научная статья по теме ГЕРБОВНИКИ XIII ВЕКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГЕРБОВНИКИ XIII ВЕКА»

А.П. Черных

ГЕРБОВНИКИ XIII ВЕКА

Первые европейские гербовники, как принято считать, появились в середине XIII в.

Уже этот первый тезис представляется не таким бесспорным, если уточнить определение гербовника. Гербовник в обыденном понимании представляет собой книгу с рисунками гербов. Для всех средневековых гербовников это не столь однозначно, а для гербовников XIII в. тем более. В западноевропейской терминологии в зависимости от формы гербовниками (armorial, wappenbuch, stemmario) и гербовыми свитками (roll of arms, rôle d'armes, Wappenrolle)1 называются рукописи, представляющие собой собрания гербов. Общий термин "гербовник" объединяет в один ряд с ними и другие гербовые комплексы, не существующие ни в форме кодексов, ни в форме свитков. Здесь оказываются важны дефиниции, поскольку традиционные классификации гербовников по их внешнему виду к середине XX в. уже настолько устарели, что стали затруднять исследование полного корпуса памятников.

Во-первых, значительная часть всех гербовников, и гербовников XIII в. в особенности, представляют собой собрания не рисунков, а списков так называемых блазонов (вербальных эквивалентов изображения герба). Для XIII в. их доля выше, чем для последующих столетий. Поэтому гербовником считается собрание блазонов или изображений гербов в виде свитка или кодекса. Если бы не включение блазонных гербовников в число полноправных источников этого вида, классификация была бы проще, но оно давно общепринятое и вполне оправданное.

Во-вторых, до середины XIII в. значительная часть ранних гербовников существует не в виде собственно геральдических памятников, а как вкрапления в литературные и нарративные произведения. Они представляют собой перечисления в тексте, т.е. чаще блазоны, но иногда и изображения, инкорпорированные в повествования, цели создания которых были отнюдь не геральди-

1 Это не средневековые термины; памятники этого типа получили видовое название начиная с ХУ1-ХУ11 вв., когда начали становиться объектами коллекционирования и изучения. Ю.В. Арсеньев пользовался термином "гербовые столбцы" (Арсеньев Ю.В. Геральдика: Лекции, читанные в Московском археологическом институте в 1907/08 учебном году. Ковров, 1997. С. 122).

ческими2. Эти тексты - предшественники и в известном смысле прародители гербовников. Собственно, один из старейших классических гербовников - Гербовник Матвея Парижского - представляет собой включенные в текст хроники гербы. Ситуация дополнительно усложнена тем, что традиция включения геральдической информации в текст не осталась в пределах Х11-Х111 вв., а продолжала существовать в художественных, генеалогических, хроникальных текстах и в Х1У-ХУ вв. уже наряду с "классическими" гербовниками3.

Это - серьезная проблема, теснейшим образом связанная с проблемой классификации гербовников. Попытки классификации также имеют свою историю; сегодня наиболее практичной является предложенная в середине XX в. типология Э. Уагнера, которая имеет критерием не внешние различия гербовников -свиток или кодекс, изображения или блазоны, - а внутреннюю, сущностную характеристику содержания, связанную с основными особенностями конкретного памятника. По ней гербовники делятся на пять основных типов: гербовники "по случаю", институциональные, всеобщие, систематизированные и "вторичные". В XIII в. существовали гербовники только трех из них: "по случаю", всеобщие и "вторичные".

К гербовникам "по случаю" относятся созданные в связи с какими-либо конкретными событиями военного или политического характера: осадой, турниром, походом, договором и т.п. Всеобщие, или универсальные, или, как их иногда называют, провинциальные, гербовники объединяют гербы некоего "универсума": всего королевства или даже всего христианского мира в представлении создателей гербовника. И, наконец, "вторичные" гербовники - это собрания гербов в литературных или других нарративных произведениях и иных, вовсе не литературных и не нарративных, творениях художественной культуры.

Основные затруднения возникают именно в связи с "вторичными" гербовниками. Этот тип был совершенно справедливо вве-

2 Такие произведения, как, например: Heinrich von Veldeke. Die Eneidt (1174-1188); Petrus de Ebulo. Carmen de bello Siculo inter Henricum VI Imperatorem et Tancredem (1195-1196); Le chansonnier de Roi (1253-1270); Roman du Chastelain de Coucy et de la dame de Fayel (конец XIII в.).

3 Это описание путешествия императора Генриха II в Рим, Balduineum (1345); преимущественно генеалогическое сочинение D'Hemricourt J. Le Miroir des nobles de Hesbaye (конец XIV в.); De La Sale Ä. Roman du petit Jehan de Saintré et de la dame des Belles Cousines (1456); Dacher Gebhard. Chronique de Constance (1470); Мэлори T. Смерть Артура (1485) и др.

ден Э. Уагнером с целью иметь возможность учесть множество источников, которые не подходят под остальные категории. Иногда их еще называют "маргинальными"4, поскольку они часто состоят из гербов на полях рукописей хроник и историй. Это наименование невольно оказывается двусмысленным, так как в целом они представляют собой пограничную категорию геральдических памятников. Принцип определения границы между ними и гербовниками в полном смысле слова, видимо, может быть достаточно простым, а именно - дополнительная эта информация в тексте или вся рукопись посвящена конкретно гербам. Если учитывать и эту литературно-нарративную традицию, то в ранние гербовники следует включить и произведения ХП-первой половины XIII в., в которых присутствуют комплексы гербов или блазонов (например, уже упомянутую "Энеиду" Генриха фон Фельдеке, произведение Петра из Эбуло и пр.)5. А с другой стороны, традиционно рассматриваемая как гербовник в собственном смысле слова, "Поэма об осаде Кэрлаверока" 1300 г. - это рифмованная поэма-реляция о военных действиях6, т.е. эта блазонная традиция ранних произведений и не прерывалась. Поэтому правильнее говорить в целом о ранних гербовниках, в которые, вероятно, имело бы смысл включать и произведения XII в. Таким образом сегодня практически и подходят к классификации гербовников. Однако нельзя не упомянуть о том, что среди литературно-нарративных памятников существует достаточно обширная группа описаний разной степени полноты примерно 90 средневековых турниров. Частично они включаются в число "вторичных" гербовников, однако в отношении потенциала геральдической информации всей этой группы источников ясности пока нет7.

Все же типологических шероховатостей не так много, пока мы находимся в пределах письменных источников. Но включать ли в число "вторичных" гербовников те, что по форме действительно очень далеко отстоят от классических гербовников? К ним относятся совокупности гербов, изображенных на ларцах, покрывалах, предметах костюма, столешницах, балках, в интерьере конкретного храма или дворца и т.д. Ничем, кроме носителя, они не отличаются от традиционных гербовников. А по количеству гер-

4 Pastoureau M. Traité d'héraldique. 2 éd. P., 1993. P. 225.

5 Neubecker O. Le grand livre de l'héraldique. Paris; Bruxelles, 1995. P. 26-27.

6 Ibid. P. 271.

7 Произведения Коирада фон Вюрцбурга уже не раз становились предметом внимания историков геральдики, но эта группа его именем не исчерпывается.

бов иногда и превосходят их: в Музее Виктории и Альберта хранятся две столы (епитрахили), на одной из которых 46 гербов, на другой - 38, а также манипл8 с изображением 18 гербовых щитов; на ларце Св. Людовика 1236 г. из Лувра помещено 37 гербовых щитов; на балке из Schöne Haus в Базеле, датируемой около 1270 г., 63 цветных герба, из которых только 2 не прочитываются.

Одним словом, общее определение гербовника, вероятно, будет лапидарным: гербовник - это собрание гербов или блазонов. Такое определение отказывается от многих нюансов, однако учесть их все - задача источниковедения геральдики. В данной работе это не представляется возможным. Принимая во внимание то, что и большинство классических гербовников остаются малоизвестными отечественному читателю, хотелось бы предложить некоторые соображения в отношении гербовников XIII в. как начало подхода к теме.

Признав наличие проблемы "вторичных" гербовников для определения их количества, вернемся к классическим гербовникам. Какое количество гербовников можно отнести к XIII в.? Если даже в их число включить гербовники, датировка которых называет в качестве вероятной близкую к 1300 г., последнему году века, таких наберется около 30 памятников. Далеко не все из них - оригинальные памятники, некоторые известны только по позднейшим копиям9. Однако надо иметь в виду и датировку, которая при уточнении может вывести за пределы формальной границы XIII в. близкие к ней по дате создания памятники. Тем не менее, если учесть, что они, судя по тем данным, которыми мы сегодня располагаем, начали создаваться с середины века, то их количество за полвека приближается к трем десяткам. Много это или мало? Это менее 10% от числа всех средневековых гербовников. Но прежде чем давать напрашивающийся ответ на этот вопрос, посмотрим на локализацию. В основном они исходят из английских, северофранцузских и единицы из германских земель, и если принять во внимание это обстоятельство, то плотность оказывается довольно высокой. Кроме того, нельзя не отметить относитель-

8 В православном богослужении функционально соответствует орарю.

9 Кроме того, есть и очень спорные в отношении подлинности, как, например, так называемый Гербовник коронации Оттона IV (Wappenrolle der Aachener Krönung Ottos IV), сохранившийся в копии XVII в., который также пытаются иногда отнести к XIII в. (Schweizer Archiv für Heraldik. Lucerne, 1993. P. 99-146). Наряду с этим есть и уточнения датировок, как в случае с Кодексом Манессе, составленным, вероятнее всего, не около 1300 г., а в 1305-1340 гг.

ную одновременность их появления и количественное абсолютное изобилие для первых примеров памятников этого типа. Так что отличия по сравнению с Х^-ХУ вв. оказываются совсем невелики.

На вопрос о месте создания гербовника ХШ в. трудно ответить. Некоторые сведения могут предоставить косвенные свидетельст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком