научная статья по теме ГОСУДАРСТВО И ВЛАСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВО И ВЛАСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ»

ттотштттшжт

Макаева Г. З., Самков Ю. т., Филиппова О. В.

ГОСУДАРСТВО И ВЛАСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

в статье раскрываются модели государства и власти в арабо-мусульманской философии. особое внимание уделяется раскрытию теоретических основ исламской концепции власти (государства) в трудах известных арабских философов: идеалу мусульманского государства аль-Маварди, социальной утопии ибн Сина, научному подходу к истории и обществу ибн хальдуна. в целом это исламский подход к происхождению, природе государства и его назначению.

Ключевые слова: ислам, халифат, Коран, Сунна, мусульманство, имамат, государство, политико-юридическая теория.

Makayeva G. Z., Samkov Yu. O., Philippova O. V. STATE AND POWER IN ARABIC MUSLIM PHILOSOPHY

In the article the models of state and power in Arabic Muslim philosophy are revealed. Special attention is given to the theoretical bases of Islamic power (state) conception in the works of well known Arabic philosophers: ideal of Muslim state of al-Mavardy, social utopia of Ibn Sin, scientific approach to the history and society of Ibn Khaldun.

Keywords: Islam, Khalifat, Koran, Sunna, Islamism, imamate, state, political juridical theory, Alto-gether that is the Islamic approach to origin, nature of state and its purpose.

Макаева Г. З.

В настоящее время, в век коренных изменений социально-политических условий на постсоветском пространстве, политиками и учеными активно обсуждаются вопросы о природе власти в исламе и мусульманстве, о светскости, духовности, пределах и ограничениях власти. Эти проблемы всегда существовали в духовной и политической жизни мусульманского мира. Подобные вопросы становятся актуальными в современном мире на фоне глобальных политических событий, а также в процессе познания наследия западной и восточной политических культур и практик. Ислам и мусульманское право оказывают заметное влияние на современное государственно-правовое развитие целого ряда стран исламского мира1.

Состояние ислама в современном российском обществе достаточно сложно и мозаично, зачастую данное явление не вписывается в упрощенные схемы понимания. Поэтому изучение состояния ислама в постсоветской России представляет большой интерес, так как в постсоциалистическом контексте мусульманское сообщество и мусульманские институты формируют множество моделей своего развития и адаптации, становясь частью как глобальных, так и региональных процессов. Более того, описывая ислам в постсоветском контексте, исследователю, так или иначе, приходится затрагивать темы миграции, национальных идеологий, глобализации, светскости, религиозного радикализма и умеренности, гражданского общества и т.д.2

Актуальными становятся проблемы самобытности и современности, веры и знания, творчества и подражания, традиционности и новизны, прогресса и отсталости, независимости и подчинения, единства и разобщенности, «я» и «другого», демократии и деспотизма, и т.д. Спор вокруг того, какими должны быть пути решения этих проблем, не только не утихает, но и усиливается. Продолжается борьба за возврат к прошлому или отказ от него, но решительного ответа на эти и другие вопросы нет3. Поэтому очень важным в поисках ответов на

Самков Ю. О.

Кошева С. В. Мусульманское право о природе власти: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Специальность 12.00.01. - Ставрополь,

2001. - С. 3. Там же. - С. 3.

Фролова Е. А. История арабо-мусульманской философии. Средние

века и современность. - М., 2006. - С. 196.

многие волнующие вопросы сегодняшнего дня является обращение к философскому наследию прошлого, особенно периода возникновения и распространения ислама.

Как известно, после капитуляции Мекки и смерти Мухаммеда (632 г.) возглавлявшаяся им община му-хаджиров и ансаров в Медине и связанное с нею объединение арабских племен, действовавшие в контакте с влиятельными меккански-ми кругами, стали центром нового, еще более крупного объединения арабских родов и племен. Это объединение с центром в Медине приступило к укреплению своего внутреннего и внешнего положения и вскоре оформилось как арабское теократическое государство раннефеодального типа -Халифат (Калифат). Во главе его встали былые соратники посланника Аллаха, его преемники, или, иначе говоря, заменители, халифы. Идеологией Халифата стал ислам4.

Халифы представляли как высшую духовную власть - имамат, так и светскую, в том числе политическую и военную - эмират. Нормативы предписания Корана и Сунны не дают точных указаний относительно форм государственного

Филиппова О. В.

4 Об этом подробно см.: Макаева Г. З. Влияние ислама на башкирскую культуру: Монография. - Уфа, 2010.

Евразийский юридический журнал

№ 6 (85) 2015

устройства и механизмов регуляции деятельности мусульманского государства. Но комментаторы Корана и Сунны достаточно свободно интерпретировали священные тексты и создали специальные труды, отражающие теорию власти в исламе. Основополагающая идея, которой они руководствовались, выражена в Коране: Аллах - законодатель, запретитель и до-зволитель и является единственным источником власти5. Самым авторитетным трудом по суннитскому государственному праву является сочинение законоведа XI в. аль-Маварди (ум. 1058 г.) «Ал-ахкам ас-султанийя» («Принципы управления»), в котором воспроизводится идеал мусульманского государства. Исходя из идеала исламского государства времен пророка и «праведных халифов», аль-Маварди видит в халифате и имамате божественный институт, основанный на откровении, а не на разуме, утверждает, что законным может быть только один халиф, причем не назначенный, а выбранный, хотя бы даже выборщик был только один. При этом для аль-Маварди имамат - установление справедливости, надзор за строгим исполнением норм Шариата, сбор налогов и личная ответственность за управление государством и порядком выполнения решений6.

Сформулированная им политико-юридическая теория стала основой суннитской концепции власти, которая впоследствии лишь уточнялась и дополнялась7. Суть ее состоит в следующих положениях. Наличие имама-халифа - верховного носителя светской и духовной власти в мусульманском государстве необходимо в соответствии с установками шариата и по согласному решению мусульманской общины. Мусульманское государство должно быть единым и иметь одного главу. Он должен происходить из племени курейшитов, как пророк Мухаммед, быть физически и морально совершенным, обладать обширными знаниями в области богословия и правоведения. Свой пост халиф может занять в результате избрания народом или в случае, если предшествующий халиф сам при жизни назначил его своим преемником, и была получена санкция мусульманской общины на этот выбор. Отношения между халифом и мусульманской общиной рассматриваются как двусторонний договор, предполагающий взаимные обязательства. Глава государства должен охранять религию, улаживать споры внутри общины, обеспечивать беспрепятственное отправление богослужения и исполнять обязанности предстоятеля на молитве, а также взимать подати, контролировать органы управления и обеспечивать их содержание. Халиф может быть низложен, если он не справляется со своими обязанностями. В свою очередь, его подданные должны беспрекословно повиноваться законно избранному халифу и помогать в его делах на благо государства. Теоретическая модель власти в шариате разрабатывалась вне связи с реальной действительностью.

Когда сформировалось первое мусульманское государство - Халифат, в его составе оказались страны с давними философскими традициями, что способствовало появлению философских идей в рамках мусульманской культуры. В трудах

5 Макаева Г. З. Влияние эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 3. -Т. 13. - С. 690.

6 Кирабаев Н. С. Философия власти ал-Маварди и ал-Газали. Этическая мысль Востока и Запада в современных компаративных исследованиях. Материалы Первой Московской международной конференции по сравнительной философии //Вопросы философии. - 2003. - № 3. - С. 70-71.

7 Об этом подробнее см.: Макаева Г. З. О некоторых особенностях этики

ислама // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 4. - Т. 13.

- С. 1062.

многих арабо-мусульманских философов создавалась модель власти и государства. Например, основное содержание социально-политического учения Ибн Сина - Авиценны составляет его социальная утопия, изложенная им в трактатах «Птица» («Тайр»), «Хай, сын Якзана» («Хай бинни Якзон»), «Саломон и Абсол». Социальная утопия Ибн Сины построена на представлениях о феодальном государстве и его сословной структуре. Поэтому проповедуемое им идеальное государство наделяется чертами, свойственными феодализму8.

Как и Аристотель, Ибн Сина в вопросе возникновения государства считал, что человек является социальным и политическим существом, поэтому объединение в обществе является его потребностью. Сначала возникло домашнее объединение, затем семья, город, государство. В семье объединились муж, жена и дети; в городе - правители и ремесленники, воины, купцы и другие. Общество не может образовываться из однородных людей. Для этого необходимо наличие различных социальных сословий и групп. В «Книге исцеления» он делит людей на царей, ремесленников, воинов. Фиксируя существующее тогда сословное деление феодального общества, он, однако, не мог научно объяснить причины его происхождения.

В обязанность всем гражданам идеального государства Ибн Сина вменял труд, являющийся не только сферой проявления человеческих способностей, но и важнейшим средством закалки его физических способностей. Честный и добросовестный труд должен был исключить войны и политические распри. В идеальном государстве люди великодушны, беззаботны, любят жизнерадостные песни. Они должны бороться со злом и другими дурными наклонностями. Граждане идеального государства во всем помогают своему царю и делят с ним его радости и горести. Они всем обеспечены и потому не противодействуют друг другу и долго не стареют.

Причину возникновения общества Ибн Сина видит в материальных и духовных потребностях людей. Потребности человека разнообразны, но его сп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком