научная статья по теме ГРИГОРИЙ РАСПУТИН: КАЗАНСКИЙ ПЕРИОД, НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНИЦА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ГРИГОРИЙ РАСПУТИН: КАЗАНСКИЙ ПЕРИОД, НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНИЦА»

УДК 902.2 (470.324)

ANATOLIIMICHAILOVICH ELDASHEV

Associate of Kazan Theological Academy Laureate of the Makarievsky prize E-mail: eldashev-a@mail.ru

Grigoriy Rasputin: kazan period, unknown page

The article examines the pages of life path of wanderer Grigoriy Rasputin outcome of thousands of miles to the holy places of Russia. It t

The special role of Kazan, the elder Gabriel (Zyryanov), vicar bishop Chrysanthos (a brush-Minkowski) that recommended the capital clerics is noted. The author uses a shaft-to article writing an extensive, though not equivalent content historiography, including recent publications, as well as different sources: archival documents and information gleaned from local pre-revolutionary periodical press, with which researchers virtually signs-we. It is possible to introduce into scientific circulation formation documents, significantly widening the idea of G. Rasputin as a historical character. The author believes that the knowledge of this man isnt accumulated enough to give a comprehensive assessment of his personality.

Key words: righteous Simeon Verkhotursky, kalika turn, wandering, Kazan, schema-archimandrite Gabriel (Zyryanov), auxiliary Bishop Chrysanthos (Schetkovsky) defrocked monk Heliodorus (Sergey Trufanov).

АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ЕЛДАШЕВ

доцент Казанской Духовной семинарии, лауреат Макариевской премии тел. : (812) 534-28-28, e-mail: eldashev-a@mail.ru

В статье исследуются страницы жизненного пути странника Григория Распутина, исходившего тысячи вёрст по святым местам России. Отмечается особая роль Казани, старца Гавриила (Зырянова), викарного епископа Хрисанфа (Щетковского), рекомендовавшего его столичным духовным лицам. Автор использовал для написания статьи обширную, хотя и не равноценную по содержанию историографию, в том числе и публикации последних лет, а так же разнообразные источники: архивные документы и сведения, почерпнутые из дореволюционной местной периодической печати, с которыми исследователи практически не знакомы. Это позволило ввести в научный оборот пласт документов, существенно расширяющих представление о Г. Распутине как историческом персонаже. Автор считает, что знаний об этом человеке пока накоплено недостаточно, чтобы дать его личности всестороннюю оценку.

Ключевые слова: Праведный Симеон Верхотурский, калика перехожий, странничество, Казань, схиархимандрит Гавриил (Зырянов), викарный епископ Хрисанф (Щетковский), монах-расстрига Илиодор (Сергей Труфанов).

Григорий Распутин: казанский период, неизвестная страница

Распутин... Мало, кто из старшего и среднего поколения не знаком с этим именем. Молодёжь, возможно, его знает чуть меньше.

Казалось, имя этого сибирского крестьянина должно было стереться в памяти последующих поколений и затеряться в пелене ушедшего времени, как канули в небытие имена министров и провидцев, реформаторов и революционеров, деятелей общественного движения и миротворцев. Праведников, подвижников Духа Святого знают меньше, нежели этого малограмотного мужика.

Но чем-то он всё-таки обладал, имел же дар провидческий, не зря же неоднократно повторял: «Убьют меня, пропадёт Россия», мог же лечить молитвой, словом, травами?

Помню, когда в 1980 г., учась в Саратовской Высшей партийной школе, посетил городской краеведческий музей и в одном из залов с фотографии, снятой в Саратове в 1909 г. вместе с епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долганёвым) и иеромонахом Илиодором (Труфановым) глянул на меня пронзительным взглядом глубоко посаженных глаз Распутин со своими большими крестьянскими руками, да узловатыми пальцами. Взгляд, несомненно, был гипнотический. Об этом взгляде пишет и Эдвард Радзинский [1, с. 8].

Его биография за время после мученической кончины изучена достаточно основательно, особенно санкт-петербургский период, время его сближения с императорским двором, с царской семьёй, которая считала его близким другом и глубоко духовным человеком.

Но до сих пор по существу не изученным остаётся период до 1905 г. и особенно время нахождения в Казани. А именно наш город, сближение с местным духовенством и сыграло решающую, поворотную роль в его судьбе. Как отмечает известный современный писатель и историк Алексей Варламов, автор фундаментального повествования о жизни Григория Распутина, серьёзных исследований казанского периода ещё нет [2, с. 28].

Как выяснил в последние годы тюменский краевед В.Л. Смирнов, изучая метрические книги слободы Покровской Тобольской губернии, Григорий Распутин родился 9 января 1869 г. в семье крестьянина Ефима Яковлевича и его жены Анны Васильевны [3, с. 7]. На следующий день младенец был крещён с именем Григорий в честь святителя Григория Нисского [4].

Достаточно рано он стал выделяться среди односельчан своим странным для них поведением и в 23 года (с 1892 г.) начал ходить по святым местам, хотя к этому времени у него уже была семья (женился в 1887 г. на односельчанке Прасковье Фёдоровне Дубровиной. Умерла в ссылке в 1933 г. в Салехарде). Несчастье сразу же поразило молодую семью, в младенчестве умерло первых трое детей. Вот это глубокое душевное переживание и подвигло его вымолить жизнь для следующих детей.

В молодые годы, работая ямщиком, Распутин вёз будущего духовника царской семьи, тогда ещё иеромонаха Феофана (Быстрова) в Верхотурье (спустя двенадцать лет именно епископ Феофан, духовник царской семьи и способствует сближению с ней Распутина) [5, с. 67].

Неторопливый разговор произвел переворот в душе молодого Распутина. Душа его давно уже ждала такой беседы - о «Боге милостивом, который ждёт возвращения к Себе блудного сына до последнего человеческого вдоха, и в час двенадцатый прийти к Нему не поздно». Феофан сказал ему главное: «Иди и спасайся». После этого он начал странствовать, вначале в ближайшие монастыри, потом в Верхотурский Николаевский, собирал деньги на постройку храма [6].

Спустя 22 года со времени своего первого посещения этого монастыря, Распутин для встречи императорской семьи на свои личные средства построил гостевой деревянный двухэтажный домик в псевдорусском стиле. Как известно, император Николай II не смог посетить монастырь и поклониться мощам святого праведного Симеона Верхотурского, помешала начавшаяся Первая мировая война. Но в нём побывала Великая княгиня Елисавета Фео-доровна во время своей паломнической поездки по святым местам Пермского края в июле 1914 г. Многолетняя тяжба между властями гор. Верхотуринска и Свято-Николаевским мужским монастырём о принадлежности дома закончилась его разрушением во время пожара зимой 2010 года. Сегодня деревянное здание восстанавливается по старым чертежам и фотографиям.

Обычно странники не имели ни дома, ни семьи, ни детей. Распутин всё это имел, и был по-своему заботливым отцом и мужем, домовитым хозяином. Всегда помнил, что у него есть очаг, к которому он возвращался.

Странник Распутин, «калика перехожий» питался милостынею именем Христовым, прошёл пешком тысячи вёрст, посещая и молясь в Абалакском Знаменском, Свято-Николаевском Верхотурском монастырях, Оптиной пустыни, Киево-Печерской лавре. Молился в московских и в петербургских храмах. Дважды доходил до Иерусалима.

В старину странничество было важной частью жизни на Руси. Каждый крестьянин хоть раз в жизни совершал паломничество по святым местам - как правило, ходили в знаменитые монастыри, прославленные мощами великих святых и чудотворными иконами. Паломничали и дворяне, правда в каретах, а крестьяне шли пешком с котомкой за плечами.

Мои прадед и прабабушка Гришины Анисим Иванович и Стефанида Назарьевна, крестьяне села Большое Афа-насово (ныне Нижнекамский район Республики Татарстан) тоже были паломниками. При материальной поддержке крупного елабужского хлеботорговца и мецената Ивана Ивановича Стахеева, Анисим Иванович дважды побывал на Святой Горе Афон. Весной 1882 г. он посетил Свято-Пантелеимонов монастырь (Руссик), Свято-Андреевский, ныне утраченный, скит. В моём семейном архиве сохранилось благодарственное письмо за подписью архимандрита Феодорита настоятеля Свято-Андреевского скита, адресованное Анисиму Ивановичу за его пожертвование этому скиту. А Стефанида Назарьевна с внуком Колей Крыловым доходила до Киево-Печерской лавры.

Странников с радостью встречали в сёлах и деревнях, устраивали их на ночь, кормили, снабжали деньгами, продуктами на дорогу, поминальными записочками. Жадно слушали их рассказы о посещении святых мест, о встречах с духононосными монахами, старцами. Крестьяне видели в них «божиих людей», молитвенников за свою трудную жизнь. Они видели в странниках последних хранителей исчезающей богоугодной старины. Странник в своём молитвенном подвиге соединялся с Богом, сливался с природой. Как часто вспоминал впоследствии Распутин, он шёл пешком без еды или с краюхой хлеба по 2-3 суток, проходя десятки вёрст в любое ненастье, от села к селу, от монастыря к монастырю. В этих странствиях и пришла

к нему особая форма молитвенного стояния. Странничество, как чисто русское православное явление в конце Х1Х-начале XX вв. уже уходило из обыденного сознания. Святая Русь становилась легендой.

Несомненно, он это чувствовал, присматривался к поведению старцев Оптиной, Глинской пустынь, схимонахов. В странствиях он научился безошибочно распознавать людей. Святое Писание, поучения великих пастырей, бесчисленные проповеди, им выслушанные, всё впитала, всё вобрала в себя его цепкая память. Ему было дано и то, что достаточно наложить на больного свои нервные, беспокойные руки - и болезни растворялись в них. Он постиг свою силу.

Он рано стал видеть себя со стороны, засматриваться в своеобразное зеркало, не всегда замечая, что оно кривое. Его рано стал тяготить крестьянский уклад жизни с его непосильным трудом, однообразием и рутиной. Стал часто задумываться о радужных огнях загадочной городской жизни. И здесь своеобразным маяком на его безбрежном пути достаточно неожиданно замаячила Казань.

Многие детали его паломнических странствий нам не известны, и вряд ли мы о них узнаем. Понятно, что хронографа и биографа рядом с ним тогда не было. Можно лишь в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком