научная статья по теме ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ (СТАТЬЯ ПЕРВАЯ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ (СТАТЬЯ ПЕРВАЯ)»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 7, с. 38-47

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

(Статья первая)

© 2015 г. Орест Владимирович Мартышин1

Аннотация: анализ усиливающегося воздействия религии на государственную символику, правовое положение "традиционныхрелигий" и систему государственного и муниципального образования.

Annotation: analysis of increasing influence of religion on state symbols, legal status of "traditional religions" and system of state and municipal education.

Ключевые слова: светское государство, религиозное объединение, свобода совести, "традиционные религии", отделение религии от государства.

Key words: secular state, religious association, freedom of conscience, "traditional religions", separation of religion from state.

Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. ознаменовал новый этап развития государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации2. Крепнет взаимодействие между государством и организациями так называемых традиционных религий, в первую очередь самой влиятельной среди них - Русской Православной Церкви; афишируется присутствие первых лиц государства на религиозных церемониях, стало правилом участие представителей высших органов власти во Всемирном русском народном соборе, проводимом РПЦ; религиозные объединения привлекаются к осуществлению ряда государственных функций. Эти тенденции воплощаются в проникновении религиозных мотивов в государственную символику, пропаганде и привилегиях "традиционных религий", преподавании в школах основ религиозных культур, во введении должностей священников в армии, флоте и системе отбывания наказаний, в новом законодательстве о возвращении имущества религиозным организациям и, наконец, в Законе о защите религиозных чувств. * * *

Представляется аксиомой, что символы государства должны соответствовать его конституции. В Российской Федерации этот принцип не соблюдается. Государственный герб с двуглавым орлом, украшенным двумя малыми и одной большой короной, держащим в лапах скипетр и державу, и с серебряным всадником в синем плаще

1 Профессор кафедры теории государства и права МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук.

2 См.: Мартышин О.В. Два закона о религиозных объедине-

ниях // Гос. и право. 2015. № 2.

на серебряном коне, поражающим серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, навеян реминисценциями о дореволюционной России.

"Символика государства должна отражать нашу историю - и дореволюционную и послевоенную", - заявил 7 декабря 2000 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С одной стороны, продолжал он, флаг и герб, отражающие дореволюционную историю, с другой - музыка Александрова, которая "помогала объединять нашу страну в трудные годы, восстанавливать ее из разрухи в послевоенный период"3. Когда это говорилось, еще не был утвержден текст гимна, что произошло лишь 30 декабря того же года (Указ Президента РФ № 2110). Мысль Патриарха о том, что флаг и герб отражают дореволюционную историю, бесспорна. Музыка Александрова, конечно, напоминает о советской эпохе и как будто подчеркивает определенную преемственность с ней. Но во введенном 30 декабря 2000 г. тексте гимна есть слова, вновь обращающие нас к дореволюционной традиции: "Россия - священная наша держава", "хранимая Богом родная страна". "Священная держава" - теократическая категория, унаследованная царской Россией от Византии. Она означает нерасчлененность церкви и царства, "симфонию властей", высший уровень их единства в сравнении с традиционным для средневековой Европы союзом трона и алтаря. Совместимо ли обращение гимна к сакральному со светским характером Российской Федерации, провозглашенным в ст. 14 Конституции? На это несоответствие неоднократно обращали вни-

3 ИТАР-ТАСС // Православие.ги

мание в литературе, в том числе юридической. Известна и прямая постановка вопроса перед органами власти. В 2005 г. А. Никонов обращался по этому поводу с жалобой в Конституционный Суд. В ноябре 2009 г. и марте 2010 г. депутат Государственной Думы Б. Кашин (фракция КПРФ) вносил на рассмотрение нижней палаты Федерального Собрания законопроект об изменении текста гимна и исключении из него слова "Бог"4. 3 июня 2011 г. Государственная Дума отвергла предложение Б. Кашина. Ни одна из партий, в том числе и КПРФ, его не поддержала. За изменение текста гимна проголосовали лишь два де-путата5. Коллизия между текстами Конституции и гимна остается. Согласно классическим коллизионным нормам она должна быть разрешена в пользу Конституции как акта высшей юридической силы.

Отмеченные места в тексте гимна напоминают соображения известного русского философа и юриста И.А. Ильина на последнем, послевоенном этапе его творчества, для которого характерно укрепление консервативных настроений. "Об основных законах будущей России" - так называлась одна из статей, где И.А. Ильин предложил формулировки принципиальных основ российской государственности, как он их понимал, своего рода набросок конституции. Вот некоторые фрагменты: "Статья 1. В порядке Божьего изволения возникшее, Божьим Промыслом в веках ведомое Российское государство утверждается как установление по духу своему христианское и национальное, призванное ко хранению и осуществлению закона правды в жизни российских народов. Статья 2. Российское государство есть правовое единство священное..."6. Не эти ли идеи получили краткое выражение в отмеченных местах гимна? Ведь особая популярность И.А. Ильина в кругах современных российских консерваторов известна. Принципиальная разница между двумя текстами состоит в том, что Ильин предназначал "свою конституцию" для

православной монархии.

* * *

Законодательство Российской Федерации не знает категории "традиционные религии", хотя, как отмечает проф. А.В. Пчелинцев, в проекте

4 См.: А Бог и ныне там // Интерфакс 26 марта 2010 г.; Бог победил коммунистов. Гимн России останется прежним // РИА Новый регион - Россия. 2010. 30 марта.

5 См.: Интерфакс. 2011. 3 июня.

6 Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. В 2-х т. Т. 2. М., 1992. С. 72, 73.

преамбулы Закона 1997 г. такой термин содержался7.

В праве ряда зарубежных стран термин "традиционные религии" (или близкие к нему) встречаются8. Любое подразделение религиозных организаций на категории или группы, обладающие разным правовым статусом, противоречит принципу равенства, закрепленному международным и конституционным правом. Различаются степени этого неравенства. В одних странах оно смягчается предоставлением всем конфессиональным организациям права осуществлять все виды религиозной деятельности несмотря на неодинаковый правовой статус. Таковы Латвия, Литва, Испания, Австрия. В других (Болгария, Греция) наблюдаются ограничения нетрадиционных, негосподствующих религий.

Российский Закон 1997 г. принадлежит именно к последней категории. Он устанавливает разную правоспособность для религиозных объединений. Правда, критерием их неоднородности провозглашены не традиционность или нетрадиционность, а давность их деятельности и регистрации. Но за этим формальным, юридическим основанием все же стоят представления законодателя о разной роли конфессий в истории и современной жизни России. Об этом свидетельствуют выделение в преамбуле Закона "особой роли православия", декларация об "уважении" к религиям, "составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России". Юридическую дефектность этих формулировок демонстрирует А.В. Пчелинцев. Иронизируя по поводу "уважаемых религий", что действительно допускает наличие и "неуважаемых", он замечает: «.добавка "и другие" внесла неопределенность и заведомо принизила попытку законодателя особо выделить уважаемые (читай: традиционные) религии. Означает ли сказанное, что термин "традиционные религии" не имеет права на существование в отечественном законодательстве? Отнюдь нет. Но в этом случае законодателю, очевидно, придется дать исчерпывающий перечень традиционных религий (без добавления "и другие") и возможные пути получения этого статуса. Подобный опыт имеется в ряде европейских государств»9. Не менее неопределенно и упоминание христианства среди "уважаемых" религий. Поскольку о православии сказано особо, напрашивается вывод, что

7 См.: Свобода религии и права верующих в современной России. М., 2007.

8 См.: Мартышин О.В. Государство и религия (Из мирового опыта) // Государство и право. 2012. № 11. С. 38, 39.

9 Пчелинцев А.В. Указ. соч. С. 104, 105.

речь идет о неправославных ветвях христианства. Значит ли это, что все христианские конфессии рассматриваются как "неотъемлемая часть исторического наследия народов России"? Закон не дает ответа на этот вопрос.

Хотя в российском законодательстве нет понятия "традиционные религии", в жизнь общества оно вошло. Этим понятием нередко пользуются не только публицисты, но и должностные лица самого высокого ранга. При отсутствии законодательного определения "традиционной религии" они сами наполняют это понятие содержанием. В статье "Россия: национальный вопрос" В.В. Путин писал о необходимости общественной дискуссии по вынесенной в заглавие статьи проблеме и активного участия в ней "традиционных религий России". Далее следует: "В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма - при всех различиях и особенностях - лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда"10. В.В. Путин воспроизвел перечень религий, упомянутых в преамбуле Закона 1997 г. Создается впечатление, что в представлении автора статьи это и есть список "традиционных религий", причем исчерпывающий, без всяких "и другие". В нем отсутствует христианство, упомянутое в преамбуле Закона 1997 г. помимо православия или наряду с ним. Тем самым христианство сводится исключительно к православию.

Между тем перечень традиционных религий, приведенный в цитируемой статье, воспроизводится и в некоторых документах, исходящих непосредственно от органов государ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком