научная статья по теме «ГЛАМУР»: МОДА ИЛИ ПОПЫТКА «СОЦИАЛЬНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРОПИСКИ»? Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему ««ГЛАМУР»: МОДА ИЛИ ПОПЫТКА «СОЦИАЛЬНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРОПИСКИ»?»

Шелудько Г.В., кандидат философских наук, докторант, доцент, зам. декана

Романюк А.В., соискатель (Волгодонский институт сервиса Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса)

«ГЛАМУР»: МОДА ИЛИ ПОПЫТКА «СОЦИАЛЬНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРОПИСКИ»?

Понятие «гламур» буквально «захлестнуло» общение в молодежной среде, оно вошло в моду в качестве «слова-бренда». Показательно, что в одном из январских воскресных выпусков телепрограммы «Вести» Н.С. Михалков назвал Россию «страной победившего гламура» [1, С. 3.]. Понятие «гламур» не только обрело оттенки мифичности и элементы сакральности, но и постепенно стало приобретать очертания «псевдоидеологии». Говорят даже о возможности гламура среди православных прихожан, о его влияниях на социализацию «гламурокра-тии». Этого достаточно, чтобы констатировать актуальность темы «гламура» в самых различных аспектах и «ракурсах».

Изучение гламура как многостороннего социально-исторического явления предполагает выделение нескольких основных «плоскостей» исследования: историко-этимологическую, социологическую, психологическую, культурологическую, социально-философскую и ряд других. Философское «прочтение» проблемы требует интегративного подхода, обобщающего многочисленные проекции. В данной статье мы остановимся на интеграции социально-исторических, этимологических и аксиологических аспектов проблемы.

Первоначальная этимология понятия «гламур» восходит к английскому «glamour» - чары, очарование, волшебство. Оно отражало вполне конкретную жреческую практику в ранних религиозных культах древних англичан, связанную с воздействием на массовое сознание единоверцев-язычников. Прежде всего, эти практики были связанны с использованием психологических средств: суггестии, убеждения, своеобразного духовно-гипнотического умиротворения, достижения состояний успокоения, смирения, подчинения. В принципе такими методиками несложно овладеть даже неспециалистам. А профессионалы-психологи могут ими пользоваться в педагогических целях для достижения более высоких результатов в обучении, при условии, что обучаемые дают на использование таких приемов свое согласие. Несколько позднее англичане стали связывать «гламурность» с ученостью, но преимущественно оккультного характера, как ученостью, связанной с «колдовскими чарами». В начале восемнадцатого века (с 1720 года оно «прописалось» в словарях) появился шотландский вариант понятия «гламур», который связывался со словом grammar - грамматика, ученость в грамматическом формате. Но самое широкое распространение английский языковой вариант «glamour»^ приобрел благодаря творчеству писателя Вальтера Скотта, который придал ему совершенно неожиданный оттенок: очаровательность, женская привлекательность. Чары по-прежнему остались. Но с них была решительно «снята» сакральная «вуаль». Это произошло в девятнадцатом веке. Возникнув в древней Англии понятие «гламур» быстро перекочевало в другие европейские языки, нередко трансформировавшись до неузнаваемости. В эпохи средневековья и Ренессанса «гламур» имел распространение среди аристократии Италии, Франции, несколько позже, в результате английских и французских культурных заимствований, «гламур» проник и в Россию. В России исследователи совершенно уверенно приписывают этимологию понятия «гламур» французскому «происхождению». В переводе с французского они его обозначают как «глянец», «блестящий», «светящийся», «шарм» и т.д.

Современное представление о гламуре стало формироваться в конце девятнадцатого века, а уже в в двадцатом, особенно начиная с тридцатых годов, в американском английском существительное «glamour» и прилагательное «glamourous» стали указывать на привлекательность, жен-

ственность, связанные с внешней красотой, изысканностью, внешним лоском и успешностью. С 1939 года в США начинает издаваться красочный журнал «Glamour», который, по истечении нескольких десятилетий стал выходить в ряде европейских стран, а с 1992 года - и в России. Слово гламур появилось в России чуть больше десяти лет назад и чаще всего оно ассоциируется с шикарным, красивым, изысканным, лакированным, словом «гламурненьким» [2].

Социолого-аксиологическое осмысление проблемы гламура представляет последнее в нескольких основных планах: 1) социально-экономическом; 2) психологическом; 3) ценностно-эстетическом. В социально-экономическом плане «гламур» рассматривается как потребительское явление, выражающееся в стремлении постоянных покупок, в погоне за модой, в желании быть на уровне потребительских стандартов самого высоких, «бутиковых» приобретений. Причем это касается практически всего: одежды, пищи, жилища, средств передвижения, косметики, любых других товаров и услуг. Особенности этого явления «эксплуатируют» удовлетворяющая гламурные потребности «избранных» граждан индустрия. Механизм допуска в мир гламурного существования был изобретен на рубеже XIX и XX веков буржуазией, которая вытеснила аристократию с позиций контроля над культурой, политикой и обществом. Так на смену цивилизации, основанной на благородстве происхождения, пришла цивилизация, основанная на товарно-денежных отношениях: теперь роскошь и изысканность не могли передаваться по наследству, они покупались. При этом гламур начинает выполнять роль стимула, как бы «дрожжевой закваски» к потребительству, стремления к неуемному, «разнузданному», безрассудному «шоппинг-бутиковому» поведению. Если раньше не нуждавшаяся в публичности аристократия предпочитала предаваться роскошному времяпровождению за стенами дворцов и особняков, то тщеславная буржуазия предпочла «красоваться» друг перед другом своей приверженностью к гламурному существованию открыто: на улицах и тротуарах, в кафе и ресторанах, на ипподромах и казино и т.п. местах и заведениях. В современной России «гламуритетность» порой приобретает разнузданные до неприличия формы, когда буржуазия, представители, названные с «легкой руки» современных СМИ, новыми русскими, позволяет себе немыслимых размеров траты денежных средств (нередко превышающих сотни тысяч, а то и миллионы долларов). А в это время дети многих детских домов страны питаются в сутки в лучшем случае на доллар, а то и его половину. В психологическом плане гламур выражается в манерности, в определенных стилях поведения и ярко выраженной мотивацией данного самовыражения. При этом сужается кругозор, понижается способность адекватно воспринимать действительность. Психологически действительность воспринимается как рафинированная и утонченная реальность, ничего общего с настоящей реальностью не имеющей, когда гламур воздействует на сознание подобно наркотику, грубо говоря «религия гламура» - есть опиум, позволяющий «отвлечься» от реальной повседневности, это «бегство в праздник наизнанку», впереди которого только опустошение и абсолютная пустота. В ценностно-эстетическом плане гламур - это стиль жизни, поиск таких идеалов и ценностей, которые требуют колоссальных «жертв». Этот план получил несколько выпуклые экспликации в литературе. Например, у Эмиль Золя в «Дамском счастье», у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» (образ Эллочки-людоедки) и т.д. В этом плане гламур есть «модомания», непрерывное стремление «догнать и перегнать моду» или хотя бы приблизиться к навязываемым извне ценностным стереотипам. Гламур преимущественно явление, имеющее ярко выраженное женское начало. Женственность - вот основная его характеристика, а уже в рамках ее выступают изысканность, исключительность, экстравагантность, эпатажность, словом, «гламурность». Пребывание в реальности гламура все же предполагает как бы вытеснение с «поля витальных смыслов» всех иных реальностей. Это очень глубоко понял А. Шюц, по мысли которого при нахождении человека в какой-либо реальности другие реальности представляются «фиктивными»[3].

Итог неутешителен, социализация гламура, его распространение и влияние на многие стороны социальной жизни в большей мере отрицательны, а в нравственном плане и разру-

шительны. С гламуром все же бесполезно бороться, его можно изжить экономически, политически, нравственно и эстетически. Есть и исторический опыт для нашей страны - советское время. Борьба с лакировкой объективного, истинного положения дел, высмеивание потребительства, стремления к «шикарности», изысканности в повседневном бытии все же было действенным и поучительным для нынешних времен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кадырина А. Игра в симулякр // «ВиД». - Вып. 21 (2476). 07.02. 2007.

2. См.: http://www.stengazeta.net/article.for.printing.html?id=1688.

3. Позицию Шюца приводим по источнику: Ясавеев, И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. - Автореферат диссертации доктора социологических наук. - Казань, 2006.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком