научная статья по теме ГОЛЛАНДСКИЙ ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ЗОЛОТОГО ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ АМСТЕРДАМСКОГО МУЗЕЯ Геофизика

Текст научной статьи на тему «ГОЛЛАНДСКИЙ ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ЗОЛОТОГО ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ АМСТЕРДАМСКОГО МУЗЕЯ»

щ

культура

■ и и

Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея

www.arts-museum.ru

DUTCH GROUP PORTRAIT OF GOLDEN AGE FROM AMSTERDAM MUSEUM'S COLLECTION

«Dutch group portrait of golden age from Amsterdam museum's collection» unique exhibition is presented at the Pushkin State museum of fine arts as a part of Year of Holland in Russia.

Keywords: the Pushkin State museum of fine arts, Holland, Amsterdam museum, group portrait in painting

В рамках года Голландии в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлена уникальная выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея».

Сложно представить более голландское явление в искусстве, чем групповые портреты, в которых отразился несокрушимый гражданский дух нации, гордившейся завоеваниями новой независимой республики. Расцвет портрета как самостоятельного жанра живописи в Северных Нидерландах совпал с общим подъемом экономики и национального самосознания.

Говерт Флинк. Групповой портрет стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса Ван Ваверена. 1648.

Групповой портрет стал визуальным воплощением действительного или желаемого общественного статуса бюргера. Новая торгово-промышленная элита заказывала свои изображения для украшения общественных зданий, в первую очередь парадных залов заседаний руководства стрелковых рот, регентов домов призрения и старшин различных гильдий. По сложившейся традиции каждый портретируемый сам оплачивал художнику

свое изображение; после завершения полотно преподносили в дар соответствующей гильдии. Поэтому каждый участник группового заказа хотел, чтобы его представили на видном месте, желательно повернутым в три четверти к зрителю. Здесь торжествовал принцип строгой субординации: ни один персонаж не выдвигается за счет другого, ни один не играет настолько ведущей роли, чтобы затмить собой всех остальных. Если для современного зрителя качество портрета определяется умением мастера связать живописное повествование в единое образно-художественное целое, то для заказчика XVI или XVII века ключевым было убедительное внешнее сходство и размещение фигур в строгом соответствии с их статусом.

До нашего времени сохранилось около 125 групповых портретов, исполненных голландскими живописцами в середине XVI и XVII веке. Поскольку изначально такие полотна были собственностью общественных и профессиональных организаций, в дальнейшем они переходили в

I - L •• о .1 * V

Я

Николас Элиас Пикеной. Групповой портрет регентов женского работного дома. 1626-1628.

культура

собрания городских магистратов и музеев. По этой причине, за немногими исключениями, подобные произведения практически отсутствуют в коллекциях музеев за пределами Голландии.

На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено 10 большеформатных композиций, крайне редко покидающих стены Амстердамского музея. Выставленные работы представляют характерные типы композиций — портреты попечителей благотворительных учреждений (сиротских приютов, богаделен, госпиталей и работных домов) и изображения членов стрелковых корпораций.

Гербранд Ван Ден Экхаут. Групповой портрет членов правления гильдии бондарей и сборщиков винных налогов. 1673.

Регенты и регентши богоугодных заведений осуществляли важную социальную функцию - заботу о слабых и неимущих горожанах. Эта тема представлена на выставке работами разных временных периодов: «Групповой портрет регентов госпиталя Святого Петра» (1617 - 1618) кисти Корнелиса ван дер Ворта и «Групповой портрет регентов женского работного дома» (1626 - 1628) Николаса Элиаса Пикеноя; «Групповой портрет регентов и регентш Амстердамской богадельни» (1640) Класа Муйарта и «Групповой портрет регентов и регентш женского работного дома» (1650) Бартоломеуса ван дер Хелста.

Члены правления профессиональных гильдий, например гильдии бондарей на картине Гербранда ван ден Экхаута, созданной в 1673 г, изображены с различными атрибутами своей профессиональной деятельности. В частности, члены этой гильдии вели контроль за соответствием установленным нормам емкостей для пива, мыла и сельди.

Начиная с середины XVI столетия, изображения трех стрелковых корпораций Амстердама - лучников, арбалетчиков и аркебузиров - становятся важной темой живописи. При их создании художники использовали различные варианты композиционных схем: перед выступлением в поход, когда стрелки изображены сплоченными группами, или во время официального собрания, за праздничным столом, как, например, на картине Дирка

Дирк Якобс. Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков (двенадцать стрелков роты Е). 1563.

Якобса «Групповой портрет корпорации Амстердамских стрелков» (1563), или в работе Якоба Лиона «Групповой портрет стрелков роты капитана Якоба Питерса Хогка-мера и лейтенанта Питера Якобса ван Рейна» (1628).

Кроме того, на выставке представлены две работы Говерта Флинка. Это небольшой подготовительный эскиз и законченный вариант «Группового портрета стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена» (2,5 м в высоту и более 5 м в длину), созданные мастером в 1648 г Обе работы, экспонируемые на выставке, позволяют представить процесс создания картины. Динамичная композиция напоминает «Ночнойдозор»Рембрандта,написанный шестью годами ранее, на переднем плане которого также изображена встреча капитана с лейтенантом.

Все портреты, представленные на выставке, являются произведениями выдающихся амстердамских художников: Дирка Якобса (около 1497 - 1567), Говерта Флинка (1615 - 1660), Николаса Элиаса Пикеноя (1558 - 1650/1656), Бартоломеуса ван дер Хелста (около 1613 - 1670), Гербрандта ван ден Экхаута (1621 - 1674) и других. Их творчество превосходным образом демонстрирует различные стилистические грани и хронологические этапы развития портретной живописи в Амстердаме. ■

Ключевые слова: ГМИИ им. А.С. Пушкина, голландский групповой портрет

Якоб Лион. Групповой портрет стрелков роты капитана Якоба Питерса Хогкамера и лейтенанта Питера Якобса Ван Рейна. 1628.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком