научная статья по теме «Греческий проект» как главный фактор церковно-преобразовательной политики царя Алексея Михайловича и патриарха Никона: попытка реализации и результаты Биология

Текст научной статьи на тему ««Греческий проект» как главный фактор церковно-преобразовательной политики царя Алексея Михайловича и патриарха Никона: попытка реализации и результаты»

17. Трощинський В.П., Шевченко А.А. Украшщ в свт. - Кшв: Видавничий дiм «Альтернативи». 1999. 352 с.

18. Тудоряну И.Л. Очерки российской трудовой эмиграции периода империализма (в Германию, Скандинавские страны и США). - Кишинев: Штиинца. 1986. 309 с.

19. ЦДАВОУ. Ф. 4158. (Украшський науковий шститут в Берлш). Оп. 1. Спр. 26. Арк. 235.

20. ЦДАВОУ. Ф. 4158. Оп. 1. Спр. 7.

21. ЦДАВОУ. Ф. 4158. Оп. 1. Спр. 26.

22. ЦДАВОУ. Ф. 4465. (Колекщя окремих документальних ма-терiалiв украшських ем^рантських установ, оргашзацш та оаб). Оп. 1. Спр. 777.

23. Holian A.M. Between national socialism and Soviet communism: displaced people in postwar Germany. Ann Arbor: The University of Michigan Press. 2011. 367 p.

«греческий проект» как главный фактор церковно-преобразовательной политики царя Алексея Михайловича и патриарха никонА: попытка реализации и результаты

Кузнецов Д.в., лендер А.я.

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, Россия

«GREEK project» As A MAjoR FACTOR

church-transformative policies of tsar alexei mikhailovich and patriarch NicoN: attempt implementation and results

Kuznetsov D.v., Lender A.Ja.

Omsk State Agrarian University, Omsk, Russia

Данное исследование посвящено двум эпохальным для России второй половины XVII в. событиям - церковной реформе патриарха Никона и вхождению Украины в состав Российского государства. Тема выбрана не случайно, ведь правильность и целесообразность мероприятий, положивших начало этим событиям, остается спорным и неоднозначным моментом в историографии. Значимость темы заключается в том, что последствия, порожденные этими событиями, повлияли на всю последующую историю нашей страны и жизнь ее многомиллионного населения. В связи с этим, в работе предпринята попытка выявления и анализа подлинных мотивов, которыми руководствовались правящие круги России во второй половине XVII в. при осуществлении политики, результатом которой явились эти два названных события. Происходившие практически в одно время, при всей наружной не связанности и разноплановости, они на самом деле имеют между собой теснейшую взаимосвязь и взаимообусловленность. Это

обстоятельство побуждает автора рассматривать их в комплексе.

В ходе проведенного анализа удалось установить, что это были звенья одной цепи или точнее - это были две стороны одной медали под названием «греческий проект», цель которого заключалась в осуществлении политики по освобождению Константинополя от турок и создании Великой Греко-Российской империи. Как показывает данное исследование, эта политика явилась результатом грандиозной провокации, направленной на максимальное ослабление православной России и превращение ее в послушное орудие обслуживания корыстно-эгоистических интересов Запада. Главный вывод работы состоит в том, что люди, наделенные властью, помимо всего прочего, должны обладать нравственным чутьем, позволяющим безошибочно отделять подлинные ценности от мнимых.

ключевые слова: греческий проект; идея византийского престолонаследия; «Всеправославная единая империя»; геополитические интересы; устав церковного богослужения; двоеперстие и троеперстие; старообрядцы; Земский собор; униатство; вселенское патриаршество; Украина; квазиполитическое объединение; иезуиты; греко-фильство; секуляризация; европеизация Турецкая империя.

This study focuses on two epochal for Russia events in the second half of the XVII century - the Patriarch Nikon's Church reforms and the entry of Ukraine into the Russian state. Since the accuracy and appropriateness of activities, which ushered

in these events remains controversial and ambiguous moment in historiography, this theme was not chosen by chance. The importance of this theme is that the effects generated by these events influenced the all subsequent history of our country and the life of its multi-million population. In this regard, in this study was an attempt to identify and analyze the real motives that guided the ruling circles of Russia in the second half of the XVII century in the implementation of policies, which resulted in these two named events. These almost simultaneous events, with all exterior non-connectedness and diverse of them, have actually a close relationship and interdependence. This fact motivates the author to consider them in combination. During the analysis it was found that they were links in a chain, or more precisely - they were two sides of the same coin called «The Greek Project», whose aim was to im-plement policies for the release of Constantinople from the Turks and the creation of the Great Greek-Russian Empire. As this study shows, this policy was the result of great prov-ocation aimed at maximum attenuation of Orthodox Russia and turning it into an obedient tool of service selfish interests of the West. The main conclusion of the paper is that the people with the power, among other things, must have moral insight which enables accurately separate the true values of the imaginary.

Keywords: «The Greek Project»; idea of succession to the throne of the Byzantine; «The Pan-Orthodox Uniform Empire»; geopolitical interests; charter church worship; two-finger sign and three-finger sign; Old rite and ritual Belivers; Zemsky Council; Uniate Church; Ecumenical Patriarchate; Ukraine;

quasi-political association; Jesuits; New Jerusalem; philhelle-nism; secularization; Europeanization; Turkish empire.

XVII век стал временем крупных перемен в общественно-экономической жизни России. После успешного преодоления последствий Смутного времени страна интенсивно развивалась. В ней наблюдался значительный рост хозяйства и усиление его связи с рынком. Появление новых отраслей производства обусловило расширение деятельности мануфактур. Дальнейший рост феодальной земельной собственности и появление торгового капитала способствовали формированию общероссийского национального рынка. Наличие этих новых явлений позволяет говорить о том, что в XVII веке в России шло активное становление предпосылок капитализма.

Однако этот процесс был значительно осложнен и замедлен оформлением крепостнических отношений. В 1649 г. состоялся Земский Собор. На нем было принято Соборное Уложение, по которому крестьянин был юридически прикреплен к помещику, что фактически прекратило формирование свободного рынка наемной рабочей силы.

Весьма значительные изменения происходили также и в культурно-религиозной жизни страны. Культура и быт русского народа испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: «обмирщение», проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья - была скорее их следствием. При этом и «обмирщение», и «европеизация» сопровождались движением общественного сознания к расколу. Недаром XVII век вошел в историческую ли-

тературу как «бунташный век»: волнения и бунты прошли чередой с его начала до самого конца. Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения. Широкие народные массы, участвовавшие в антиправительственных выступлениях, связывали ухудшение своего правового и экономического положения с проводимой властью новой церковной политикой. «Уложение стало причиной многих социальных движений и в дальнейшем было основой для отрицания никоновских, а, следовательно, и государственных нововведений в церкви» [1, с. 23].

Вступивший на московский патриарший престол 1652 году, Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества, без одобрения церковного собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Еще до возведения в патриархи Никон сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Их первая встреча состоялась в 1646 году, когда семнадцатилетний царь потянулся к вдохновенному и опытному игумену как к человеку, способному заменить рано ушедшего отца, стать духовным отцом в самом полном и торжественном смысле слова. Царь добился стремительного возвышения Никона. Вместе они и задумали переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой. Никон вводил греческую обрядность вместо старорусской: двоеперстие заменилось троеперстием, символом культа был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного.

В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописа-ние, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением.

Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским образцам. На самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанными в иезуитских типографиях Рима, Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных. Непредвзятое сравнение текстов предреформенных богослужебных книг (иосифовской печати) и послереформенных не оставляет сомнений в превосходстве именно старых книг: опечаток в них, пожалуй, меньше, чем в современных нам изданиях. Более того, это сравнение позволяет сделать как раз противоположные выводы. послереформенные тексты значительно уступают в качестве старопечатным. В результате так называемой правки появилось огромное количество погрешностей разного рода - грамматических, лексических, даже догматических [8, 324-325; 9, с. 44].

Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, - к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.

Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь

насаждали эти нововведения

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком