научная статья по теме ГИБРИДЫ И ХИМЕРЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО: ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ЭТИКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГИБРИДЫ И ХИМЕРЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО: ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ЭТИКА»

ЭО, 2013 г., № 6 © М. Кожевникова

ГИБРИДЫ И ХИМЕРЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО: ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ЭТИКА*

Ключевые слова: гибриды и химеры человека и животного, человеко-звери, биотехнология, ксенотрансплантация, биоэтика, история науки, генетические эксперименты

В статье рассматриваются достижения биотехнологии, имеющие отношение к созданию гибридов и химер человека и животного, в контексте изменения природы человека. Делается обзор как исторических, так и современных экспериментов в данной сфере. Поднимаются этические вопросы, связанные, среди прочего, с открывающимися возможностями кардинального изменения человеческой природы.

Существование в культуре кентавров, Сфинкса, Минотавра, оборотней, русалок и многих других гибридов и химер человека и животного показывает, что идея "челове-козверя" сопровождает нас на протяжении тысячелетий. Современные биотехнологии делают возможной реализацию образа, который столь сильно влияет на наше воображение. Новейшие достижения науки позволяют предполагать, что в относительно короткое время человек сможет размножаться совершенно новым, "неестественным" образом, менять свой геном, а также передавать эти изменения по наследству, создавать организмы, включающие в себя как черты животных, так и людей, получит возможность добавлять желательные или удалять нежелательные гены, а все это, без сомнения, повлияет на структуру отдельных семей и общества в целом, а также, вероятно, на то, что мы сегодня неопределенно называем человеческой природой. Люди из недалекого будущего могут сильно отличаться от нас настоящих.

Что вообще означают термины "гибрид" и "химера"? Латинское слово híbrida означает "смесь", а chimaera - это имя монстра из греческой мифологии, обладающего головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона или змея. Эти слова используются сегодня и в языке биологии и медицины. Под гибридами понимается результат скрещивания двух организмов таким образом, когда в каждой клетке нового организма находится полный состав генов родителей (исходных организмов). Это может происходить посредством скрещивания яйцеклетки животного, лишенной ядра, с клеточным ядром человека или скрещивания (человек-животное) яйцеклетки со сперматозоидом (Beck 2009: 11, 87; Wilmut et al. 2002: 158). Что касается химер, то в науке этим термином обозначаются организмы, которые имеют клетки или органы других организмов, относящихся к тому же или другому биологическому виду. В случае трансфера генов или хромосом такие организмы называются трансгенными, хотя в широком смысле они тоже являются химерами. Химеру иначе называют "мозаикой", что более точно отражает ее суть (Beck 2009: 11, 91-92). В значении организмов, включающих в себя как человеческий, так и животный материал, химерами окажутся пациенты ксенотрансплантации, животные, которым имплантируются человеческие

Магдалена Кожевникова - аспирантка Института философии РАН; e-mail: kmagdalena@ yandex.ru

* Статья является продолжением дискуссии по теме "Биоэтика, медицинская антропология и антропологическое знание", опубликованной в № 3/2013.

гены, как, например, трансгенные овцы Полли (человеческий ген, кодирующий белок) и Трейси (человеческий ген, кодирующий энзим ААТ), созданные теми же учеными, которые клонировали Долли, а также онкомышь (человеческий ген рака), обезьяны (человеческие мозговые клетки) и даже бактерии (человеческий ген, кодирующий инсулин).

Исторические эксперименты. Кажется, что в науке эксперименты по созданию гибридов (организмов, в которых любая клетка содержит гены от животных и человека) и химер (организмов, в которых некоторые органы или клетки происходят от другого вида) могли начаться лишь с развитием генетики. Однако Жан Ростан, французский биолог и моралист, приводит в качестве примера для названного им "творческой биологией" подхода эксперименты Трембли 1743 г., в которых тот проводил операции с пресноводными полипами и соединял разные их части, создавая новые организмы. Правда, от этих экспериментов еще далеко до создания "человекозверей", однако идея данных экспериментов им близка. По крайней мере, в интерпретации самого Ростана, который пишет: «Проводя эти известные опыты, Трембли не только открывал чудеса природы, но и демонстрировал, что можно активно вмешиваться в жизнь, он играл роль волшебника, уподобляющегося "творцу явлений"» (Rostand 1964: 23). Ростан с энтузиазмом пишет о подобных экспериментах, называя ученых того времени "Пикассо лабораторий".

Помимо Трембли, многие другие ученые в ту эпоху пытались создать химеры животных разных видов, пересаживать внутренние органы и гениталии от одного вида и пола к другому или старались повлиять на облик и размножение животных другими способами. Ростан подчеркивает, что тогда не требовалась особенная смелость и свобода в обращении с природой. Действительно, и сам Ростан к природе относится без особенного уважения, подчеркивая, что она только производит, а человек - творит. Упомянутые эксперименты он объясняет "глубокой склонностью человека - здесь, вероятно, играет роль эстетический фактор. Творческий опыт есть своего рода произведение искусства, поскольку позволяет исследователю воплотить в жизнь фантазию, дав возможность взаимодействия его изобретательного ума с силами природы" (Ibid.). Единственное, чего опасается Ростан в 60-е гг. прошлого века, - не приведут ли такие эксперименты к тому, что человек начнет "жонглировать собственной природой" (Ibid.: 27). Он не исключает нужды проведения таких научных действий с терапевтической целью, однако подчеркивает, что "необходимо запретить создание чудовищ среди существ нашего вида" (Ibid.). Эти высказывания Ростана показывают, что он определяет место человека достаточно далеко от природы. Человек, по его мнению, имеет полное право на ее вольное использование, на свободу в реализации всех своих фантазий - до тех пор, пока они не касаются самого человека. При этом у Ростана отсутствует понимание глубокой связи человека с окружающей средой и того, что изменение природы животных может повлечь за собой изменение природы человека. Во всех моральных вопросах, которые поднимает Ростан, в центре стоит человек и его самореализация.

В начале XX в. Илья Иванов утверждал, что скрещивание обезьяны с человеком вполне возможно. Выдающийся биолог, специалист по искусственному осеменению животных, он на зоологическом конгрессе в Граце в 1910 г. выразил уверенность, что с помощью искусственного осеменения можно скрещивать человека с человекообразными обезьянами. В 1926 г. Иванов получил финансирование и поддержку для своего научного проекта со стороны советского правительства и Академии наук СССР. Иванов планировал осеменить человеческой спермой самок шимпанзе. Вначале эксперименты проводились в Африке, затем ученый переехал в Сухуми, где был создан обезьяний питомник. В своих экспериментах Иванов не добился никаких результатов и в 1932 г. умер. В истории опытов Иванова главными с точки зрения современности становятся две вещи: 1) преодоление биологической пропасти между животными

и человеком и 2) отсутствие каких-либо этических сомнений научного сообщества. Иванову было нелегко получить финансирование для своих исследований, но помехой являлась не их этическая сторона, а высокая стоимость опытов и неуверенность научного сообщества в их результате. Как замечает К.О. Россиянов, "большевики ни слова не говорят об их (опытов. - М.К.) этической уязвимости" (Россиянов 2006). Целью опытов Иванова должно было стать торжество советской науки, окончательное отбрасывание религии как фальсифицированного знания о происхождении человека, а опыты скрещивания человека с обезьяной воспринимались, как предполагает Россиянов, не как "унижение" человеческого достоинства (что типично для оценок этих опытов сегодня), а как "освобождение" личности.

В конце XIX и начале XX в. ученых волновала тема восстановления "жизненных сил" путем пересадки желез или биологических жидкостей от животных к человеку. Подобные ксенотрансплантологические эксперименты связаны с открытиями французских медиков: Шарля Эдуара Броун-Секара, который проводил опыты по подкожным впрыскиваниям человеку водного настоя свежих яичек собак и морских свинок, и Сергея Воронова, который продолжил эти опыты, используя яички и железы других животных. Данные эксперименты (которые медики проводили также на себе) преследовали цель омоложения организма. Броун-Секар в конце XIX в. положил начало, а Сергей Воронов развил эти исследования в 1920-х гг. Его опыты пользовались огромной популярностью, и Воронов заработал миллионы, пересаживая обезьяньи железы своим богатым клиентам; метод стал модной темой не только в кулуарах медицинских конгрессов. Это неудивительно, поскольку "метод Воронова" обещал, среди прочего, улучшение памяти, выносливости, повышение сексуальной активности и продление жизни - а значит, реализовывал вечную мечту человечества об эликсире молодости. Сам Воронов стал прототипом профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова. Когда выяснилось, что операции не приносят желаемых эффектов, мир отвернулся от ученого. Сегодня его работы частично реабилитированы, и считается, что он внес свой вклад в исследования гормонов. Надо подчеркнуть, что хотя эксперименты Броун-Секара и Воронова не приносили ожидаемой пользы, но и вреда здоровью и жизни пациентов они не нанесли (хотя стоили жизни многим животным). Иначе обстоят дела с примерами ксенотрансплантации второй половины XX столетия.

Ксенотрансплантация. Ксенотрансплантация (от греч. ksenos "чужой" и лат. transplantare "пересаживать") означает пересадку органов, клеток или тканей между организмами разных биологических видов (в противоположность аллотранспланта-ции, т.е. трансплантации между разными организмами одного биологического вида). В случае человека - это любая процедура, которая включает в себя трансплантацию, имплантацию или инфузию человеку живых клеток, тканей или органов от животных, а также человеческих биологических жидкостей, клеток, тканей или органов, которые вступили в контакт ex vivo с клетками, тканями или органами ж

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком