научная статья по теме ГУМАНИЗМ КАК ФОРМУЛА ЖИЗНИ. К 120-ЛЕТИЮ Ф. И. КАРАТЫГИНА ИЗВЕСТНОГО ТЕОРЕТИКА И ПРАКТИКА БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА, ОДНОГО ИЗ ОРГАНИЗАТОРОВ МГУКИ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ГУМАНИЗМ КАК ФОРМУЛА ЖИЗНИ. К 120-ЛЕТИЮ Ф. И. КАРАТЫГИНА ИЗВЕСТНОГО ТЕОРЕТИКА И ПРАКТИКА БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА, ОДНОГО ИЗ ОРГАНИЗАТОРОВ МГУКИ»

ТАТЬЯНА КАРАТЫГИНА

Гуманизм как формула жизн

I* Л 1

К 120-летию Ф. И. Каратыгина известного теоретик

Г,

библиотечного дела, одного из организаторов МГУКИ

Настоящий профессионал — это не просто человек, хорошо знающий своё дело; это человек, радеющий за него всей душой, руководствующийся любовью к людям.

Татьяна Фёдоровна Каратыгина, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения МГУКИ

СРЕДИ МАТЕРИАЛОВ, представленных на нынешних Скворцовских чтениях, моё особое внимание привлёк доклад одного из самых авторитетных специалистов библиотечно-информа-ционной сферы, профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктора педагогических наук Аркадия Васильевича Соколова на тему «Гуманистические ресурсы библиотек».

Главная цель настоящей публикации заключается в обосновании необходимости комплексной разработки такой важной библиотековедческой проблемы, как «Гуманизм и библиотеки» , решение которой, как справедливо полагает А. В. Соколов, сыграет важную роль в предотвращении дегуманизации общества, станет предпосылкой гармонического (экономического, культурного и политического) развития социума.

Среди духовных библиотечных ресурсов гуманизации общества (книжные фонды, научно-методическая составляющая и библиотечная интеллигенция) главное место, по мнению автора, принадлежит библиотечной интеллигенции.

Вслед за корифеем библиотечного дела Александром Александровичем Покровским, обосновавшим определяющую роль человеческого фактора в успешном развитии библиотечного дела, А. В. Соколов указывает на то, что если даже «можно представить библиотеку без книг и без читателей, то без библиотекарей её представить никак нельзя». «Тем более, — подчёркивает он, — немыслима библиотека как гуманистический центр без библиотека-

рей-интеллигентов, выполняющих гуманистическую миссию».

Говоря о том, что в каждом поколении российской интеллигенции есть светочи, олицетворяющие библиотечный гуманизм, он называет «образцовым представителем героического поколения библиотечной интеллигенции 1920-х-30-х -50-х годов» моего отца Ф. И. Каратыгина (1892-1957), сто двадцатилетие которого отмечается в этом году.

Образец гуманизма

По мнению А. В. Соколова, «жизненный путь Фёдора Ивановича, самоотверженно и плодотворно выполняющего гуманистическую миссию библиотечного просветителя и педагога, может служить образцом библиотечной интеллигентности и библиотечного гуманизма».

Эту оценку подтверждают свидетельства современников Ф. И. Каратыгина: его сослуживцев, родственников, друзей, знакомых, студентов, людей, с которыми он так или иначе соприкасался в разные периоды своей жизни. Эти свидетельства нашли отражение на страницах книги, автором и составителем которой мне довелось быть, — «Фёдор Иванович Каратыгин: педагог, учёный человек, стоявший у истоков МГУКИ» (М.: Издательский Дом МГУКИ, 2009. — 140 с.), вышедшей к 80-летию ведущего вуза культуры нашей страны.

Наиболее частыми определениями, характеризующими Фёдора Ивановича, являются: «добрый», «честный», «совестливый», «порядочный», «интеллигентный», «толерантный», «гуманный». Последнее определение (озна-

-

^^УЪ #04 [166] *2012

чающее — человечный, уважающий человеческое достоинство) вмещает в себя все другие перечисленные определения, представляющие собою родственные понятия. Можно со всей определённостью сделать вывод, что гуманизм являлся формулой жизни Ф. И. Каратыгина, правилом, законом, неукоснительным принципом, соблюдаемым им в любых, в том числе невыгодных, некомфортных, тяжёлых, драматических обстоятельствах. Именно им он всегда руководствовался. Он следовал этому правилу как в частной жизни, так и в своей профессиональной: библиотечной, а ещё точнее — просветительской, социокультурной деятельности, не ограничивающейся только стенами библиотеки, а адресуемой всему обществу в целом.

Секрет успеха многогранной гуманной деятельности Ф. И. Каратыгина заключался в том, что он с желанием и ра-

достью делился тем, что он хорошо знал и умел, с окружающими — с коллегами, читателями, студентами, слушателями семинаров и курсов повышения квалификации. При этом он не только опирался на достижения мировой философской мысли, но и придерживался заложенных ещё в крестьянском детстве староверческих религиозных гуманистических представлений о добре, о созидательной роли человека в украшении земли. (Родиной Фёдора Ивановича является Буренино, относившееся к

Уренской волости, Костромской губернии.). Таким образом, главным вневременным приоритетом в деятельности Фёдора Ивановича всегда оставалось стремление обеспечить обществу возможность использовать литературу для решения общежитейских, гуманных задач: получения достойного образования, успешной трудовой деятельности, установления мира и лада в семье. Библиотеку он рассматривал и как профессиональное, и как нравственное понятие одновременно.

В поле его внимания всегда находились наиболее общественно-значимые вопросы, связанные с определением миссии библиотеки на разных этапах истории страны, выявление наилучших путей взаимодействия библиотек в вопросе взаимоиспользования фондов, построения оптимальной модели управления их сетью.

Охватывая мысленным взором многотрудный и удивительный жизненный и профессиональный путь Каратыгина, подчеркнём, что он как никто другой из теоретиков и практиков библиотечного дела знал (и не понаслышке) особенности различных слоёв социума. Он знал запросы рабочих, служащих, крестьян, малограмотных, крупных деятелей промышленности, лиц старшего и молодого возраста, законопослушных граждан и людей, находящихся в местах лишения свободы. Он жил среди них, был своим среди них, и они по-своему его благодарили, отдавали дань уважения, оказывали доверие.

Начало пути

Вступление Ф. И. Каратыгина на профессиональный библиотечный путь связано с чрезвычайно драматическим поворотом в его судьбе, приходящимся на первые годы Советской власти.

В конце 1917 года он — только что демобилизованный из армии 25-летний прапорщик, успевший до военной службы окончить Учительскую семинарию и поработать несколько лет народным учителем и заведующим двух классным училищем в одном из пригородов Самары, — вернулся на свою малую родину, в лесное Заволжье, волостной центр Урень, где был назначен военным волостным комиссаром.

После подавления Уренского крестьянского восстания (оно, как и Антонов-

ское восстание на Тамбовщине и прочие мятежи такого же свойства, было вызвано ущемлением интересов крестьянских интересов Советской властью. Это выразилось в частности в бесчинствах со стороны учреждённых Декретом ВЦИК от 27 мая 1918 года продотрядов по изъятию хлеба и другого продовольствия у крестьян.) Фёдор Иванович, перешедший на сторону восставших, был привлечён к суду Революционным трибуналом. Некоторое время он пребывал под стражей, а потом по решению ди-

рективных органов из-под стражи был освобождён и работал до октября 1 922 года заведующим Учебно-воспитательной частью Исправдома №2 колонии «Бараново», расположенной на территории Костромской губернии.

В его ведении находились клуб, библиотека, театр и школа колонии со всем обслуживающим их персоналом. Тут-то ему и пригодились знания и навыки, приобретённые в Кукарской учительской семинарии, а также опыт руководства двухклассным училищем в пригороде Сергиевск Самарской губернии, где ему приходилось как заботиться об учителях, обучавших в течение пяти лет местных ребятишек (заметим, что первый класс училища включал три года, а второй — два года), так и решать многие вопросы, касающиеся материально-технического обеспечения.

Сохранился изящно оформленный прощальный адрес, вручённый Ф. И. Каратыгину теми, кто сотрудничал с ним в Учебно-воспитательной части: режиссёром, художником-декоратором, учителем, библиотекарем. В этом фактически первом публичном документированном признании гуманистических просветительских талантов Фёдора Ивановича было написано следующее: «истинное понимание Вами всего художественного, красивого давало нам возмож- [£>

-

#04 [166] *2012 '^^ЭЙЫЙ

ность с большой энергией работать в области искусств, вследствие чего мы были далеки от той разлагающей среды, которую по преимуществу выполняют места заключения».

Интересно, что два последних года из почти четырёх лет работы, связанной с так называемыми пенитенциарными учреждениями, Каратыгин по совместительству сотрудничал с рядом библиотек Костромы. В частности с 1 мая 1920 года он являлся заведующим городской районной библиотекой Костромского Губернского отдела народного образования (ГубОНО).

С 1 октября 1922 года Каратыгин поступил учиться в Костромской педагогический институт, чтобы продолжить полученное в Кукарской учительской семинарии среднее педагогическое образование. (Историко-экономический факультет этого вуза, преобразованного затем в Ярославский индустриально-педагогический, он окончил в 1 926 году.)

Взлёты и падения

Официально библиотечная карьера Фёдора Ивановича началась в 1 923 году, когда он стал заведующим центральной библиотекой фабричного района Костромы и инструктором по библиотечному делу Губернского отдела Совета текстильщиков. Тут он в полной мере проявил свой талант организатора. Им было проведено изучение читательских интересов текстильщиков, среди которых снискал авторитет и которыми был выдвинут в депутаты Костромского городского Совета от фабричного района.

В 1925 году Фёдор Иванович занял должность заведующего главной библиотекой Костромской губернии — Губернской библиотекой (позднее — Областная библиотека имени Н. К.

£$6?-

Библиотечное ДЪЛО

Крупской) и возглавил широко развернувшуюся в Костроме работу по ликвидации неграмотности. В этой работе он опирался как на передовой местный опыт, так и на опыт других библиотек Волжского бассейна.

Широкому взаимодействию костромских библиотек с библиотеками других регионов способствовало то обстоятельство, что с 1925 по 1930 годы Каратыгин являлся бессменным председателем Губернского библиотечного объединения, активным участником поволжских съездов библиотечных объединений и друг

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком