научная статья по теме ГЕРБОВНИКИ XIV ВЕКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГЕРБОВНИКИ XIV ВЕКА»

А.П. Черных ГЕРБОВНИКИ XIV ВЕКА

В XIV в. количество гербовников в Западной Европе увеличилось, хотя наиболее известных "классических" ненамного больше 70, причем это скорее абсолютный рост их числа, нежели относительный: по сравнению с тремя десятками гербовников, появившимися за вторую половину XIII в., в количественном отношении рост совсем небольшой. При этом существенной разницы между первой и второй половинами XIV в. так же не наблюдается. При несомненном все большем распространении гербов кодифицируются они в виде гербовников с той же интенсивностью. Разумеется, периодизация гербовников по векам чрезмерно условна, но внутренние критерии для замены ее на иную пока неочевидны.

Регионом активной кодификации гербов по-прежнему оставалась Северная Франция, Англия, территории будущей Бельгии и германские земли. Итальянских гербовников того времени немного, но следует учитывать и собрания гербов, связанных по владельцам или обстоятельствам с Германией. Если в XIII в. ни кастильских, ни арагонских гербовников не существовало (несмотря на то что гербы известны издавна), то в XIV в. в сообщество, формирующее гербовые своды, включилась Испания. Их количество еще невелико, однако дошедшие до нас весьма любопытны. Соотношение бла-зонных и рисованных гербовников изменилось в пользу последних; при этом большая часть гербовников "по случаю" создавалась преимущественно как блазонные, количество рисованных в этом типе возросло лишь к концу века. А всеобщие гербовники, напротив, в большинстве своем создавались как рисованные, и число блазон-ных среди них незначительно, и к тому же явно уменьшается во второй половине века.

Наиболее распространенным в XIV в. является тип всеобщих гербовников - это треть всех известных. Количественно за ними следуют гербовники "по случаю" - более полутора-двух десятков . Неточность цифры связана с тем, что часть гербовников "по случаю" XIV в. одновременно оказывается и "вторичными" гербовниками.

В XIV в. были созданы знаменитые всеобщие гербовники, такие как Гельдернский, Цюрихский, Белленвильский. При том что все они блистательные произведения и геральдического, и художественного творчества, они далеко не одинаковы.

Гельдернский гербовник, авторское произведение профессионального герольда и художника Клааса Хейнессона, открывается вызовом герцога Брабантского 18 главам государств в январе 1334 г., затем следуют гербы 14 сеньоров, погибших в битве при Ставерене (Фрисландия, Нидерланды) 26 сентября 1345 г.; далее помещена геральдическая хроника герцогов Брабантских и графов Голландских середины XIV в. и поэтическая молитва 13 выдающихся рыцарей1. Затем на листах 26-122 разместились многочисленные гербы европейских королевских домов и отдельных персонажей, систематизированные в 50 территорий-общностей по 15 щитов на листе.

Цюрихский гербовник, также один из старейших сохранившихся в оригинале, представляет собой пергаменный гербовый свиток из трех полос. Первая содержит 28 гербов в знаменной форме и 22 в щитовой; вторая полоса использована с обеих сторон и содержит на лицевой 140, на оборотной 146 гербов; третья полоса пергамена содержит 142 герба. Многие из них по происхождению тяготеют к региону Боденского озера, на основании чего делается вывод о вероятном месте создания Цюрихского гербовника. Название дано по библиотеке хранения, которой в 1750 г. его подарил владелец Йо-ханнес Шлойхцер. Причины создания и авторство Цюрихского гербовника неизвестны. Существуют копии XVI и XVIII вв., причем последняя выполнена в стиле XIV в., и обе они содержат исчезнувшую часть оригинала со 108 гербами. В этом гербовнике знаменная форма герба сочетается со щитовой, что свидетельствует об отсутствии принципиальной разницы между ними.

Белленвильский гербовник представляет собой кодекс с 75 листами пергамена обычного для гербовников небольшого размера (240 х 155 мм). Он создавался неизвестным художником-герольдом, или же, возможно, коллективом таковых, в течение нескольких десятилетий (1350-1390) и, тем не менее, остался незаконченным. Он состоит из двух частей и включает гербы, происходящие из 17 европейских (в современных границах) стран. Первая часть - это общий гербовник Европы (1333 герба) с распределением по гербовым провинциям (marches d'armes), т.е. согласно порядку одновременно географическому и политическому, в соответствии с геральдическими традициями XIV в. Пожалуй, это "классический" вариант всеобщего гербовника, несмотря на то что преобладают гербы, происходящие из Нидерландов и рейнской Германии. Гельдернский и Цюрихский гербовники также относятся ко всеобщим, но их "универсум" значительно меньше. Вторая часть Белленвильского гербовника (405

1 Friar St. A New Dictionary of Heraldry. L., 1987. P. 20.

гербовых щитов со шлемовой эмблемой) представляет гербы самых разных персонажей, нередко связанных с турнирами или военными экспедициями XIV в.

С точки зрения географического охвата материала, гербовники XIV в. настолько неоднородны, что провести границу между так называемыми локальными и всеобщими гербовниками для XIV в. не всегда возможно. Недаром часть всеобщих именовалась гербоведа-ми прошлого "провинциальными", т.е. отражающими материал определенных гербовых "провинций"; да и в современной традиции некоторые из них подчас именуются местными, локальными или региональными2. И иногда они действительно меньше по объему. Например, классифицируемый как всеобщий, "Гербовник Пови" состоит всего из 84 гербовых щитов. "Гербовник Холлэнда" также считается всеобщим, но содержит 94 герба исключительно английских родов - памятник чисто английского "универсума". А в тоже время всеобщий Парламентский гербовник содержит 1100 блазо-нов, отражая владельцев, распределенных по 37 графствам.

Определение типа некоторых гербовников справедливо может вызывать затруднения. Например, созданный герольдом Гельдерн (он же герольд Бавария) рисованный Гербовник "Трех Лучших" состоит из 14 триад, объединяющих трех лучших, с точки зрения автора, носителей определенного имени (например, Жана, графа Люксембургского и короля Богемии, Жана де Эно, сеньора де Бомон и Жана де Питерсхайм; Гильома II, графа Эно, Гильома V, графа Юли-ха и Гильома Фитцуорена). По номенклатуре имен это всеобщий гербовник, а по сути, скорее, локальный: из 42 имен 21 происходит из восточных Нидерландов, рейнских земель (16 имен), два из архиепископства Трирского, два из Англии и одно из графства Марк. Чем руководствовался автор, сужая круг возможных "лучших" носителей имени, не вполне понятно, скорее всего его ограничивал сам принцип триад. В социальном отношении подобранные имена также неоднородны (24 относятся к низшему рыцарству)3. Высказывалось предположение, что причины выбора чисто политические и гербовник представляет собой список нидерландских приверженцев английской политики в первой фазе Столетней войны и являет собой результат некоего соглашения (и тогда уже он не всеобщий,

2 Valverde Ogallar P.B. Manuscritos y heráldica en el tránsito a la Modernidad: El Libro de Armería de Diego Hernández de Mendoza. Madrid, 2001. P. 147.

3Paravicini W. Armoriaux et histoire culturelle: le Rôle d'armes des "Meilleurs Trois" // Les armoriaux: histoire héraldique, sociale et culturelle des armoriaux médiévaux: Actes du colloque international "Les armoriaux médiévaux". P., 1997. P. 366.

а гербовник "по случаю"). Однако в этом гербовнике есть и постоянные явные сторонники французского короля4. Не исключено, что это плод декларации воображаемого единства. Неизвестно. Однако все они рыцари, экюйе среди них нет. Возможно, критерий объединения может быть получен в результате просопографических исследований. Кого -то из них упоминает Жак де Амрикур, кое -кого Жан Фруассар, кто-то из "лучших" появляется в других современных гербовниках. Критерий - рыцарский образ жизни, который во всех отношениях все они ведут. И вероятный прообраз их объединения -список "Девяти Совершенных", состоящий из трех триад идеальных образцов5. В любом случае они оказываются полностью включенными в культурный контекст времени и иллюстрируют культуру герольдов, создателей этого произведения.

Участие в некоторых событиях современники по-прежнему старались зафиксировать, избирая для этого геральдический способ, продолжая так называемые известные с XIII в., гербовники "по случаю". Поводом для создания такового мог служить визит или встреча высокопоставленных особ (Гербовник дома "Цум Лох", Столешница из Люнебурга, "Гербовник Риволи"); битва (Боробриджский гербовник), осада (Стирлингский гербовник) или союзнические отношения для каких-либо военных предприятий (Гербовник брабант-ских союзников), коронация (Туринский гербовник) и некоторые необычные, как, например, стоящий особняком Майнцский гербовник, отразивший гербы семейств, подвергшихся изгнанию в 1322 г. Многочисленны в этом типе гербовники, посвященные турнирам: Первый и Второй Данстеблские гербовники, Гербовник турнира в Монсе, Гербовник турнира в Шамбери, Гербовник турнира в Брюгге, Гербовник турнира в Бурк-ан-Брес и др. Ситуации, которые современники считали возможным отметить таким образом - разнообразны, но по мотивации они обладают в первую очередь качеством некоей мемории или гарантии. События-"случаи", породившие эти гербовники чрезвычайно вариативны и вне гербовника их трудно объединить в один ряд. Однако сама их разнородность подтверждает удобство и универсальность геральдической фиксации, простой, понятной и в то же время вполне полноценной.

Гербовники "по случаю" могут быть как рисованными, так и блазонными - сущность их от этого не меняется. В 1396 г. 21 герольд сопровождал Альберта Баварского во время его похода против фризов, и в результате был создан геральдический памятник этому пред-

4 1ыа. р. 367.

5 1Ыа. Р. 372.

приятию, где увековечены гербы участников в рисованном "Гербовнике фризского похода". Однако он вполне мог быть и блазонным. Больше сомнений вызывает некоторая близость части гербовников "по случаю" к вторичным (Гербовник дома "Цум Лох", Столешница из Люнебурга), но, строго говоря, во вторичном гер

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком