научная статья по теме ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНВАЛИДНОСТИ ПО УКАЗАМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНВАЛИДНОСТИ ПО УКАЗАМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО»

тжтттштшмттжштттттмм

Софронова Т. В.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНВАЛИДНОСТИ ПО УКАЗАМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Проводится анализ государственно-правового регулирования отношений в сфере инвалидности в России в эпоху правления Петра I. По мнению автора, с именем Петра I связан первый опыт организации государственного призрения и формирования русского имперского законодательства в сфере инвалидности.

Ключевые слова: инвалид, государственное призрение, госпитали, приюты, налоги.

Sofronova T. V.

STATE AND LEGAL REGULATION OF THE RELATIONSHIPS IN INVALIDITY SPHERE ACCORDING TO DECREES OF PETER THE GREAT

The analyses of state and legal regulation of the relationships in invalidity sphere in Russia during the reign of Peter the First is carried out. In the author's opinion, the first experience of the state charity creation and Russian Imperial legal system formation in the invalidity sphere is connected with the name of Peter the Great. Софронова Т. В,

Keywords: invalid, state charity, hospitals, shelters, taxes.

Государственно-правовое регулирование отношений в сфере инвалидности начинает складываться в период преобразований Петра I и проходит длительный исторический промежуток времени — с XVIII по вторую половину XIX вв. Итогом государственной деятельности Петра I стали около трех с половиной тысяч указов, уставов и регламентов, среди которых имелись многочисленные предписания по организации государственного призрения, искоренению церковно-монастырской и частной милостыни, борьбе с нищенством и бродяжничеством. Монарх, стремящийся перекроить весь уклад российской общественной жизни на европейский манер, не мог не оставить без внимания и управление делами в сфере инвалидности. Петр I, знакомясь с жизнью европейских стран, осознавал необходимость организации государственного призрения инвалидов.

«В период средневековья именно церковь была хранителем древней традиции права, универсального для всех народов. На протяжении всего указанного периода церковные правоведы стремились создать систему норм, отвечавшую идеям христианского поведения»1. Так, осваивая западноевропейские идеи в различных областях жизни общества, указом от 8 июня 1701 г. «Об определении в домовые святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» Петр I провозглашает об открытии при приходских церквях богаделен и помещении в них нищих, больных и престарелых, которые «не могут ходить для сбирания милостыни». При десяти человек больных в богадельне полагалось по одному человеку здоровому, «который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». Для лечения больных приказывалось «учинить особых лекарей и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны»2.

Однако, стремясь к улучшению способов государственной благотворительности, монарх не выделяет достаточное количество средств на эту деятельность из государственной казны, возлагая эту роль, прежде всего, на церкви и монастыри. Указом от 30 декабря 1701 г. он потребовал, «что будет в монастырях в остатке от хлеба и денег, из того давать на пропитание нищих, в богадельни»3. В церквах существовали «венчальные сборы», доход от которых также направлялся на благотвори-

1 Романовская В. Б., Суконкин Д. В. Влияние канонического права на договорное право средневековой Англии. // История государства и права. — 2013. — № 13. — С. 26.

2 ПСЗ I. — Т. ¡У. — № 1856.

3 ПСЗ I. — Т. !У. — № 1886.

тельные нужды. До 1714 г. по этим сборам предполагалось «с первобрачных по двенадцати копеек, с полуторобрачных по осьмнадцати копеек, со второбрачных по двадцати пяти копеек, с трехбрачных по тридцати копеек». После указа от 3 июня 1714 г. произошло их увеличение вдвое. Запрещалась вольная продажа восковых свечей, а исключительное право их продажи предоставлялось церкви4. Для урегулирования вопроса по продаже церковных свеч при Берг-коллегии учреждались свечные заводы. Однако реализация этого проекта вызывала затруднения, о чем указывали церковные служители отдельных губерний, таких как Астраханская, Черниговская и др.5

После разделения России на губернии на них возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им велено устраивать «гошпитали», в том числе и для увечных. Указ от 31 января 1712 г. «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей» предполагал повсеместное открытие приютов и госпиталей для немощных и калек6. Последующие указы конкретизировали, на какие средства должны содержаться престарелые и увечные люди: средства на хлеб и одежду брались с обывателей сел и деревень, к которым они были приписаны7.

Ссылаясь на практику европейских государств, в которых светские убежища, приюты и госпитали финансировались из средств государственного и городского бюджета, специального налога и добровольных пожертвований, царь решил применить этот метод и в России.

На содержание госпиталей Петр I вводит налог, по которому: «На содержание гошпиталей и довольствие больных, у всяких чинов людей, как воинских, так и духовных и статских и прочих...вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке»8. Указом от 29 июля 1723 г. устанавливались правила сбора доброхотных подаяний по храмам во время богослужения в два кошелька: в один на церковь, а в другой на госпитали. Виновность в похищении доброхотных подаяний расценивалась как святотатство и предполагала соответству-

4 ПСЗ I.- Т.У.- № 2821.

5 Описание документов хранящихся в архиве Святейшего Синода. — Т. I.— С. 120-121.

6 ПСЗ I. — Т. IY. — № 2477.

7 ПСЗ I. — T.V. — № 4623.

8 ПСЗ I. — Т. VI. — № 3867.

Софронова Т. В.

ющие наказания9. Штрафные деньги с раскольников также употреблялись на призрение нищих и убогих10.

Обязанности по организации государственного призрения Петр I возложил на Главный Магистрат. В нем Петр I определяет роль полиции в деле общественного призрения, как одного из субъектов социальной защиты инвалидов. Регламент или Устав Главного Магистрата от 16 января 1721 г., по сути, лег в основу русского имперского законодательства о юридическом положении «сирых, убогих, больных и увечных». В нем Петр I определяет роль полиции в деле общественного призрения, как одного из субъектов социальной защиты инвалидов, повелевая «добрую полицию учредить», через местные магистраты «заводить смирительные дома, больницы и школы», как это устроено в иностранных государствах, создать больницы для призрения не только в крупных, но и в небольших городах11. В Регламенте указаны основные институты призрения, в том числе: «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» — для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; «другие дома от разных болезней бедных лечат». Надлежало данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений12. Первые шаги законодательной регламентации в области защиты прав и интересов детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями, прослеживаются в «Сто-главе» 1551 г. и выходят на государственно-правовой уровень при осуществлении реформ Петром I13.

Святейшему Синоду также предписывалось устраивать «гошпитали по регламенту»14. Однако денег, поступающих на содержание госпиталей, не хватало, и поэтому Синод 11 июня 1724 г. предписал содержать призреваемых за счет Монастырского приказа15.

Регламентируя жизнь монастырей, Петр I предусматривал не только материальный, но и организационный контроль над деятельностью церкви, определяя новые направления церкви в деле общественного призрения — строительство при церквах богаделен и лазаретов, где предписано было собирать «здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...». «Регламент, или Устав Духовной коллегии» от 25 января 1721 г. обязал обители содержать за свой счет и под своим кровом фиксированное число «отставных солдат и всяких убогих, не могущих работать; монахи должны им служить, в женских монастырях велено воспитывать подкидышей или сирот»16.

Вследствие необходимости устройства в городах богаделен для призрения увечных и престарелых был направлен Сенатский указ от 25 октября 1723 г., предписывающий «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые ни в чем работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были, не помнят; тех отдавать в богадельни»17. Инструкция Главному Магистрату 1724 г. предписывала содержать нуждающихся за счет городских обществ, а прием обывателей ограничивать лицами местного проживания. Это делалось вследствие много-

9 ПСЗ I. — Т.т — № 4277.

10 ПСЗ I. — Т.У. — № 2821, ПСЗ I. — Т^. — № 3962.

11 ПСЗ I.— Т^.— № 3708.

12 Там же.

13 Шамрин М. Ю. Административно-правовое регулирование защиты прав детей в России: организационно-исторический аспект // Евразийский юридический журнал № 2 (57) 2013 [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.eurasialaw.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=4040&Itemid=604. Дата обращения: 20.11.2014.

14 ПСЗ I. — Т. VII. — № 4450.

15 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. — Т. IV. — № 1313.

16 ПСЗ I. — Т^. — № 3718.

17 ПСЗ I. — Т^П. — № 4335.

численности нуждающихся призреваемых и контроля за средствами по их содержанию18.

Государство постепенно начинало осознавать необходимость переписи «больных, сирых и убогих». Так, указами от 23 октября 1723 г. и 3 июня 1724 г. приказывалось губернаторам, воеводам и управителям переписать во всех городах больных, увечных, нищих и сирот, как обретающихся в госпиталях и богадельнях, так и всех других, которые по болезни или увечью пропитать себя не могут. При этом расписывался порядок производства переписи: указы должны были посылаться в города запечатанными, а распечатываться в один день везде публично, под опасением за преждевременное распечатывание «жестокого штрафа»19.

Во время переписи власть столкнулась с явлением, при котором слепые, увечные, престарелые «объявляют, что живут по богадельням, но кормят

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком