научная статья по теме ГЕШТАЛЬТ И ИСКУССТВО. РУДОЛЬФ АРНХЕЙМ КАК ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА Философия

Текст научной статьи на тему «ГЕШТАЛЬТ И ИСКУССТВО. РУДОЛЬФ АРНХЕЙМ КАК ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА»

Гештальт и искусство. Рудольф Арнхейм как основатель современной психологии искусства

В. П. ШЕСТАКОВ

Статья посвящена известному американскому психологу Рудольфу Арнхейму (1904— 2007). Главная тема его работ связана с изучением познавательного значения восприятия, в частности восприятия искусства. Этому посвящена основная работа Арнхейма "Искусство и визуальное восприятие", в которой он исследует структуру и познавательное значение визуальных образов. Ему принадлежит термин "визуальное мышление", обоснованный в книге на эту тему. Работы Арнхейма оказали большое влияние на развитие современного искусствознания, в частности на исследования Э. Панофского, Г. Зедльмайра, Э. Гомбриха и др.

This article deals with a well-known American psychologist Rudolf Arnheim (1904-2007) is. The main subject of his works is analysis of cognitive meaning of visual perception, specially, art perception. That is a subject of his fundamental study "Art and Visual Perception", where he is analyzing the structure and cognitive role of the visual images. Arnheim to adduce a term "visual thinking" and wrote a book on this subject. Arnheim psychology made a great influence on contemporary art history, including the works by E. Panofsky, H. Sedlmayr, E.H. Gombrich, аМ others.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гештальт, психология искусства, энтропия, психоанализ, история искусства, чувство порядка, мощь центра, восприятие, визуальное мышление, вкус, художественное произведение.

KEY WORDS: gestalt, psychology of art, entropy, psychoanalysis, history of art, sense of order, power of centre, perception, visual thinking, taste, work of art.

В наше время искусство является предметом активного исследования множества дисциплин: социологии, эстетики, антропологии, теории и истории искусства, философии и теории культуры и т.д. Но только один-единственный аспект изучения искусства остается в тени. Это - психология искусства. Пожалуй, единственным психологом искусства, который завоевал авторитет психолога искусства и при этом счастливо сочетал теоретическую и экспериментальную методику исследования, в прошлом столетии был американский ученый Рудольф Арнхейм.

© Шестаков В.П., 2014 г.

В течение своей длительной творческой жизни Арнхейм занимался различными областями науки: искусствознанием, кинокритикой, художественным воспитанием, эстетикой, психологией. Сам Арнхейм иронично сравнивал себя с крабом. "Стоять на многих ногах, как я делал всю жизнь, было весьма плодотворно, но небезопасно". Но главной областью знания, в которую Арнхейм внес весомый вклад, была психология искусства. Именно в этом качестве он фигурирует во многих словарях и энциклопедиях мира.

Научное наследие Рудольфа Арнхейма довольно обширно. При его жизни, начиная с 1932 по 1997 год, вышло шестнадцать книг. Их можно было бы классифицировать на четыре следующих типа. Во-первых, это книги, посвященные анализу структурных и выразительных особенностей отдельных видов искусств и масс-медиа: кинематографу, радио, танцу, живописи, архитектуре: "Кино как искусство" (1932), "Радио" (1979), "Герника. Генезис живописи" (1962), "Динамика архитектурных форм" (1984). В этих работах Арн-хейм проявляет глубокое знание этих видов искусства. Во-вторых, это работы, связанные с проблемами художественного воспитания, с анализом художественного творчества детей: "Мысли о художественном воспитании" (1989). В-третьих, это теоретические работы по психологии, которые, по сути дела, оказываются работами по психологии искусства: "Визуальное мышление" (1954), "Искусство и визуальное восприятие" (1954, рус. пер. 1974), "Сила центра. Изучение композиции в изобразительном искусстве" (1982), "Новые очерки о психологии искусства" (1986, рус. пер.1994), "Спасение искусства" (1992). Следует сказать, что именно эти работы принесли Арнхейму заслуженную славу и популярность ученого с мировым именем. И, наконец, в-четвертых, это книги мемуарного характера, представляющие запись лаконичных, порой парадоксальных мыслей, на самые разные темы, но чаще всего об искусстве. Такова книга "В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем" (1989, рус. пер. 2012). Кроме того, Арнхейм написал ок. 300 статей в научных журналах по эстетике, психологии, философии, которые сегодня активно изучаются и переиздаются.

Из перечисленных выше книг на русский язык переведено пять работ. В 1960 г. вышла первая книга Арнхейма "Кино как искусство" (рус. пер. 1974). В 1974 г. под моей редакцией и с моей вступительной статьей в издательстве "Прогресс" вышла главная работа ученого "Искусство как визуальное восприятие". (Пользуясь тем, что издательство "Прогресс" прекратило существование, издательство "Архитектура" предприняло пиратское издание этой книги. Оно издало 2-тысячный тираж книги, сняв с титула имя переводчика и редактора, и не получив от них согласия на издание.) В 1984 г. появился русский перевод В.Л. Глазычева книги "Динамика архитектурных форм". В 1994 г. в издательстве "Прометей" вышла книга Арнхейма "Новые очерки о психологии искусства" (перевод Г.Е. Крейд-лина, предисловие В. Шестакова). В 2012 г. издательство "Алетейя" опубликовало книгу Арнхейма "В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем" (пер. и предисловие В. Шестакова).

Сегодня наследие Рудольфа Арнхейма изучается во многих странах мира. В странах Европы и Америки появляются исследования, посвященные визуальной теории Арнхей-ма. Прежде всего его книги переводятся на многие языки мира. Помимо книг, Арнхейм в течение своей жизни написал огромное количество статей. Далеко не все они вошли в книги, изданные при жизни. Поэтому они издаются в новых тематических сборниках его последователями. Наконец, появляются содержательные монографии, в которых исследуется жизнь и творчество ученого. Одна из таких монографий принадлежит ученику Арнхейма Яну Верстегену "Арнхейм: гештальт и искусство. Психологическая теория" [Верстеген 2005]. Огромную библиографическую работу проделал Хельмут Дидерихс [Дидерихс 2001], составивший библиографию всех работ - книг, статей, рукописей - Арн-хейма. Содержательная глава об Арнхейме опубликована в фундаментальной книге Митчелла Эша "Гештальтпсихология в немецкой культуре, 1890-1967)" [Эш 1995].

Несмотря на то что Рудольф Арнхейм был академическим ученым, его жизнь тесно связана с социальными и политическими событиями ХХ в. Биография Архейма распадается на три периода в соответствии с теми странами, в которых он проживал: немецкий (1904-1932), итальянский (1932-1939) и американский (1939-2007). В первый период он

получил образование и освоил метод мышления и законы молодой науки гештальтпсихо-логии. Во втором периоде жизни он занимался журналистикой и социальной критикой. Наконец, в третьем, американском периоде он получил все возможности академической работы и написал главные свои работы по психологии искусства.

Арнхейм родился 15 июля 1904 г. в Шарлоттенбурге, который впоследствии стал пригородом Берлина, в еврейской семье. Его отец Георг Арнхейм был владельцем небольшой фабрики пианино. После окончания школы в 1923 г. Рудольф Арнхейм поступает в Берлинский университет. В начале века этот университет славился своими преподавателями. Среди них были такие известные физики, как Альберт Эйнштейн и Макс Планк, а среди психологов были два основателя гештальтпсихологии Макс Вертхеймер и Вольфанг Кё-лер. Оба встретились еще в 1910 г. во Франкфурте-на-Майне, где работал также еще один гештальтпсихолог Курт Коффка. Это содружество было нарушено Первой мировой войной. Но в 1920 г. Кёлер становится директором Института психологии как отделения Берлинского университета, куда он приглашает Вертхеймера. К ним присоединяется Курт Левин, который издает журнал "Психологические исследования".

Под руководством Вертхеймера Арнхейм написал диссертацию о выражении, в которой исследовал индивидуальные моменты, как они проявляются в почерке или в произведении искусства. Еще до завершения учебы в университете Рудольф Арнхейм начинает заниматься журналистикой. Он становится сотрудником левого политического еженедельника "Ди Вельтбюне", редактором которого был пацифист и антифашист Карл фон Осец-кий, лауреат Нобелевской премии (1935). Одна из первых статей Арнхейма была посвящена Баухаузу. Его статья "Баухауз в Бреслау" появляется в июньском номере "Вельтбюне" в 1927 г. В этом же году он публикует еще около двадцати статей в этом журнале. Очевидно, детские посещения музеев с Куртом Бадтом дали свои результаты. Теперь он пишет о выдающихся художниках начала столетия - П. Пикассо, В. Кандинском, О. Кокошке, Э. Мане (через 30 лет Арнхейм напишет специальную книгу "Герника Пикассо).

Молодой Арнхейм проявляет интерес к новым медийным средствам выражения: кинематографу, радио, фотографии. Начиная с 1925 г. он печатает в местной газете рецензии на фильмы, которые издает в 1928 г. в сборнике "Голос с галерки". В результате Арнхейм пишет свою первую книгу не о психологии, а о кино - "Кино как искусство". Это была одна из первых книг о кинематографе. Книга вышла в 1932 г., незадолго до прихода Гитлера к власти. Немецкие нацисты уже давно присматривались к прогрессивному кинематографу, пытаясь нейтрализовать его влияние на общество. Осецкий был сослан в нацистский концлагерь уже в 1933 г., где он заразился туберкулезом и умер в 1938 г. Арнхейм вовремя оценил опасность нацистской политики, ведущей к геноциду еврейского населения. Поэтому он незамедлительно переезжает в Италию. Так кончается немецкий период в биографии Арнхейма.

Арнхейм еще в Германии был связан с Лигой Наций, под эгидой которой в Риме работал "Международный институт образовательного кино". Здесь Арнхейм полностью посвящает свое время изучению визуальной структуры кинематографа. Его книгу "Кино как искусство" переводит на итальянский язык Гвидо Аристарко. В своей книге Арнхейм анализирует только немое кино, каким оно было на первых стадиях своего развития. Он считает, что кино не является искусством, а только "механическим воспроизведением реальности". Сравнивая его с живописью, он

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком