научная статья по теме ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ (ЭПОХА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ (ЭПОХА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ)»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2013, № 8, с. 35-45

= ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ (ЭПОХА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ)

© 2013 г. Орест Владимирович Мартышин1

Краткая аннотация: секуляризация в СССР основывалась на государственной атеистической идеологии и политике. В первые 25 лет Православная Церковь была лишена статуса юридического лица, и многие представители духовенства жестоко преследовались как враги народа. С 1943 г. иерархические структуры церкви получили официальное признание, а церковь стала частью советской политической системы на условиях полной утраты свободы и безоговорочной поддержки коммунистического режима.

Annotation: soviet type of secularization was based on atheist ideology and policy of the state. During the first 25 years after the revolution the Orthodox Church was deprived of the status of legal entity and many reptesentatives of the clergy were severely persecuted as enemies of the people. In 1943 the church hierarchy was officially recogaized and admitted to soviet political system at the price of total loss of liberty and unconditional support of the communist regime.

Ключевые слова: государство, религия, церковь, секуляризация, правовой статус вероисповедания. Key words: state, religion, church, secularization, legal status of confession.

Основы политики большевиков в отношении религии формулировались в их программных документах. Программа РСДРП 1903 г. содержит по этому вопросу три положения:

1. "Неограниченная свобода совести", помещенная в один ряд со свободой слова, печати, собраний, стачек и союзов. Иными словами, свобода совести как один из важнейших элементов прав личности.

2. "Отделение церкви от государства и школы от церкви".

3. "Конфискация... монастырских и церковных имуществ" наряду с удельными, кабинетскими и принадлежащими лицам царской фамилии землями, а также обложение особым налогом земель землевладельцев-дворян, воспользовавшихся выкупной ссудой, с целью "возвращения крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей"2.

Комментируя эти положения в 1905 г. в статье "Социализм и религия", В.И. Ленин пользовался традиционной для социалистов (Готская 1875 г. и Эрфуртская 1891 г. программы Германской социал-демократии) формулой: "религия должна быть

1 Профессор кафедры теории государства и права МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук (E-mail: ktgp@msal.ru).

2 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. I. М., 1953. С. 40-42 (далее - КПСС в резолюциях...).

объявлена частным делом". При этом он подчеркивал, что религия должна быть частным делом по отношению к государству, но не по отношению к пролетарской марксистской партии, разделяющей оценку религии как опиума народа. В.И. Ленин призывает "покончить с тем позорным и проклятым прошлым, когда церковь была в крепостной зависимости от государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у государственной церкви, когда существовали и применялись средневековые, инквизиторские законы., преследовавшие за веру и за неверие."3. Это обеспечивается, по его мнению, "полным отделением церкви от государства", которое рассматривается как "необходимая составная часть политической свободы". Ленин полагал, что "государству не должно быть никакого дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью.., должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников"4.

Не признавая религию частным делом для партии, В.И. Ленин вслед за Ф. Энгельсом "осуждал попытки людей, желавших быть "левее" или "революционнее" социал-демократии, внести в программу рабочей партии прямое признание атеизма в смысле объявления войны религии"5. Он пред-

3 Ленин В.И. Соч. Т. VIII. 1929. С. 420.

4 Там же.

5 Там же. Т. XIV. 1931. С. 68.

лагает "бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом". "Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме, - писал он в 1905 г., - вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией"6. В.И. Ленин отмечает обновленческие тенденции, возникшие в 1905 г. в среде духовенства, и призывает "поддержать это движение, доводя до конца требования честных и искренних людей среди духовенства, ловя их на словах о свободе, требуя от них, чтобы они порвали решительно всякую связь между религией и полицией"7.

Сравнение предреволюционных идеологических установок с Программой РКП (б), принятой на VIII съезде в марте 1919 г., т.е. спустя почти полтора года после прихода к власти, обнаруживает существенные сдвиги.

Вместо "неограниченной свободы совести, слова, печати, собраний" появилось следующее многозначительное положение: "Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы, проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с глубоко вкоренившимися предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод (видимо, это и есть "неограниченная свобода". - О.М.), разъяснять вместе с тем, что лишение политических прав и какие-либо ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии. По мере того, как будет исчезать объективная возможность эксплуатации человека человеком, будет исчезать и необходимость в этих временных мерах, а партия будет стремиться к их сужению и полной отмене"8.

Лаконичный раздел "В области религиозных отношений" открывается заявлением, что "РКП не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви". Эти меры характеризуются как программные установки буржуазной демократии, которые она нигде в мире не довела до конца из-за многообразных фактических связей капитала с религиозной пропагандой. "РКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное

6 Там же. Т. VIII. С. 422.

7 Там же. С. 421.

8 КПСС в резолюциях... Ч. I. С. 414.

отмирание религиозных предрассудков. Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительскую и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма"9.

Трудно избавиться от впечатления, что "религиозные предрассудки" употребляются в программе в качестве синонима "религии". Впрочем, такое словоупотребление характерно и для цитировавшейся статьи В.И. Ленина 1905 г. Таким образом, партия ставит цель отмирания религии, которой не было в 1903 г. и против которой В.И. Ленин предостерегал в 1905 и 1909 гг. Антирелигиозная пропаганда представляет собой вид борьбы с религией, хотя и литературной, а не посредством мер открытого принуждения. В этом смысле ленинские предостережения 1905 г. как будто сохраняли значение. Положение о разрыве связи между организацией религиозной пропаганды и эксплуататорскими классами столь же двусмысленно, как и термин "религиозные предрассудки" в приведенном контексте. Любая форма религиозной пропаганды может рассматриваться как выражение интересов эксплуататоров. Конечно, речь шла о партийной платформе, для которой, как разъяснял В.И. Ленин в 1905 г., тезис "религия -частное дело" неприемлем. Но правящая партия осуществляет свою программу через государство. К тому же задача ставилась изживать "религиозные предрассудки" не среди членов партии, а среди "трудящихся масс".

Программа, принятая согласно ленинской терминологии на новом этапе революции, т.е. этапе перерастания общедемократической революции в социалистическую, ознаменовалась переходом от борьбы за свободу совести, отделение церкви от государства и школы от церкви к вытеснению религии из общественной жизни. Этими идеями проникнута и ленинская статья 1922 г. "О значении воинствующего материализма".

* * *

Временное правительство приступило к реформированию государственно-церковных отношений. В августе 1917 г. был созван Поместный Собор РПЦ, о необходимости которого речь шла со времени первой русской революции. Царское пра-

9 Там же. С. 420, 421.

вительство так и не пошло на этот шаг, приведший к восстановлению патриаршества. В торжественном открытии Собора участвовали премьер-министр А.Ф. Керенский, министры внутренних дел (Н.Д. Авксентьев) и исповеданий (А.В. Карташев). Последний закончил свою речь словами: "осеняю себя вместе с вами широким православным кре-стом"10. Это был адекватный ответ на безоговорочную поддержку Св. Синодом РПЦ Временного правительства сразу после падения самодержавия. Однако демонстрация уважения к Православной Церкви не помешала Временному правительству принимать меры, принципиально изменяющие ее статус в государстве. Были провозглашены принципы свободы совести, отказа от вероисповедных и национальных ограничений. Временное правительство отменило обязательное преподавание Закона Божьего, передало церковноприходские школы в ведение Министерства народного просвещения. Попытки Поместного Собора добиться отмены этих решений ни к чему не привели. Один из участников переговоров делегации Собора с А.Ф. Керенским вынес из встречи с премьер-министром впечатление, что "нить, связующая государство с церковью в их заботах о христианском просвещении народа, теперь уже порвалась"11.

Советская власть с первых шагов ломала сложившиеся государственно-церковные отношений. Декрет "О земле" национализировал церковные и монастырские земли и передавал их в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. Декларация прав народов России и Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока покончили с юридическим неравноправием неправославных религий. В декабре 1917 г. здания всех церковных школ и семинарий были пер

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком