научная статья по теме ГЕРОДОТ И СТРАБОН О ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГЕРОДОТ И СТРАБОН О ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ДАНИЭЛЬ МИХАИЛОВИЧ КАМАРИ

аспирант Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Волгоград)

Тел.: 8 (903) 316-06-19; Е-таИ: dreamcatcher_1991@hotmail.com

В статье представлен отрывочный анализ работ Геродота и Страбона о Пиренейском полуострове. Автор обращает внимание на тот факт, что античные авторы во многом исходили из концепции «варварства и цивилизации», которая предполагала создание негативной оценки основных конкурентов греков по торговле - финикийцев.

Ключевые слова: Геродот, Страбон, варварство, цивилизация, противостояние.

ГЕРОДОТ И СТРАБОН О ПИРЕНЕИСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Интерес к Пиренейскому полуострову раньше всех проявили греки, которые сочинили множество мифов, рассказов и исследований о природе и климате, географии, быту и нравам Иберии, затрагивая в большей степени вопросы географии и экономики. Наша задача - не масштабное рассмотрение работ античных авторов по истории финикийской и греческой колонизации Пиренейского полуострова, и даже не комплексное рассмотрение работ Геродота и Страбона, а отрывочный анализ с целью доказательства существования в античный период экономической концепции противостояния греков и финикийцев на Пиренейском полуострове, которая проявлялась на идеологическом и религиозном уровне.

Привилегированное положение работ античных авторов объясняется тем, что источники были написаны на латинском и греческом, знакомых европейцам. Античные авторы создали общее представление, выраженное в формуле «варварство» и «цивилизация», которая была в дальнейшем заимствована римлянами. В этом контексте жители Пиренейского полуострова воспринимались как простые варвары. Противоречит этому лишь фрагмент в работе Страбона «География», где говорится о племени турдетанцев, проживавших в юго-восточной части Испании: «турдетанцы считаются самыми культурными из иберийцев; они знакомы с письменностью и имеют сочинения, посвященные истории своего племени, поэмы и законы, написанные в стихах (как они говорят, 6000-летней древности)»1. Значит, можно говорить об определенном уровне цивилизации при наличии письменности, хотя и этот факт не является решающим. Из этого маленького отрывка также можно прийти к выводу, что античный автор взял за основу метод компиляции, который был подробно рассмотрен в работах Л. И. Грацианской2. Выявить правду и вымысел не всегда представляется возможным. В большинстве случаев, так или иначе, происходит определенное искажение первоначальной информации. Неизбежность этого обусловлена неспособностью античных авторов выделить критерий оценки, полученных сведений.

В раннюю пору представления об Испании были смутными и конфузными. Но именно в это время появляются устойчивые мифологические образы о Пиренейском полуострове. По праву создателем этих образов можно считать Гомера. Подвиги Геракла, путешествия аргонавтов, морские странствия неутомимого Одиссея - все эти мифы были в определенной степени связаны с Пиренейским полуостровом. Античные авторы до Геродота создавали мифологические образы не только об Испании, но и обо всех тех странах, которые им были неизвестны, но славились своими природными богатствами и благоприятным климатом. Они связывали неизвестные им страны с понятием Hesperia (Геспериды). Выполняя обещание Еврисфену, Геракл отправился на свой одиннадцатый подвиг к Саду Гесперид за красными яблоками, находившимися на краю света, т.е. на Пиренейский полуостров. Конечно, по мере продвижения греческих мореплавателей к Западу мифы видоизменялись и окончательно исчезали. Но, так или иначе, некоторые оставались - миф о том, как

Геракл угнал у Гериона стадо быков или миф о царстве Тартесс. Вместе с тем сохранялись и стереотипы, которые касались, прежде всего, отношений между финикийцами и греками. Еще Гомер обвинял финикийцев в подлости3, коварстве и алчности4, хитрости5. Авторитет Гомера придавал этим словам огромный вес.

С одной стороны, то малое, что упоминают античные авторы, имеет отчасти сомнительное происхождение. Во всяком случае, то, что Геродот использовал информацию, полученную от посредников, и не присутствовал на месте описанных событий, является неопровержимым фактом. Он даже не скрывал этого. Часто встречаем такие словосочетания, как: «...при этом, как передают...»6 или «...так мне передавали...»7. С другой стороны, ученые часто преувеличивают с критикой античных источников. Геродот на своем уровне отбирал достоверные и ложные факты, что уже говорит о развитии определенных элементов критического анализа. Он пишет: «Что до меня, то мой долг передавать все, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всем моем историческом труде»8. Изначально он поставил себе задачу привести факт, выявить правду и вымысел лежит на плечах самого читателя.

Если сделать краткий анализ «Истории» Геродота, то можно выявить как некоторые исследовательские, так и дилетантские элементы: во-первых, для Геродота был характерен определенный научный стиль (выраженный в ясности и простоте композиции), который появился в результате развития ранней ионийской прозы; во-вторых, многие события и данные основаны на документах и ранних исследований ионийских логографов; в-третьих, «История» сочетала историко-географическую и этнографическую ученость с искусством новеллистического повествования», как указывает нам известный советский специалист по истории античной литературы И.М. Трон-ский9; в-четвертых, несмотря на определенную отрывочность, Геродот попытался изложить события с учетом причинно-следственных связей; в-пятых, неполнота и симметрия; в-шестых, определенное сочетание вымысла и правды. Отмеченные выше элементы напрямую отражались не только при повествовании греко-персидской войны, но и при описании различных точек «геродотова мира», в частности, когда разговор заходил об истории Пиренейского полуострова.

Прежде всего, нужно отметить, что с глубокой древности географическое расположение ионийских городов Малой Азии способствовало развитию морской торговли. Деловые документы и отчеты были составной частью «делового организма»10. В этих условиях развивалась историческая мысль. Геродот же получал свою информацию от людей, которые имели непосредственное отношение к торговле, людей низкого пошиба, то ли от купцов, то ли от пиратов.

В своей «Истории» Геродот несколько раз касается Пиренейского полуострова. Обратимся к некоторым упоминаниям: «...самосский корабль, шедший в Египет (владельцем корабля был Колей), был отнесен к этому

Д.М. Камари

41

острову. Узнав от Коробия всю его историю, самосцы оставили ему продовольствия на целый год. Сами же они снова вышли с острова в открытое море и направились в Египет. Однако восточным ветром их отнесло назад, и так как буря не стихала, то они, миновав Геракловы Столпы, с божественной помощью прибыли в Тартесс. Эта торговая гавань была в то время еще не известна эллинам. Поэтому из всех эллинов самосцы получили от привезенных товаров по возвращении на родину (насколько у меня об этом есть достоверные сведения) больше всего прибыли, исключая, конечно, Сострата, сына Лаодаманта, эгинца (с ним-то ведь никто другой в этом не может состязаться). Самосцы посвятили богам десятую часть своей прибыли - 6 талантов - и велели изготовить медный сосуд вроде арголийского кратера»11. Предметом изложения у Геродота является опять же морская торговля, прибыль и тема поклонения богам. В какой-то степени религия являлась составной частью торговых отношений. Слова «с божественной помощью» наиболее отчетливо подтверждают вышесказанное. Похожее мы встречаем и в следующем упоминании: «В Тартессе они вступили в дружбу с царем той страны по имени Арганфоний. Он царствовал в Тартессе 80 лет, а всего жил 120. Этот человек был так расположен к фокейцам, что сначала даже предложил им покинуть Ионию и поселиться в его стране, где им будет угодно. А затем, когда фокейцы не согласились на это, царь, услышав об усилении могущества лидийского царя, дал им денег на возведение стен в их городе. Дал же он денег, не скупясь, так как окружность стен [Фокеи] составляет немало стадий, а вся стена состоит целиком из огромных тщательно прилаженных камней»12. Имя царя Тартесса «Арганфоний» переводится как «серебряный человек», название явно присвоено греками, людьми имеющими отношение к торговле. Также тяжело представить себе, как Арганфоний мог предложить фокейцам переселиться в Тартесс при существовании карфагенской торговли в Западном Средиземноморье. Нам известно, что произошло, когда фокейцы решились переселиться на остров Кирн. Объединенный флот карфагенян и этрусков изгнал греков с этой территории. Несмотря на то что фо-кейцы одержали победу в битве при Алалии, им пришлось покинуть остров Кирн из-за отсутствия физической силы и материальных средств на ведения войны.

Юг Пиренейского полуострова находился при непосредственном контроле со стороны финикийцев и карфагенян. Исключения составляют лишь находки отдельных черепков греческого происхождения, которые попали туда сухопутным путем. Большая часть этих черепков относится к вв. до н.э.13, что уже не позволяет сделать вывод о том, что греки могли составить конкуренцию карфагенянам. Но не дает нам право утверждать, что VI в. для греков создались внешнеполитические условия для торгового освоения юга Пиренейского полуострова. Опять-таки все это указывает на то, что Геродот пользовался непроверенными источниками. Однако, возможно, Арганфоний призывал греков покончить с финикийским и карфагенским гнетом над тартессийцами, над неравноправным товарообменом14.

Историю народов и стран, их обычаев и культуры Геродот рассматривает с позиции жителя малоазийского города Галикарнасс, несмотря на то что сам античный автор был весьма просвещенным человеком и долгое время жил в Афинах. Он продолжает линию Гомера и делит мир на варваров и цивилизованных. При этом деление производилось не только на культурном, но и на экономическом уровне. Особенно это касалось финикийцев. Неспроста Геродот начинает свой рассказ с истории похищения дочери Инаха: «Перев

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком