научная статья по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ТАДЖИКИСТАНЕ (1992-1997 ГОДЫ). ПРИЧИНЫ, ХОД, ПОСЛЕДСТВИЯ И УРОКИ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ТАДЖИКИСТАНЕ (1992-1997 ГОДЫ). ПРИЧИНЫ, ХОД, ПОСЛЕДСТВИЯ И УРОКИ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2011 ■ № 4

Р.С. БОБОХОНОВ

Гражданская война в Таджикистане (1992-1997 годы)

Причины, ход, последствия и уроки

На базе обширного материала (в том числе рассказов очевидцев, разговоров с полевыми командирами и религиозными деятелями) в статье описываются и анализируются причины, ход и последствия гражданской войны в Таджикистане.

Ключевые слова: ислам, мужской дом, этнорегиональный, демографический, этнополи-тический.

On the basis of an extensive material (including stories of eyewitnesses, conversations with field commanders and religious figures) in article the reasons, course and consequences of civil war in Tajikistan are described and analyzed.

Keywords: Islam, the man's house, ethno-regional, demographic, ethnopolitical.

Этнополитическая ситуация во многих союзных республиках накануне распада СССР была напряженной и сложной. Элита "титульных" этносов закрепила свою власть на фоне трагических событий 1989-1991 гг. в Азербайджане, Грузии, Латвии, Литве, Приднестровье. После распада СССР в некоторых бывших союзных республиках этнополитические страсти не только не улеглись, а наоборот, спровоцировали возникновение новых очагов межэтнических конфликтов уже в рамках независимых государств. Эти межэтнические конфликты, в свою очередь, привели общество к гражданской войне в Абхазии, Южной Осетии и Чечне.

В Таджикистане центробежные силы проявили себя наиболее активно, притом что руководство республики выступало против распада СССР. Чтобы понять роль факторов, приведших к гражданской войне, я попытался раскрыть эту проблему в том числе на базе полевого материала: рассказов очевидцев, участников митингов в столице, бесед с лидерами различных партий и общественных движений, опроса жителей населенных пунктов, где происходили боевые действия, размышлений на эту тему многих деятелей культуры республики, рассказов некоторых полевых командиров и религиозных деятелей.

Внутренние и внешние факторы гражданской войны

Основные внутренние факторы, приведшие к войне, на мой взгляд, следующие: демографический бум в республике в 1960-1970-е гг., который обусловил появление трудоизбыточного населения, преобладание монокультуры хлопка в экономике республики, миграционные процессы (особенно внутренняя принудительная миграция), слабая внутриэтническая интеграция, формирование этнорегиональных кланов, мно-

Бобохоное Рахимбек Сархадбекович - старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН.

говековая традиция сходок мужчин в вечернее время вначале в "мужских домах", а в советское время - в мужских клубах, растущая роль фундаменталистского ислама в противовес бытовому исламу в таджикском обществе.

В конце 1970-х и начале 1980-х гг. Таджикистан занимал лидирующую позицию по росту населения среди всех союзных республик СССР [Народное... 1962, с. 1011; Численность. 1962, с. 61; Население. 1983, с. 39]. Сформировались огромные трудовые ресурсы, которые перебрасывались в другие регионы республики и страны. Однако созданная в процессе принудительной миграционной кампании новая Кур-гантюбинская область на юге Таджикистана так и не смогла решить эту проблему. В годы перестройки эти программы совсем перестали работать. Прекратился промышленный бум. Нарастала скрытая безработица, достигшая 22,6%1, которая стала дестабилизирующим экономическим фактором для республики.

Вместе с тем влияние стабилизирующих культурных факторов было недостаточным. В 1924 г. исторические центры тысячелетней культуры таджиков - Бухара и Самарканд, Ферганская долина и почти весь Западный Таджикистан (населенный сотнями тысяч таджиков) оказались в составе Узбекистана и перестали функционировать в качестве важнейших духовных и языковых центров таджиков [Народы. 1961, с. 103]. Процесс формирования этнорегиональных кланов в Таджикистане занял почти весь советский период. Лишь к началу 1980-х гг. оформились кланы на базе четырех основных этнорегиональных групп таджикского народа: ленинабадцы (ходжентцы), гармцы, кулябцы и памирцы. Эти кланы создали политические партии и движения: Народное движение "Растохез" ("Возрождение", с 1989 г., гармцы и памирцы); Демократическая партия Таджикистана (с 1991 г., гармцы и памирцы); Исламская партия возрождения Таджикистана (с 1989 г., гармцы); Общество "Лали Бадахшон" ("Жемчужина Бадахшана", с 1991 г., памирцы); Народный фронт (НФ, с 1992 г., кулябцы и гиссарские узбеки); Партия свободного труда (с 1991 г., ленинабадцы); Народно-демократическая партия Таджикистана (с 1993 г., ленинабадцы); Партия народного единства (с 1994 г., ленинабадцы); Партия политического и экономического обновления (с 1994 г., ленинабадцы); Союз прогрессивных сил Таджикистана (с 1994 г., кулябцы). В результате общество оказалось расчленено по региональному принципу.

Влияние традиционного ислама суннитского толка было подорвано атеистической идеологией и политикой советской власти. Однако повсеместно создавались тайные религиозные школы - "хуфия" (араб. - "тайные"). В них изучали Коран, Сунну (историю жизни пророка Мухаммеда), основы шариата (исламского законодательства), труды исламских философов-суфиев. В 1970-1980-е гг. в качестве их основных спонсоров выступали Саудовская Аравия и Иран [Шерматова, 1999, с. 54]. Распространяли эти знания "мужские дома". Закрытые в 1930-1940-е гг., в 1960-1970-е гг. они вновь появились по всей республике в форме мужских клубов (особенно много их было в ее горной части) [Кисляков, 1959, с. 26, 89; Рахимов, 1990, с. 7-16; Снесарев, 1963, с. 170]. Бывшие ученики религиозных школ, став членами мужских клубов, пропагандировали среди их участников идеи ваххабизма, противопоставлявшиеся бытовому исламу. В годы перестройки они проповедовались открыто. В конце 1980-х гг. многие светские клубы превратились в религиозные центры, где ваххабиты разрабатывали концепцию построения исламского государства на территории Таджикистана и в дальнейшем во всей Центральной Азии.

Усилению нестабильности способствовала смена органов духовного управления, начатая расколом казиата Таджикистана на областные объединения, включившиеся в политическую борьбу. В феврале 1993 г. был создан муфтият Таджикистана, пообещавший не вмешиваться в политику. После зверского убийства его муфтия Фатхулло

1 Показателем уровня скрытой безработицы можно считать разрыв между численностью трудовых ресурсов и численностью занятого населения [Экономика... 1999, с. 121, 137].

Шарифова и его семьи в январе 1995 г., в июне 1996 г., на очередной конференции мусульман республики было создан Совет улемов из 19 видных богословов Таджикистана. Духовное управление получило название Исламский центр, его главой был избран Амонуллохон Нематзода, который ранее был имамом крупной мечети неподалеку от Душанбе [Кузьмин, 1998, с. 222].

Среди основных внешних факторов, спровоцировавших гражданскую войну, на мой взгляд, наиболее важными были следующие: установление режима талибов в соседнем Афганистане, грубое и открытое вмешательство руководства Узбекистана во внутренние дела Таджикистана, борьба США против влияния Ирана в Таджикистане, финансовая помощь ваххабитам со стороны исламских государств, ослабление роли России как главного арбитра в межгосударственных отношениях на постсоветском пространстве.

После вывода советских войск из Афганистана (1989 г.) там разгорелась война между пуштунскими, таджикскими и узбекскими группировками за верховную власть, в результате которой к власти пришли пуштунские талибы (студенты), но борьба продолжалась. Это спровоцировало трения между ставшими независимыми Узбекистаном и Таджикистаном. Правительство Узбекистана начало поддерживать генерала Дустума (узбека) в борьбе против талибана, мешая Таджикистану помогать генералу Маасуду (таджику)2. Конфликт в Таджикистане сделал Узбекистан участником гражданской войны. Во время таджикского конфликта правительство Узбекистана активно вмешивалось во внутренние дела суверенного Таджикистана без согласия мирового сообщества. Вооруженные отряды Узбекистана совместно с боевыми отрядами гис-сарских узбеков и силами НФ участвовали в боевых действиях на последнем этапе гражданской войны в Таджикистане. Перед мировым сообществом власти Узбекистана оправдывались тем, что активно включились в борьбу против распространения ваххабизма в Центральной Азии.

Это происходило на фоне борьбы за сферы влияния на постсоветском пространстве, разгоревшейся в период распада СССР. Буквально через месяц после открытия посольства Ирана в Душанбе в 1992 г. приступило к работе и американское посольство. Если иранцы финансировали митинг оппозиции на площади Озоди, то американцы помогли президенту Р. Набиеву удержаться у власти некоторое время. Именно с молчаливого согласия США Узбекистан активно вмешивался во внутренние дела Таджикистана [Добаев, 2002, с. 87-93]. Пассивная или сдержанная позиция России в таджикском конфликте играла на руку США, Саудовской Аравии, Ирану и Узбекистану, которые более активно участвовали в его разрешении.

Основные этапы гражданской войны в Таджикистане

На фоне обострившейся в 1982-1990 гг. политической борьбы между основными этнорегиональными кланами (памирцами, гармцами, кулябцами и ленинабадцами) за центральную власть в республике росло и влияние представителей теневой экономики, стремившихся к власти. После проведения в 1989 г. в республике амнистии уголовных и политических заключенных к политической борьбе подключились мафиозно-криминальные элементы. Некоторые кланы также активно стали выступать против советской тоталитарной системы. Для этого они умело использовали: столкновения между таджиками и киргизами за право пользования землей и водой на границе двух союзных республик (июль 1989 г.); февральские события 1990 г. в Душанбе (повод -слухи о "раздаче квартир армянским беженцам"), в ходе которых погибли 147 человек (по другим сведениям - 25), ставших первой "пробой сил" формировавшейся радикальной оппозиции; потерю авторитета руководством СССР, КПСС и КПТ после путча 1991 г.; антикоммунистические митинги в Ду

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком