научная статья по теме ГОСУДАРСТВЕННОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА В 1 941 - 1945 ГОДАХ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВЕННОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА В 1 941 - 1945 ГОДАХ»

УДК 349 ББК 67.0

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА В 1941-1945 ГОДАХ

Маргарита Саидбековна ЭСЕНБУЛАТОВА, аспирант кафедры теории и истории государства и права Российского государственного социального университета

E-mail: noordkrone@gmail.com

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. Статья посвящена истории формирования мусульманской общины в свете государственно-конфессиональных отношений.

Ключевые слова: государство, религия и право, религиозные объединения.

Annotation. The article is devoted to the history of the formation of the Muslim community in the light of church-state relations.

Key words: state, religion and law, religious associations.

Научный руководитель — О.Н. Петюкова, доктор юридических наук, профессор

Великая Отечественная война, обрушившаяся на территорию Советского Союза в 1941 г. и продолжавшаяся четыре долгих, кровопролитных года, среди прочих изменений заставила власть во многом пересмотреть отношение к распространенным в государстве верованиям, увидеть новые возможности в сфере взаимодействия с религиозными объединениями, лишь немногие из которых смогли в свое время пережить революцию и тяжелый период становления советского строя.

Распространяя новую власть и на духовную сферу, новообразованное государство стремилось заменить религию идеологией, и в первую очередь старалось уменьшить влияние православной церкви, что, в свою очередь, дало возможность другим религиозным объединениям добиться некоторых послаблений, по большей части на неофициальном уровне.

Рассматривая вопрос о территориальном распространении ислама, можно заметить, что в сравнении с Российской империей количество мусульман в центральных районах Советского Союза увеличилось. Основными причинами этого были потоки переселенцев, бежавших от репрессий, трудовых мигрантов, а также молодежи, переселявшейся в центральные районы в соответствии с советскими программами распределения молодых специалистов1.

Однако в силу общей государственной политики первой половины советского периода сведения, касающиеся религиозной принадлежности граждан Советского Союза и существовавших тогда религиозных объединений, найти затруднительно. Особенно это касается информации о мусульманской общине, про которую, например, в Воронежской и Вологодской областях в годы становления советской власти ничего неизвестно2.

В годы Великой Отечественной войны последователи ислама сражались наравне с последователями других религий, оставив в истории свой яркий след и светлую память. О них могут многое рассказать такие памятники, как, в частности, монумент воинам-мусульманам, открытый в 2006 г. на Курской дуге.

Объединяясь перед внешней угрозой, нависшей над страной, политические лидеры Советского государства во многом пересмотрели свое отношение к религиозным организациям, проявляя определенную гибкость и лояльность в вопросах, касающихся возможности свободы вероисповедания, хотя пропаганда их, в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию в 1929 г. (норма «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды», провозглашавшаяся до этого в ст. 4, была переформулирована на «свободу религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганда!»), по-прежнему считалась нелегальной.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2015

Участие религиозных организаций в поднятии морального духа и формировании патриотических настроений также вносило определенный положительный вклад, значимый и с политической и с исторической точек зрения.

Достаточно важным во внутриполитическом плане событием был проведенный в г. Уфа в 1942 г. съезд мусульманского духовенства, участниками которого были представители мусульман со всего Советского Союза. Главной идеей съезда была мысль о всеобщей вовлеченности граждан Советского государства в военные действия, вне зависимости от их религиозной принадлежности и местонахождения — на передовых позициях военных сражений или в тылу.

По результатам съезда было принято «Обращение к верующим мусульманам СССР и всего мира от религиозных мусульманских центров СССР», в котором сказано: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует): «Любовь к Родине и ее защита являются одним из условий веры»3.

Недвусмысленно обозначив, таким образом, свою позицию, мусульманская община стала еще одним духовным ориентиром социума в непростое военное время.

Активное участие в военных действиях 1941— 1945 гг. мусульман, проживавших на территории Костромской области, впоследствии также сыграло свою роль при отстаивании ими своего права на проведение общиной религиозных обрядов. В Тульской области при проведении раскопок военных захоронений, организованных сотрудниками государственно-исторического и природного Музея-заповедника «Куликово поле», а также благодаря изученным ими архивным данным было установлено участие в военных действиях большого количества казахов и узбеков.

Следует отметить, что мусульманскими общинами на территории Советского Союза чаще всего руководили неофициальные имамы, не имеющие узаконенного статуса, однако местная власть их признавала. Ярким примером этого может служить переписка тульской городской администрации с неофициальным имамом З.А. Давыдовым по вопросам татарского кладбища4.

Изменению политики в отношении религиозных объединений косвенно способствовали и захватчики. Враги, осведомленные о негативном отношении советской власти к религии, попытались

сыграть на контрасте, в собственных целях разрешая открытие храмов и иных строений для отправления культа на оккупированных территориях.

Правительство СССР, принимая во внимание вышеприведенную официальную позицию религиозных организаций и желая произвести благоприятное впечатление на союзников, а также препятствуя распространению фашистской пропаганды, в свою очередь смягчило политику в отношении религии.

Во многих регионах мусульмане заслужили уважение со стороны областной администрации и возможность сохранения своих традиций, проводя религиозные обряды с молчаливого согласия местной власти, что в результате порой приводило и к законному утверждению их прав. Так, в декабре 1944 г. в Дербенте открыла для верующих свои двери Джума-мечеть — старейшая мечеть на территории России, а спустя чуть более полугода, в июне 1945 г., было получено официальное на то разрешение5.

Анализируя данные об отношениях между государством и мусульманской общиной в период Великой Отечественной войны, можно сделать вывод о готовности обеих сторон к взаимодействию, пусть и с неравными результатами: встав наравне со всеми на защиту общей Родины, мусульмане не смогли добиться ни значимого признания со стороны властей, ни полноценной легализации своих религиозных обрядов. Однако сложные времена в тот период были в отношениях с государством у всех религиозных объединений Советского Союза и было бы неоправданным оптимизмом ожидать более значимых улучшений в данной сфере.

Несмотря на это, мужество, проявленное мусульманами в сражениях, и официальная позиция исламского духовенства, провозглашенная на съезде мусульман в Уфе в 1942 г., помогли им доказать свою лояльность государству, независимо от установленного в нем строя. К сожалению, уже вскоре после окончания войны наметившееся взаимопонимание между государством и различными религиозными объединениями вновь начало постепенно истончаться.

1 Макаров Д.В. Дорогами ислама Центральной России. М.: ИД Марджани, 2012. С. 13.

2 Там же. С. 54.

3 Мухамеджанов И.Р. Советские мусульмане в годы Великой Отечественной войны // http://islam-today.ru/ istoria/sovetskie-musulmane-v-gody-velikoj-otecestvennoj-уо^у/

4 Макаров Д.В. Указ. соч. С. 189.

5 Синицин Ф.Л. Советское государство и ислам во время Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // Мир и политика. 2011. № 6 (57).

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2015

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком