научная статья по теме GROTOWSKI P. ARMS AND ARMOUR OF THE WARRIOR SAINTS. TRADITION AND INNOVATIONS IN BYZANTINE ICONOGRAPHY (843-1261). LEIDEN; BOSTON, 2010 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «GROTOWSKI P. ARMS AND ARMOUR OF THE WARRIOR SAINTS. TRADITION AND INNOVATIONS IN BYZANTINE ICONOGRAPHY (843-1261). LEIDEN; BOSTON, 2010»

Grotowski P. ARMS AND ARMOUR OF THE WARRIOR SAINTS. TRADITION AND INNOVATIONS IN BYZANTINE ICONOGRAPHY (843-1261). Leiden; Boston, 2010. 483 p., 100 il.

В работах, посвященных военному делу Византии, обычно обращение к изображениям предметов воинского снаряжения. Однако их исследования, как правило, посвящены либо анализу одного изображения (Armstrong, Sekunda, 2006), либо одной категории военных древностей (Баранов, 2010; 2011). Работы, рассматривающие весь комплекс воинского снаряжения на примере широкого круга произведений искусства на протяжении значительного периода, буквально единичны. Из них можно выделить статью А. Брун-Гофмейер (Bruhn de Hoffmeyer, 1966) и монографию М.Г. Парани (Parani, 2003). Первая посвящена анализу воинского снаряжения на примере миниатюр Мадридского списка "Хроники" Иоанна Скилицы, но практически охватывает более широкий круг источников. Во второй рассматривается материальная культура Византии, включая оружие, на основе изображений XI-XV вв.

Указанные работы уделяют недостаточное внимание тому, в какой мере византийские художники следовали традициям античного искусства. Монография "Оружие и доспехи святых воинов. Традиции и инновации в византийской иконографии (843-1261)1" призвана заполнить этот пробел. Она основана на диссертации, защищенной в 2003 г. П. Гротовским, преподавателем кафедры истории искусств античности и средневековья Понтификального университета им. Иоанна Павла II (Ягел-лонский университет) и посвящена сравнительному изучению оружия, доспехов, костюма и аксессуаров, а также всаднического снаряжения на изображениях святых воинов.

Текст состоит из Введения и пяти глав ("Источники", "Истоки образа святых воинов", "Иконография костюма и доспехов святых воинов", "Оружие в иконографии святых воинов", "Снаряжение всадника и коня").

Во Введении автор ставит следующую задачу - отличать в изображениях святых воинов элементы, 1) унаследованные от античности и не использовавшиеся в Византии, 2) уже известные в античности, но по-прежнему использовавшиеся в Византии, 3) новые, 4) фантастические и символические. Обозначаются границы исследования: временные рамки и отбор материала, а также характеризуется состояние его изученности.

В качестве временных рамок выбирается средневизантий-ская эпоха от окончательной победы над иконоборчеством в 843 г. до освобождения Константинополя от крестоносцев в 1261. С одной стороны, выбор определяется возвращением к реалистическим установкам античного искусства в эпоху "Македонского ренессанса", с другой - своеобразием военного снаряжения армии, отличной как от легионов поздней античности и ранней Византии, так и от наемных формирований поздневизантийского времени.

Круг изображений, привлекаемых П. Гротовским, весьма широк. Это искусство не только метрополии, но и периферии: Египта, Нубии, Сирии, Армении, Грузии, Кипра, Древней Руси и Балканских стран. Привлекаются также отдельные античные, ранне- и поздневизантийские и западноевропейские памятники. Автор не видит необходимости в составлении всеобъемлющего каталога изображений святых воинов. Тем не

1 Книга издана также и на польском языке (Grotowski, 2011).

менее монументальная и станковая живопись учтены им весьма полно, в отличие от произведений прикладного искусства, происходящих, в частности, из российских собраний. Впрочем, на изображениях, оставшихся за пределами выборки, воинское снаряжение единообразно с исследованным П. Гротовским.

Состояние изученности материала характеризуется автором в рамках очерков историографии военного дела и изучения иконографии святых воинов.

В первой главе характеризуются привлекаемые источники: вещественные, причем отмечается их фрагментарность, письменные и иконографические (изображения военного снаряжения в иллюстрациях исторических сочинений, например, в миниатюрах Мадридского списка "Хроники" Иоанна Ски-лицы). В числе письменных источников - военные трактаты, тактиконы и книги о церемониях, словари (например, Суда) и историографические сочинения, художественная литература и источники негреческого происхождения.

Во второй главе демонстрируются истоки иконографии святых воинов. Автор обращается к представлениям о мире и войне в христианском вероучении, к изображениям пешего и конного святых воинов в искусстве доиконоборческого периода, к связям их образов с иконографией античных богов. Он анализирует сложение представлений о небесном заступничестве за воинство в имперской армии как основной среде почитания святых воинов, прослеживает его развитие от местного до всенародного на примере Дмитрия Солунского; рассматривает разницу в восприятии двух святых - Федора Стратилата ("генерала") и Федора Тирона ("рядового"). Эти наблюдения позволяют П. Гротовскому заключить, что изображения святых воинов появляются, начиная с VI в., в качестве апотропеев. Их присутствие стало возможным с изменением отношения церкви к войне - от подчеркнутого пацифизма Нового Завета к использованию христианской символики и риторики в качестве "идеологического обеспечения" боевых действий. Формальной моделью святых воинов послужили изображения античных богов. Однако в доиконоборческий период еще не сложились четко определенные иконографические типы святых воинов. В это время они изображаются с полным комплектом вооружения, состоящего из доспеха, копья и щита, иногда еще и меча, но часто также в гражданской одежде и лишь с символическим crux hastata (копьем, древко которого увенчано крестом). С окончательной победой над иконоборчеством и выделением военной аристократии к X в. меняется характер почитания святых воинов. Особую популярность приобретают великомученики Георгий, Федор, Дмитрий, бывшие патронами влиятельных родов и императоров - их потомков.

В третьей главе речь идет об изображениях доспеха и костюма святых воинов. Рассматривается защита корпуса (анатомическая кираса, чешуйчатый, пластинчатый и мягкий доспехи, причем отмечена редкость изображений кольчужного доспеха), защита для бедер и плеч, поддоспешное одеяние. Характеризуется символическое значение доспеха. Описываются щиты, их конструкция и форма (круглая или овальная, миндалевидная, треугольная), изображения на них (орнаментальные мотивы, знаки воинских подразделений, надписи, религиозные символы и апотропеи, протогеральдические символы). Анализируется символическое значение щита и описываются обычаи, с ним связанные. Рассматриваются костюм и аксессуа-

ры: туника, штаны, обувь (туфли, высокие ботинки, сандалии); плащи (офицерский и солдатский); фибулы, офицерские шарфы; таблионы (аксессуар придворного костюма - ромбовидные нашивки на одежду); символические инсигнии (диадемы и тиары); ожерелья-маниакионы. Характеризуются необычные варианты облачения святых воинов: парадное офицерское; в облике провинциального воина; в облике воина-всадника в тунике, продолжающее ранневизантийскую традицию; фантастические изображения. Эти наблюдения позволяют автору прийти к следующим выводам. Доспех и щит были основными элементами облачения святых воинов. Несомненно, античным наследием является "мускульная" кираса. Сложно c уверенностью судить относительно пластинчатых и чешуйчатых доспехов. Они бытовали уже в античности, но в средневизан-тийское время изображались особенно часто, что позволяет предполагать их широкое распространение в реальности. Отсутствуют кольчужные доспехи, впрочем, судя по письменным источникам, они не пользовались особой популярностью, а также античные прототипы у защиты предплечья. Реалистичны щиты миндалевидной и треугольной формы. Последние появляются в XIII в. в завоеванных крестоносцами землях и, видимо, заимствованы. К инновациям относятся и элементы костюма, такие как штаны, не известные в античности. Появляющийся в X в. иконографический тип святого воина в тунике и с ожерельем-маниакионом, держащего в руке меч и выставляющего напоказ жезл, представляется реалистичной трактовкой парадно-церемониального облачения, но, вообще, выбор инсигний не всегда отражает его реалии. В искусстве Византии и стран, находившихся под ее влиянием (Русь, Балканские государства, норманнская Сицилия, Грузия, Армения) преобладают изображения пеших святых воинов, облаченных в доспехи и плащи. Независимый иконографический вариант развивается в регионах, подвергшихся влиянию исламской культуры, где святой воин часто изображается верхом, в длинном кабадионе и, подчас, с диадемой на голове, что восходит к традициям коптского искусства.

В четвертой главе речь идет об оружии. Различаются метательные, пехотные и кавалерийские копья; характеризуется их символическое значение и описывается копье, древко которого завершается крестом; описываются флажки на копьях. Клинковое оружие включает двулезвийное (мечи) и однолез-вийное (парамерионы). Раскрывается символическое значение меча. Рассматриваются прочие виды оружия, встречающиеся на изображениях святых воинов, например, лук и булава. Эти наблюдения позволяют автору прийти к следующим выводам. Основным оружием святых воинов были копье и меч (иногда заменяемый парамерионом). Символическое crux hastata исчезает из столичного искусства после иконоборчества, однако в провинциальном встречается и в IX-X вв. Судя по письменным источникам, длина древка копья должна быть значительно больше, чем мы видим на изображениях. Видимо, это результат композиционных ограничений, встречающихся еще в античности. Меч изображается с гораздо большей детальностью. Возможно проследить удлинение клинка со временем, отображение долов цветом более глубокого тона, подчас, передачу клинковой эпиграфики, разнообразие конструкций рукояти. Боевые топоры, использовавшиеся в византийской армии, на изображениях святых воинов отсутствуют. Лишь единожды встречена булава. Лук и стрелы появляются лишь с XIII в. Последнее связывается, с одной стороны, с популярностью этого оружия у мусульманских народов - врагов империи, а с другой - с негативными коннотациями в Библии (например, "стрелы лукавого" Эф. 6:16).

В пятой главе описано снаряжение всадника и коня: стремена, седла и чепраки, шпоры и другие элементы снаряжен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком