ст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком