научная статья по теме ГОРОД-ПРИЗРАК - ТАНАИС К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ КРАЕВЕДЕНИИ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ГОРОД-ПРИЗРАК - ТАНАИС К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ КРАЕВЕДЕНИИ»

МАРИНА КРАВЧЕНКО

Город-призрак Танаис

К вопросу об историческом краеведен

Интерес к истории родного края — это тот благодатный фундамент, на котором библиотека может помочь своим читателям воздвигнуть здание подлинного патриотизма.

Марина Валерьевна Кравченко, главный библиотекарь организационно-методического отдела МБУК «Ростовская-на-Дону городская ЦБС Центральная городская библиотека им. Горького»

В устье Дона стоит Танаис — Древних греков восточный форпост. Оплетает коринфский карниз Голубое соцветие звёзд. Здесь кипела морская волна У дворцовых высоких оград, А теперь здесь стоит тишина, Только змеи в бурьяне шуршат...

А. Городницкий

НА ЗЕМЛЕ Тихого Дона находится немало культурно значимых, представляющих познавательную ценность исторических топонимов. Это и тысячелетний Азов, и старинные столицы донского казачества - Раздоры, Старочер-касск, и родина великого Михаила Шолохова, станица Вешенская, и родной город гениального Антона Чехова — Таганрог. Но есть в Донском крае совершенно особый географический объект — археологический музей-заповедник «Танаис». Находящийся всего в нескольких километрах от Ростова-на-Дону, он неизменно привлекает внимание не только дон-чан, но и российских, а также зарубежных туристов.

«Танаис»... Такое загадочное и притягательное слово. В нём угадывается и таинственный отзвук Древней Эллады, и дуновение вольных донских просторов. Танаис, Танаис, Танаис, — Как тогда звучало это слово? Сух колодец, на пороге дома Травы молодые поднялись. Вновь сюда, где мы не родились, Нас влечёт загадкою былого До конца не понятое слово: Танаис, Танаис, Танаис... (Л. Волошинова, сборник «Путь на городище»)

Название своё город получил от имени реки, на берегах которой располагался (Тана, Танаис — так в незапамятные времена именовали Дон. Кстати, этно-лингвисты до сих пор ведут споры об орфоэпических нормах по отношению к этому древнему слову. В последнее время считается предпочтительным ставить ударение на первый слог).

Танаис представляет собой уникальное явление не только в истории нашего края, но и в масштабах всей России. По мнению большинства учёных, этот город основан греческими купцами, выходцами из Боспорского царства в восточном Крыму. Просуществовал он около восьми столетий: с III в. до н. э. по середину V в. н. э. и играл серьёзную стратегическую роль — являлся своеобразным форпостом в Северном Причерноморье. Греческий Танаис окружали со всех сторон степные племена, самые известные из которых — скифы и сарматы. Именно через Танаис шла торговля между Азией и Европой. Это была своеобразная граница античного мира, главный пункт товарообмена между греками и варварскими племенами Подонья-Приазовья. Взаимодействие различных народов, этносов наложило свой отпечаток на культуру и образ жизни жителей города. Здесь сформировался свой, особый менталитет, сохранившийся в доживших до наших дней легендах, материальных объектах, найденных археологами. Учёные свидетельствуют, что неоднократно шумный и богатый город подвергался нападению кочевых племен. Однажды Танаис не спасли крепостные стены, и он пал под натиском степных пришельцев...

£26^-

'i^SSbiÖ Д Л О #14 [224] 2014

Сегодня музей-заповедник «Танаис» — один из знаменитых археологических объектов на территории России. Он является ведущим научно-исследовательским, музейно-педагогическим центром на юге России. Историко-археологиче-ский ансамбль «Танаис» уникален как место научных исследований. Здесь проводятся международные научные экспедиции, осуществляют учебную практику студенты крупнейших вузов страны, успешно реализуются программы музейной педагогики.

открытий. Например, благодаря последним изысканиям археологов стало очевидно, что этот древний город можно назвать колыбелью донской демократии. При раскопках была открыта агора раннего Танаиса. Многие исследователи

Любого побывавшего здесь неизменно завораживает мысль о том, что каждый камень, лежащий под ногами, мог быть два тысячелетия назад частью дворцового здания, храмового сооружения, жилища простого танаитянина. Взирая на остовы древних домов, крепостную башню, стеновые укрепления, восстановленные археологами, невольно вспоминаешь пассаж из замечательного романа Ю. О. Домбровского «Рождение мыши»: «снова стали видны призрачные кварталы, уже не существующие более тысячелетия стены, башни, ворота...дух города всё ещё продолжает парить... <> создавая призраки площадей, садов...»

Городище и некрополь Танаиса — место удивительных археологических

утверждают, что она являлась не только рыночной площадью, но и местом народных собраний. По всей вероятности, в политической жизни Танаиса осуществлялись важные принципы демократии, характерные для Древней Греции и актуальные также для наших дней: верховенство закона, выборность властных органов и должностных лиц, активное участие граждан в решении государственных вопросов. Граждане Та-наиса составляли две равные в правовом отношении самоуправляющие общины — эллины (горожане греческого происхождения) и танаиты (выходцы из местной сармато-меотской среды). Один раз в год народное собрание выбирало высших должностных лиц: элли-нарха — от эллинов и архонта — от та-наитов. Любой свободный гражданин полиса имел право избирать и быть избранным. Для предвыборной агитации служили специально установленные столбы — стелы (их остовы и были обнаружены археологами). На них высекались надписи, напоминающие гражданам о благих делах и заслугах кандидата. Голосование осуществлялось посредством поднятия рук («хейротония») и опускания в урну чёрных и белых бобов («псефофория»).

В настоящее время Танаис — это подлинная туристическая Мекка. Тысячи влюблённых в историю людей из России и из-за рубежа вот уже 25 лет приезжают сюда, чтобы погрузиться в уникальную ауру седой древности. В первую очередь этому чудесному погружению способствует созерцание раскопок — музейной экспозиции под открытым небом.

ВЛАДИМИР ПОТАПОВ

нЯп

Обложка книги Владимира Потапова «Пылающие алтари».

Источник: фотоархив Ростовской ЦБС

Много загадок таят в себе и разбросанные по степному займищу близ городища курганы. Поскольку в древности они являлись местами захоронения богатых степняков, здесь по сей день находят изделия из драгоценных металлов. И находки эти, к сожалению, принадлежат не только учёным, но и «романтикам с большой дороги», которым не дают покоя легенды о скифском золоте...

Огромное впечатление на гостей Та-наиса производят выставочные музейные залы. Здесь демонстрируются самые яркие находки археологов. Например, экспозиция «Зал амфорных эталонов» представляет удивительную коллекцию сосудов IV в. до н. э.-1Х в. н. э.;

#14 [224] 2014 Д ДО

большой интерес у посетителей вызывают выставки исторических костюмов, домашней утвари, оружия, культовой атрибутики. «Мёртвое бывает нетленнее живого», — сказал один безвестный любитель парадоксов. Воистину, посеще-

городище». Источник: фотоархив Ростовской

ЦБС

ние этих залов, наполненных предметами, пережившими на века своих хозяев, наводит на философские размышления. Думаешь о том, что в мире всё самым причудливым образом взаимосвязано и обречено на повторение. Вот, например, бусы, принадлежащие какой-то древней кокетке; они удивительно похожи на современный аксессуар женского туалета.

Сегодня Танаис — это настоящая находка для любителей активного отдыха. Работники музея-заповедника осуществляют разнообразные образовательно-просветительские программы: исторические практикумы на базе заповедника по древним ремесленным, письменным, торговым, спортивным технологиям; познавательные игры на основе состязаний; большие театрализованные массовые праздники в античных традициях. Наиболее интересны из них такие, как «Уроки древних ремёсел», «Античная Школа», «Как одевались предки», «Мастерская Арахны» «Амфорный тир», «Археологическая песочница».

Прикосновение к древней легенде

Ростовские библиотеки традиционно работают по популяризации знаний о

древнем Танаисе. Особой популярностью среди читателей, помимо книжных и электронных выставок, обзоров интернет-сайтов, пользуются встречи с краеведами. Одним из запоминающихся мероприятий такого рода явилось заседание литературного клуба «Собеседник» в библиотечно-информационном центре им. Островского, на котором прошла презентация книги Л. Ф. Воло-шиновой «Легенды Танаиса и Меотиды».

Любовь Феоктистовна Волошино-

м

Источник: фотоархив Ростовской ЦБС.

ва — обладающая разносторонними талантами, известная в городе личность. Архитектор-реставратор, краевед, поэтесса — вот основные ипостаси этой незаурядной женщины. Впервые к теме Танаиса Любовь Феоктистовна обратилась в 1992 г., когда был опубликован её поэтический сборник «Путь на городище». В основу новой книги, написанной уже прозаическим языком, легли авторские впечатления, в которых причудливым узором сплелись исследования археологов, свидетельства античных авторов, сохранившиеся в народе легенды. Открывая «Легенды Танаиса и Меоти-ды» и читая увлекательные рассказы о жизни древних танаитян, сразу погружаешься в атмосферу времён, когда Дон назывался Танаисом или Таной, а Азовское море — Меотидой. ... И был желанный праздник — день реки, Где царствовали звонкие свирели, Где мореходы, гончары, стрелки О трудных буднях забывать умели... Звал хоровод в хмельную круговерть -Речного бога прославлять весельем. Там смертные разыгрывали смерть,

Чтоб повторялось чудо воскресенья. Там неудач вчерашних полоса Вдруг отступала за черту забвений. И вечность призывала голоса В неистовое русло песнопений. (Л. Волошинова, «Праздник», сборник «Путь на городище»)

В 2013 г. во многих ростовских библиотека отмечался юбилей книги донского писателя Владимира Потапова «Пылающие алтари». Это произведение, вышедшее в свет в 1978 г., справедливо может считаться образчиком добротного исторического романа. Благодаря сюжетному драйву и брутальности главного героя роман, безусловно, способен заинтересовать современного читателя, избалованного остросюжетной фабулой. Главный герой — бесстрашный и благородный Дион, стратег и эллинарх

Обложка книги Л. Ф. Волошиновой «

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком