научная статья по теме ГРИГОРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ГРИГОРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

142

ВОСТОК (ОМЕШ) 2014 № 1

После заключительного доклада было принято единогласное решение созвать следующий, третий семинар в 2015 г. и опубликовать к этому сроку труды настоящего семинара.

По завершении семинара состоялось торжественное вручение почетной премии Ассоциации южноазиатских исследований (США) за 2013 г. за высокие достижения в академической области А.М. Дубянскому, выдающемуся российскому индологу и тамиловеду. На пластине, врученной Александру Михайловичу, был выгравирован русский текст: «Ваши научные труды и многочисленные исследования в области тамиловедения и индологии завоевали Вам репутацию одного из самых выдающихся специалистов по Южной Азии во всем мире. Ваша преданность делу обучения нового поколения ученых не только определяет саму суть звания "профессор", но и делает этому званию честь». И далее по-английски: "С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями. Совет директоров Ассоциации южноазиатских исследований".

ГРИГОРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

© 2014 С. В. ДМИТРИЕВ

20-22 марта 2013 г. в ИВ РАН прошли XVI Григорьевские чтения1, организованные Отделом Китая ИВ РАН совместно с Московским музыкальным обществом. В этом году под эгидой чтений прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Влияние Востока на искусство и науку в мире", посвященная памяти В.Е. Еремеева2. Было прочитано около 30 докладов, участники конференции представляли крайне разнообразную палитру научных, образовательных и культурных учреждений.

Конференция открылась вступительным словом вдовы В.Ю. Григорьева, И.Д. Григорьевой, и зав. отделом Китая ИВ РАН А.И. Кобзева. Затем было исполнено музыкальное произведение С. Слонимского "Посвящение В.Ю. Григорьеву", исполнители: М. Маргорина (скрипка), Саяно Такахаси (фортепиано). С приветственными словами выступили В.В. Хабаров, зам. председателя Московского музыкального общества, и К.В. Зенкин, проректор МГК им. П.И. Чайковского.

А.И. Кобзев представил доклад "Всемирно-историческое значение китайской культуры". Из сохранившихся до наших дней древнейших мировых культур наиболее отличные друг от друга - западная (европейско-средиземноморская по своему происхождению) и китайская. Их взаимная полярность имеет глубокие антропологические, социальные и историко-культурные корни, различаются языковые картины мира, психотипы и т.п. Вопреки понятному стремлению стран и народов к многополярности мир геополитики, подобно земному шару, всегда стремится к двуполюсности, а одним из его полюсов почти всю историю человечества был - и в XXI в. вновь становится - Китай. Если он не подвергался агрессии извне или смуте изнутри, то всегда экономически первенствовал, был самым богатым и сильным государством в мире, а до XV в. -самым передовым в науке и технике. В XVIII в. европейские просветители представляли Китай идеальным государством философов. Образ бедного и голодного Китая возник в XIX в., когда все основные западные державы вместе с Японией и Россией насильственно превратили Китай в полуколонию.

Только китайское общество в средние века могло организовать такие крупные научные предприятия, как геодезическое измерение в VIII в. под руководством буддийского монаха и ученого И-сина и астронома Наньчун Юэ меридианной дуги длиной не менее 2.5 тыс. км от Индокитая до Монголии или экспедиция VIII в. в Восточную Индию для наблюдения звездного неба южного полушария. Китайцы первыми в мире ввели десятичные дроби и пустую позицию для обозначения нуля, построив десятичную метрологию, благодаря чему еще в I в. до н.э. ремесленники пользовались кронциркулем с десятичной градуировкой. Уже к началу XIV в. треугольник

1 "Григорьевские чтения" посвящены памяти Владимира Юрьевича Григорьева - математика, музыканта, историка культуры, профессора Московской консерватории. Проводятся с 1998 г.

2 Китаист, историк науки. Подробнее о нем см.: Кобзев А.И. Еремеев Владимир Евстегнеевич (9.4.19537.7.2011) // XLII научная конференция "Общество и государство в Китае". Ученые записки Отдела Китая. Вып. VI. Т. I. М.: ИВ РАН, 2012. С. 5-10.

Паскаля (1623-1662) рассматривался здесь как старинный способ решения уравнений. Подобные случаи нарушения авторского права китайских первооткрывателей и изобретателей нередки. Подвес Кардано (1501-1576) правильнее называть подвесом Дин Хуаня (II в.). Китайские астрономы были наиболее упорными и точными наблюдателями доренессансного периода, создав превосходную космологию, описывающую небо посредством современных координат, без телескопа зафиксировали солнечные и лунные затмения, кометы, туманности, метеоры, солнечные пятна и прочие небесные явления, данные о которых актуальны по сей день. Благодаря высокому уровню инженерии они создали такие астрономические приборы и приспособления, как экваториальная установка и часовой привод.

Из физических дисциплин в традиционном Китае наибольшее развитие получили оптика, акустика и теория магнетизма, тогда как на Западе при относительно большем развитии механики и динамики почти ничего не знали о магнитных явлениях. Отсутствие атомистики не помешало обнаружить шестиугольную структуру снежинки, что в Европе было выяснено на много столетий позже (И. Кеплером), и заложить основы познания химического сродства в трактатах эпох Тан, Сун и Юань (VII-XIV вв.). Китай стал родиной 32 всемирно-исторических открытий, а со средневекового Запада на Дальний Восток пришли лишь 4 таковых. Ныне Китай, отказавшийся от внедрения чуждых китайской культуре цивилизационных моделей, вновь закономерно наращивает свое влияние в мировой политике и культуре.

А.М. Валуев (МГГУ, МФТИ) выступил с сообщением "Влияние политической культуры средневекового Китая и Османской империи на российскую государственность и общественную мысль". Основы государственности и политической культуры на Руси складывались в домонгольскую эпоху из славянских, норманнских и византийских элементов. В период зависимости от Золотой Орды ее воздействие на развитие российской государственности опосредованно включало значительные элементы государственных традиций Китая. Политическая мысль средневековой Руси пыталась осмыслить также опыт Османской империи (см. "Сказание о Магмете-салтане" Ивана Пересветова).

Доклад В.К. Седова (Муз. уч-ще при МГК им. П.И. Чайковского, ГАБТ) был посвящен проблеме взаимопонимания между Западом и Востоком. Принципиальная разница мышления, религиозных систем, общественной организации Востока и Запада рассматривалась исследователями и обозревателями бессчетное число раз. Однако, например, в системе преподавания и воспитания древнего Китая можно почерпнуть немало ценного и вполне приемлемого для нашей психологии и общественной организации. В музыке европейских композиторов еще со времен Моцарта прослеживается не просто интерес к Востоку, но и воплощение "европейскими" музыкальными средствами образов Востока. У самого Моцарта это и "Похищение из сераля", и клавирное "Rondo alla Turca". Пуччини не только в "восточных" операх ("Мадам Баттерфляй" и "Турандот"), но и в насквозь парижской "Богеме" пользуется идентичными ладовыми и мелодическими средствами. В "Турандот" Пуччини удалось настолько проникнуться восточной психологией, что в самом развертывании музыкальной мысли явственно ощутима иная, неевропейская система мышления - неспешная, но не застылая, движущаяся в своей "системе координат". В системе "Восток-Запад", с точки зрения докладчика, есть нечто, напоминающее систему магнитных полюсов, которые не просто могут сосуществовать - они не могут не сосуществовать.

Е.М. Тараканова (Гос. ин-т искусствознания) выступила с сообщением, посвященным восточным мотивам в творчестве Моцарта и Вагнера. Взаимодействие "западного" и "восточного" в европейской музыкальной культуре происходит в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Мировые религии зародились на Востоке, и вместе с ними в Европу проникли духовные песнопения, антифонная и респонсорная манера хорового исполнительства. Многие музыкальные инструменты пришли с Востока (различные ударные инструменты, арфа, гобой, скрипка, по одной из версий происходящая от арабских струнных инструментов). Музыкально-поэтическое искусство рыцарей (трубадуров, труверов, миннезингеров) развивалось на фоне крестовых походов на Восток и знакомства с местными художественными традициями. Восточная тема у Моцарта воплотилась в неоконченном зингшпиле "Заида" (1779), в "Похищении из сераля" (1782) и "Волшебной флейте" (1791), а также в некоторых инструментальных произведениях. Р. Вагнер в опере "Парсифаль" (1882) противопоставляет христианство и язычество (святой Грааль и волшебные сады Клингзора). Опера "Тристан и Изольда" (1865), по тайному признанию композитора, связана с буддийскими представлениями о зарождении мира из легкого облака.

Конференция продолжилась докладом поэта В.М. Исмиевой (Москва) "Семантика камня в культуре Востока и Запада. Аспекты интерпретации". Эйдос камня и производных от него форм в современной культуре имеет многочисленные и неустановленные коннотации. Описаны универсальные семантические поля в европейских и в восточных архаических культурах и культах, в которых камень в рамках дихотомии сакральное-профанное рассматривался как священная ценность. Символика камня при всей дифференцированности укоренившихся значений сводима к более универсальным представлениям. В свете этих представлений производные формы, такие как надгробие, стела, обелиск, обретают новые возможности интерпретации значений по сравнению с теми, которые закреплены за ними в современной культуре.

Сообщение В.Д. Уварова (Мос. фин.-пром. ун-т "Синергия") было посвящено проблемам применения принципов традиционной китайской геомантии фэн-шуй в современном дизайне. Восточный стиль в интерьере является едва ли не самым ярким, экзотичным и насыщенным, что позволяет ему прочно удерживаться на волне популярности. Интерьер в китайском и японском стилях стремится к гармонии пространства, в котором каждый элемент расположен в соответствии с правилами учения фэн-шуй. Японская эстетика руководствуется принципом "все лишнее безобразно".

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком