научная статья по теме Геополитика Китая: осмысление предмета Биология

Текст научной статьи на тему «Геополитика Китая: осмысление предмета»

политология

POLITICAL SCIENCE

DOI: 10.12731/wsd-2015-1-14

УДК 327(091)

ГЕОПОЛИТИКА КИТАЯ: ОСМЫСЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Грачиков Е.Н.

Появившиеся в 1998 г. две монографии «Морская сила Китая» (Чжан Шипина) и «Геополитика и дипломатия Китая» (глав. ред. Е Цзычэн) положили начало китайским разработкам в области геополитики. Затем последовали работы Лоу Яоляна («Геополитика и стратегия национальной обороны Китая»), Шень Вэйле («Введение в геополитику»), Сунь Сяндуна («Геополитика: идейно различные точки зрения»), Ли Иху («Геополитика: дихотомия и ее преодоление»), Е Цзычэна («Развитие сухопутной силы: взлет и падение великих держав»), Лу Цзюньюаня («Геополитика в Арктике и китайский ответ»), Чжан Вэньму («Анализ интересов национальной безопасности Китая в контексте мировой геополитики») и многих других. Они не были переведены на европейские языки и не стали предметом изучения учеными Запада и России. Исключением стала книга профессора Пекинского университета Е Цзычэна «Великая стратегия Китая» 2003 г., которая издана на английском языке в 2011 г. ("China's Grand Strategy").

В статье впервые в российской политической науке предпринята попытка на основании работ, главным образом докторских диссертаций, китайских авторов исследовать вопрос зарождения китайской школы геополитики, изучить главное содержание этапов её развития, сравнить содержание термина «геополитика» в интерпретации пред-

ставителей различных вузов и институтов КНР. В статье показана также природа различий в понимании «политики» и «геополитики» между учеными Китая и Запада. Интерес представляет использованная в статье китайская научная периодика и монографические исследования.

Ключевые слова: геополитика Китая; политическая география; пространство; дихотомия.

GEOPOLITICS OF CHINA: UNDERSTANDING OF THE SUBJECT

Grachikov E.N.

1998 year publication of two monographs - "Sea Power of China" (by Zhang Shiping) and "Geopolitics and Diplomacy of China" (edited by Ye Zicheng) was the beginning of Chinese studies in geopolitics. Then there were works of Lou Yaoliang ("Geopolitics and the Strategy of China's National Defence"), Shen Weilie ("Introduction to Geopolitics"), Sun Xiangdong ("Geopolitics: two ideologically different viewpoint"), Li Yihu ("Geopolitics: dichotomy and beyond"), Ye Zicheng ("Development of Land Power: Rise and Fall of Great Powers"), Lu Junyuan ("Geopolitics in Arctic and China's Response"), Zhang Wenmu ("Analysis of China's National Security in the Context of Global Geopolicy ") and many others. These works were not been translated into European languages and were not the subject of studying by scientists from the West and Russia. Only one book "Great Strategy of China" written in 2003 by Ye Zicheng, professor from Beijing University, was published in English in 2011.

For the first time in Russian political science relying on works of Chinese scientists, mainly doctors' dissertations, the article try to study the problem of emergence of China's school of geopolitics, main contents of every stages of its development, and compare the sense of term of "geopolitics" in the interpretation of scientists from different universities and schools. The article

also discuss the problem of the nature of different understanding of "policy" and "geopolitics" by Western and Chinese scientists.

Keywords: geopolitics of China; political geography; spatial; dichotomy.

На Западе существуют два характерных взгляда на геополитику Китая, как на китайский мир и мировой Китай. «Китайский мир» - это пространство, ядром которого являлась Центральная равнина, населенная титульным этносом хань; это мировой порядок и мировоззрение, где уровень развития цивилизации определяет «взаимоотношения между китайцами и варварами». В этой системе координат «Центр» всегда существенным образом влиял на «периферию», но никогда не выходил за пределы Восточной Азии. «Мировой Китай» - это Китай, который путем военно-морской агрессии 1840 г. был «открыт» Западом, развивался под воздействием Запада, стал полноправным членом мировой капиталистической системы и в последние десятилетия завоевал свое независимое место в глобальном мире. Ни один из этих подходов не дает ответа на самый злободневный вопрос мировой политики - почему Китай, так стремительно интегрировавшийся в политическое и экономическое пространство Запада, к концу первого десятилетия нынешнего века столкнулся с мощным противодействием США и Европы. Объяснения о цивилизационных различиях и разных национальных интересах лишь констатировали проблему политических разногласий, но не указывали на первопричину их возникновения.

Понятие «политического»

На Западе и в Китае содержание понятия «политического» существенно различаются. Чтобы несколько прояснить эту разницу приведу западную точку зрения, хорошо выраженную в рассуждениях Карла Шмитта (1888-1985). Он считает, что «ясные определения политического встречаются редко...Как правило, «политическое» различными способами приравнивается к государственному, или, по крайней мере, связывается с государством. Государство в этом случае представляет-

ся чем-то политическим, а политическое - чем-то государственным... Общие определения политического, которые не содержат в себе ничего кроме ссылки на «государство» понятны и научно обоснованы, до тех пор пока государство действительно является ясной и определенной величиной, которое противостоит негосударственным и поэтому «неполитическим» группам. Однако уравнение «государственное равно политическому» становится неправильным и запутанным, когда государство и общество проникают друг в друга, когда все бывшие «только» общественными, становятся государственными»^]. Таким образом, как мы видим, политическое противопоставлено неполитическому, другими словами, государство выступает как антипод общества. В определении немецкого юриста нельзя не увидеть явную логику дихотомии.

Совсем другой смысл и другая логика заложена в это понятие в Китае. Слово «государство» guojia состоит из двух иероглифов: «guo» -«государство», которое отражает содержание государства, как политической организации, и «jia» - «семья», составляющая структурную основу государства, как социальной организации. Всего один, но очень емкий термин «guojia», который вобрал в себя и политическое и неполитическое, государство и общество. Очевидно, что изначально в сознание каждого китайца, можно сказать еще при рождении, фактически на генетическом уровне, вкладывается понимание единства государства и семьи, представление о государстве как о большой семье. И хотя сама семья не является политической организацией, тем не менее, с древних времен семья в Китае считается основной ячейкой, клеткой (xibao), из множества которых состоит государство. Но «семья» здесь используется не в обычном понимании, а в значении «род» и «клан» (jiazu).

Очевидное единство, отсутствие противопоставления, так свойственное Западу, иными словами, целостность - это то, что отличает и разделяет западную и китайскую политическую мысль. Китайские ученые считают, что государство «означает организацию политического пространства не одинаковых по своим масштабам районов». Нация (Nation) - это «население, проживающее вместе в определенном

пространстве и имеющее общее самосознание, основанное на единых убеждениях и отношениях»[2].

Развитие политической мысли Китая делится на два больших исторических этапа: традиционная политическая мысль доимперского и имперского Китая и политическая мысль республиканского Китая (Республика Китай [1912-1949] и Китайская Народная Республика). Естественным водоразделом здесь выступает Синьхайская революция, которая свергла последнюю, маньчжурскую династию Цинь и декларацией первого (временного) президента Сунь Ятсена учредила республику. Для историка важно то, что с упразднением империи прекратилось описание истории Китая как истории династий. Год Синьхайской революции, 1911, стал последним 4622 (по другим источникам, 4609 или 4402) годом летоисчисления по императорскому календарю [3]. С 1912 по 1949 существовало летоисчисление со дня образования Китайской республики. Книга, вышедшая, например, в 1912 году отмечалась, как изданная в первый год республики, а в 1916 - в пятый год республики и т. д. С 1949 года во всей печатной продукции, в том числе в книгах, монографиях стали употреблять только европейское летоисчисление.

В традиционной политической мысли Китая можно выделить следующие важные особенности, которые связаны с правовым устройством государства: основой государственного строительства были этические нормы, а не законодательство; законы выполняли вспомогательную роль и главным образом обеспечивали исполнение этих этических норм; в законодательстве интересы семьи и рода, а не конкретного человека, всегда стояли на первом месте; опора на практически неизменные этические нормы гарантировали стабильность и малую изменчивость законодательной базы.

Периодизацию генезиса политико-правовой мысли Китая первым среди китайских ученых дал Ян Хунле (1903-1977). Он выделил четыре этапа ее развития:

1. «Эпоха зарождения» (до V века до н.э.), при которой понятия морали и права еще не были разделены;

2. «Эпоха противостояния конфуцианства, школы Мо-цзы, даосизма и легизма» (IV век - конец III века до н.э.), при которой происходит разделение понятий морали и права;

3. «Эпоха господства конфуцианства» (II век до н.э. - начало XX века); во II веке до н.э. - VII веке происходит воссоединение права и морали и рождается идеология, основанная на «примирении» правил ритуала и законов, которая впервые была закреплена в Танском кодексе и просуществовала без изменений до начала XX века;

4. «Эпоха проникновения европейской и американской правовой мысли» (с начала XX века) [4].

В конце 19 столетия Запад оказал решающее влияние на формирование содержания и направлений развития китайской политической мысли. Мао Цзэдун довольно откровенно рассказал об этом периоде китайской истории. Он пишет: «После того как Китай потерпел поражение в опиумной войне 1840 года, передовые китайцы, испытывая бесч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком