научная статья по теме ГРАФФИТИ ИЗ ЮЖНОГО ТЕМЕНОСА В ОЛЬВИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГРАФФИТИ ИЗ ЮЖНОГО ТЕМЕНОСА В ОЛЬВИИ»



© 2015 г. Вестник древней истории

2015, № 2, с. 22-40

А. С. Русяева

ГРАФФИТИ ИЗ ЮЖНОГО ТЕМЕНОСА В ОЛЬВИИ

Статья посвящена публикации серии граффити из раскопок Южного теменоса в юго-восточной части Ольвии. Анализ посвятительных граффити предоставил новую информацию относительно особенностей культа Афродиты в Ольвии догетского периода.

Ключевые слова: Ольвия Понтийская, граффити, культ Афродиты Пандемос и Урании, культ героя Ангела.

Для относительно точной идентификации культовых сооружений в юго-восточной части Ольвии1 необходимо более детально рассмотреть найденные здесь разнообразные по содержанию граффити, в той или иной степени сохранившиеся в основном на 30-ти фрагментах разных сосудов. Они происходят как из заполнений ботросов, открытых на территории теменоса, так и из более поздних, перекрывших их культурных напластований. Среди них можно выделить отдельные небольшие группы: посвящения Афродите; посвящения герою Ангелу; посвятительные граффити без имени этой богини, но имеющие отношение к ее культу; граффити магического содержания; сокращения имен. Наибольшее количество граффити принадлежит посвящениям Афродите, что дает полное право поставить их на первое место в настоящей публикации. Вместе с тем каждое из них представляет интерес с точки зрения формул посвящений, типов сосудов и их датировок, палеографии и заметных проявлений аккуратности либо небрежности в надписях дедикантов, характеризующих в общем отношение каждого из них к такого рода во-тивным приношениям. В большинстве сосуды принадлежат к аттическому импорту.

ПОСВЯЩЕНИЯ АФРОДИТЕ

К первой группе относится 14 фрагментированных посвящений Афродите2. Они рассматриваются по мере сохранности имени богини от начальных до последних букв, вне зависимости от времени их находок в том или ином месте теменоса.

Русяева Анна Станиславовна - доктор исторических наук, профессор, Институт археологии НАН Украины.

1 Материалы для публикации любезно предоставлены А.В. Буйских, ей же принадлежат рисунки и датировки сосудов, на которых процарапаны граффити. См. также статью А.В. Буйских о результатах раскопок Южного теменоса в настоящем номере ВДИ.

2 Первые три из рассмотренных здесь и наиболее сохранившихся посвящений Афродите были кратко, но без описания, опубликованы В.В. Крапивиной (Крапивина 2002, 24-27; 2006, 189, 194, 196; КгарМпа 2004, 35-36; 2010, 149-150). Остальные граффити публикуются впервые.

Датировки по палеографии в основном соответствуют относительной хронологии сосудов.

1. О-2000/Р-25/2732 (рис. 1, 1). Заполнение ямы № 1109. Чернолаковый, частично реставрированный килик (У-сир). 470460 гг. до н.э.3

На внешней части венчика с левой стороны от ручки без предварительной разметки и с незначительным наклоном прочерчена верхняя строка надписи, от которой сохранилось четко читаемое посвящение Афробггф, - «Афродите»; у самого облома - омикрон и косая влево черточка. Внизу под венчиком, над основанием ручки, под началом имени Афродиты более небрежно нацарапано 1ПА1Н: причем буква пи подправлена таким образом, что вместо одной можно подразумевать две пи. Исходя из этого предположительно предлагается альтернативное чтение имени: Чяагп или Чяяагп. Не исключено и окончание какого-то имени со вторым компонентом или же слова.

Обращает внимание неодинаковое расположение букв: последние три в верхней части строки более стянуты, чем все остальные в надписи. Прослеживаются различия и в написании повторяющихся букв: альфа - с приподнятой и более низкой поперечиной; последний омикрон почти квадратной формы; первая эта с несколько укороченной левой гастой, последняя - шире и с более приподнятой правой гастой; иота - то слегка наклонная, то -прямая. Кроме того, фи с мелкими полукруглыми дужками на высокой вертикали, в ро - дужка более овальная с низкой ножкой; подправленное пи также имеет свои отличия. Высота букв 0,4-0,6 см.

Последнюю частично сохранившуюся букву перед омикроном в первой строке В.В. Крапивина считала ламбдой. «Перевод второй строки 1ПА1Н, представляющей, вероятно, часть слова, неясен. АФРОДГГНЕЮЛ.. .4 в первой строке переводится как посвящение: "Афродите Ол..." и, возможно, представляет новую, ранее не встречавшуюся эпиклезу Афродиты - Ольвийская или Ольвия... эпитет ОЛВЮЕ был характерен только для Зевса и возник он позднее, в послегетское время (Русяева, 1992, с. 62, 63)»5.

3 В.В. Крапивина датировала этот килик по аналогиям с Афинской агоры ок. 480 г. до н.э. (Крапивина 2006, 194; Krapivina 2010, 149). Далее все даты в статье - до нашей эры.

4 Очевидно, автором машинально была вставлена здесь ошибочная сигма (ср. Крапивина 2006, 196; Krapivina 2010, 149).

5 Крапивина 2006, 196. Можно также вспомнить, что, например, в Спарте Афродита имела такую же эпиклезу, как и Зевс Олимпий - Олимпия (Paus. III. 12. 11; Simon 1998, 204). Однако и при наличии в Ольвии этой широкораспространенной в эллинском мире

Рис. 1. Граффити - посвящения Афродите: 1 - 0-2000/Р-25/2732; 2 - 0-2000/Р-25/2737; 3 - 0-2000/Р-25/2197; 4 - 0-2008/Р-25/1331; 5 - 0-2008/Р-25/1332; 6 - 0-2012/Р-25/635; 7 - 0-2008/Р-25/3381; 8 - 0-2008/Р-25/3263; 9 - 0-2013/Р-25/404; 10 - 0-2009/Р-25/54; 11 - 0-2012/Р-25/1263; 12 - 0-2009/Р-25/ 311; 13 - 0-2012/Р-25/1296; 14 - 0-2008/ Р-25/3405

К сожалению, разнообразные источники о почитании Афродиты в Ольвии не дают пока достоверных свидетельств о присвоении ей эпиклезы в соотношении с названием полиса. Другое дело, если на самом деле в конце облома была бы лам-бда, то можно было бы сугубо гипотетически восстанавливать, с одной стороны, учитывая частное посвящение, эпитет Афродиты, как, например, 'ОА^оЗотегра -«подательница счастья» в семейной жизни и любви, либо иной, тоже производный от оА,ро<; а с другой - и название приношения, например оАлп - в значении кожаного пузырька для масла или вина, согласно одному посвящению богине. Разумеется, это только отдельные из альтернативных предположений.

В такой же степени вряд ли можно с абсолютной точностью установить значение слова во второй строке. В античной антропонимии существовало множество личных двусоставных как мужских, так и женских имен, а также разных по значению слов с первым и вторым компонентами от - 1ПП, имеющих, соответственно, и разные окончания; реже он применялся на первом месте и еще более редкими были односоставные имена как с одним, так и двумя пи: Гиппас, Гиппа, Гиппайя, Гиппе, Гиппо6. С учетом исправления в букве пи в данном граффито можно лишь предполагать отдельное краткое личное имя, в правильности написания которого почитательница богини сомневалась или же случайно пропустила.

2. О-2000/Р-25/2737 (рис. 1, 2). Заполнение ямы № 1109. Фрагментированный фигурный узкогорлый сосуд с ручкой, выполненный в краснофигурной технике, видимо, для хранения душистого масла, высотой 9 см. Вторая половина V в.7

Граффито очень небрежно и размашисто нацарапано тонким острием на боковой средней части стенки по вертикали: АфроЗгсп - «Афродите». Почерк автора этого посвящения резко отличается от предыдущего как разными по высоте буквами, так и их формой: фи с миниатюрными дужками на высокой ножке, после нее возвышается ро с треугольной дужкой и на высокой ножке, рядом с ней неясная параллельная черточка; омикрон напоминает рядом расположенную и такую же миниатюрную дельту, после которой с сильным наклоном к ней - иота; последние три буквы - самые крупные и сравнительно прямые. Высота букв колеблется от 0,2 до 0,7 см.

Насколько уникально посвящение Афродите такого в своем роде «говорящего» вотивного сосудика, сказать трудно. Тем не менее, как будет сказано ниже, оно представляет интерес с точки зрения определения сущности и характера культа Афродиты в данном теменосе.

3. О-2000/Р-25/2197 (рис. 1, 3). Из трамбовки над ботросом (ямой № 1109). Чернолаковый килик (Ьока1), восстановлен частично из нескольких обломков. Ок. 420 г.

На чернолаковой полосе донышка по окружности аккуратно почти в лапидарном стиле прочерчено: Афро8гсп< ^ер(^) - «священный (килик) Афродиты»8. Высота букв: 0,3-0,5 см. На внешней стенке под венчиком сохранилось три начальные размашистые буквы от имени Афродиты - Афр(о8гсп<) - «Афродиты» либо Афр(о8ггпг) - «Афродите»9. Высота букв: 0,6-0,8 см. Поскольку буквы по форме в

эпиклезы Зевса мы не решимся из-за отсутствия иных источников полагать, что при такой сохранности ее возможной эпиклезы в этом граффито богиня именовалась Олимпией.

6 См. и ср. LGPN КУ А.

7 См. и ср. Крапивина 2006, 194; Кгартпа 2010, 149, 166.

8 См. и ср. Крапивина 2006, 189-190; КгарМпа 2010, 149, 166.

9 Не исключено и сокращенное имя богини, как, например, в святилище Афродиты на Зейтын-тепе близ Милета - на плечиках амфоры второй половины VI в. было поставлено дипинто АФР, очевидно, как маркировка святилища (Ви^еБси 2009, 129, Ка1 7).

обеих надписях отличаются друг от друга, можно предполагать, что они написаны разными авторами. Вместе с тем все они, за исключением более раннего узкой формы эпсилона10, соотносятся с относительной датировкой килика. Посвященный богине сосуд, по всей вероятности, использовался в святилище для ритуальных целей и стал ее сакральной собственностью. По обычаю устанавливался на скамейку вверх дном или подвешивался на стену храма либо алтаря. Если это так, то данное граффито представляет собой прямое удостоверение о существовании святилища Афродиты в этом районе Ольвии.

Все остальные граффити по аналогии с вышерассмотренными также относятся к этому святилищу. Однако в большинстве случаев от имени богини сохранилось начало или средняя часть без окончания, что не дает возможности установить, в каком падеже (дательном или родительном) оно написано. В связи с этим предлагается альтернативная интерпретация.

4. О-2008/Р-25/1331 (рис. 1, 4). Углубление № 413. Фрагмент верхней части чер-нофигурной чаши (зона ручки). Группа Хаймон, 490-460 гг.

Граффито сравнительно аккуратно, крупными буквами прочерчено по окружности на широкой чернолаковой полосе венчика, оборвано в конце. Исходя из предыдущих можно понимать двояко: Афро8гс(п1) - «Афродите» либо Афро8гт(п<;) - «

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком