научная статья по теме Гламур как форма репрезентации объектов в условиях трансформации культуры потребления Философия

Текст научной статьи на тему «Гламур как форма репрезентации объектов в условиях трансформации культуры потребления»

Е.В. Сатарова младший научный сотрудник Инновационного ресурсного культурно-образовательного центра Астраханского государственного университета*

Гламур как форма репрезентации объектов в условиях трансформации культуры потребления

Гламур - явление современной культуры. Он мог появиться только в определенных исторических социально-экономических условиях и не может пониматься как универсальный культурный феномен. Исследование феномена гламура, как правило, осуществляется в контексте анализа проблем общества потребления и массовой культуры как реалий XX века. Возникновение феномена гламура принято связывать с теми социокультурными изменениями в странах Запада, которые были вызваны процессами урбанизации, скачком технического развития, ростом потребления товаров и услуг, развитием коммерческой культуры, индустрией развлечений, средств массовой информации, охватывающих период с конца XIX по XX вв.

Институциализация и включенность гламура в социальную действительность обусловлено спецификой потребительской практики, сложившейся в современном мире. Гламур наличествует в качестве феномена в обществе изобилия при условии, что потребление становится одним из главных фокусов социальной практики.

Гламур рассматривается как форма визуальной репрезентации объектов с целью произвести впечатление на человека. Гламур - это стратегия обольщения1. История гламура представляет собой процесс его институализации, кодификации визуального языка соблазнения, путем интегрирования его в сферу коммерческой культуры, включающей в себя кино, моду, рекламу, телевидение и т.д. Гламур становится логикой современной рациональности, основанной на обольщении, нарциссизме, сексуализации. Благодаря свойству соблазнения гламурная эстетика становится одной из основных форм художественного выражения в современном мире: «Glamour: Fashion, Industrial Design, Architecture)) (ed. Joseph Rosa), «Glamour in six dimensions: modernism and the radiance of form» (Brown Judith), «Glamour: a history» (Stephen Gundle), «The Glamour System» (Stephen Gundle, Clino T. Castelli). Гламур являет собой стиль, то есть организованную форму, обладающую совокупностью характерных черт. К таким чертам гламурного стиля в оформлении внешности человека, предмета или места относятся зрелищность, сексуальность, яркость, все это и создает притягательный эффект. Стратегия создания гламурного образа предполагает наличие наблюдателя, ведь неизменным остается главное и изначальное назначение гламура - воздействовать, очаровывать, обольщать. (англ. glamour -шарм, очарование).

Однако гламур не имеет собственной художественной программы. Как утверждает итальянский дизайнер, искусствовед К. Кастелли, материальная культура гламура - как это ни парадоксально, богата и в то же время бедна, щедра и бесполезна. Это неординарный репертуар цвета, изображения, эмоций, ощущений, визуальной зрелищности, утверждающее торжество показной формы, являющейся не более, чем ширмой, выстраивание которой состоит из визуальных трюков и эффектов. В эстетике гламура невозможно обнаружить устойчивых, непреходящих ценностей. Хотя в различных его проявлениях гламур может приближаться к искусству, у него нет по-настоящему художественных задач. Это фантазия, а не

* selena380@mail.ru

1 Gundle S. Glamour: A History. Oxford; New York: Oxford UP, 2008. -P. 5.

искусство, и целью гламура становится ретуширование действительности, но никак не поиски истины. Действительно имитация, маскировка, скрытие является основной целью материальной культуры гламура, в этой связи весьма соблазнительной; гламур предназначен в первую очередь для глаз, действуя через зрелище, чтобы слепить и очаровать, руководствуясь, таким образом, логикой потребления. Гламур, как правило, не ассоциируется со вкусом. Важно привлечь внимание, даже если для этого необходимо замаскировать действительность. И такое привлечение ставится «превыше всех прочих соображений»2.

Эстетика гламура симулятивна. Она основана на циркуляции пустых знаков и лишь наделяет объект символическими ценностями престижа, успешности, роскошности, причем объект может быть любой (гламурный автомобиль, гламурная девушка, гламурный роман, гламурный фашизм, гламурный марксизм, гламурный панк и т.д.). Гламур подвергает любые знаки десубстанциализации, устанавливая императив внешней привлекательности и броскости. Гламур в этом плане составляет часть массовой культуры, разворачивающейся в форме китча, распространение которого вытекает из «индустриального умножения количества вещей, из вульгаризации на уровне предмета различных знаков, заимствованных из всех областей (прошлое, нео, экзотика, фольклор, футуризм) и из беспорядочной эскалации «готовых» знаков, имеет свою основу, как тип «массовой культуры»3.

Специфика гламурных образов определена той сферой, в которую они включены как элементы, то есть в сферу коммерческой культуры. Любой гламурный объект - это товар и создание его внешней формы продиктовано логикой спроса и предложения. Американский искусствовед Р. Морган отмечает, что гламур - это коммерческий логотип. Гламурная форма «не имеет никакого отношения к раскрытию переживаний ее создателя, но всегда лишь затрагивает предметы, экспроприированные популярной культурой»4. Однако рассмотрение гламура только под эстетическим углом явно ограничивает поле его функционирования. Такой подход позволяет изучить его особенности как художественного метода преобразования объектов материального мира. Но представление о гламуре как о художественном стиле ограничивает поле исследования. По справедливому замечанию Д.А. Рудневой категория стиля используется не только в применении к художественным объектам, но и «к образу жизни»5. Такой подход видится правомерным не только с точки зрения эстетики, но и с точки зрения культурной антропологии, социологии. Это связано с расширением понимания гламура как элемента социальной практики современного общества, включенности его в сферу повседневной культуры.

Мы рассматриваем гламур как культурный образец, который понимается как устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, обусловленной определёнными типами ситуаций, предписанным поведением в них человека и его связи с окружающим миром. Как отмечает культуролог Г.А. Аванесова, на уровне обыденной практики культурный образец выступает «стереотипной схемой поведения, взаимодействия, оценивая людей, их манипулирования с материальными предметами, равно как и самими предметами культуры»6. Поэтому гламур обязательно включает в себя материальные предметы, способы и манеру поведения в нем человека, нормативы и формы

2 Gundle S., Castelli C. T. The glamour system: Palgrave Macmillan; N.Y., 2006. - P. 85

3 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. - С. 144-145.

4 Morgan R.C. A Sign of Beauty in Uncontrollable Beauty : Toward a New Aesthetics, ed. Bill Beckley: New York Allworth Press, 1998. - P. 81.

5 Руднева Д. А. Гламур как феномен культуры постиндустриального общества: методология исследования / Д. А. Руднева // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 2(76). - С. 3140.

6 Аванесова Г.А. Образец культурный // Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х Т.//гл.ред. и сост. С.Я.Левит - СПб.: Университетская книга, 1998. - С.103.

взаимоотношений. Вбирая в себя все знаки роскошной жизни, гламур по праву становится одним из доминирующих образцов в культуре общества изобилия, превращаясь в механизм социального маркирования.

Общество в данной случае представляется некоей социальной материей, из которой выделен субъект. Между субъектом и миром социальных объектов возникает некая протяженность. Индивидуализм западной культуры рождает дистанцию, благодаря которой становится возможным наблюдать, а также осуществлять самостоятельный выбор. В этом случае появляется возможность утверждения автономии личности. Но с другой стороны возникает необходимость нахождения связей, преодоления отчужденности. И индивидуальная активность всё больше смещается в сторону последнего устремления. Подобную мысль находим у Г. Маркузе в его труде «Одномерный человек»: «Элементы автономии, творческой инициативы и критики отступают перед знаком, утверждением и имитацией»7. Человек, по мысли Маркузе, превращает себя в объект успешного и продуктивного господства. Самоидентификация следует не путем осуществления индивидом своей автономии, а слиянием со структурой общества таким образом, что человек становится, по выражению Г.П. Щедровицкого «функциональным местом в социальной структуре»8. Действительно, практика гламура, со всеми его потенциальными возможностями в качестве репрезентативной стратегии сложились именно в западной культуре, чему способствовал способ миропонимания с его субъективистским взглядом на мир.

Джудит Браун считает, что к началу XX в. механизирующаяся культура больших городов утратила чувство подлинности, аутентичности, "ауры", что привело к обострению проблемы самоидентификации: «...обаяние, магнетизм и притягательность быстро вышли на первый план как самые желанные качества XX в., заменив собой такие туманные концепции, как добродетель и сила характера, осуществляется поиск новой линии демаркации в идее «социальной личности», которая могла успокоить, во всяком случае, на поверхности, раненое чувство цельности»9. В этом утверждении нас будут интересовать два момента. Первое -насущность потребности самоидентификации через вхождение в социальное пространство. Эта проблема разрешается уже не в области этики, а в области социокультурной антропологии, где значение приобретают процессы социализации и инкультурации индивида, поэтому гламур интересен с точки зрения его функциональной стороны. Второй момент указывает на стратегию процесса самоидентификации, то есть это уже некая отличная от традиционной стратегия выстраивания своего «Я» (обаяние, магнетизм и притягательность), осуществляемая на фоне развития технологий визуальной культуры и эстетизации жизни.

Первое положение подводит к вопросу о функциональном значении феномена гламура, исход

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком