научная статья по теме Гуманизм нравственной культуры личности в современном обществе Биология

Текст научной статьи на тему «Гуманизм нравственной культуры личности в современном обществе»

15. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: Учеб. пособие. -М: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.

16. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: an analysis of decision under risk// Econometrica. - 1979. - № 47. - P. 263-291.

гуманизм нравственной культуры личности в современном обществе

Бестаева Э.Ш.

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова; Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ, Россия

В статье рассматриваются вопросы развития гуманистической сущности культуры в ее историко-философском аспекте. Добро, совесть, сострадание, милосердие, человечность все простые нормы нравственности, составляющие основу общечеловеческого в ней, наполняясь новым содержанием, соответствующим социальной природе современности.

Ключевые слова: мораль; гуманизм; культура; личность; свобода; нравственная культура; общество; ценности.

humanism moral culture of the individual in modern society

Bestaeva E.Sh.

North Osetian State University of a name of K.L. Khetagurov; North Ossetian state medical Academy, Vladikavkaz, Russia

The article discusses the development of the humanistic essence of culture in its historical and philosophical aspect. Good, conscience, compassion, mer-

cy, humanity all ordinary moral norms, form the basis of the universal in it, filled with new content, relevant to the social nature of modernity.

Keywords: morality; humanism; culture; personality; freedom; moral culture; society; values.

Современное общество является последовательным продолжением общекультурных гуманистических традиций человечества, ценностей его нравственной культуры. Нравственными нормами, составляющие основу общечеловеческого в ней, наполняясь новым содержанием,со-ответствующим социальной природе современности являются - добро и справедливость, совесть и стыд, сострадание и сочувствие, милосердие и взаимопомощь, человечность. В свою очередь эти нормы поддерживаются, культивируются условиями нашего образа жизни, выполняя, функцию его морального обоснования и защиты. Сохраняя черты морального прогресса, обогащения общечеловеческой духовности, объединении всех гуманистических сил и тенденций заключается одна из основных задач развития нравственной культуры современного общества.

Культура есть не что иное, как обмен социальными силами между людьми. Основная функция культуры - человекотворческая, которая формирует определенный тип личности общества. Тем более, казалось бы, не вызывает никакого сомнения гуманизм нравственной культуры, непосредственно обращенной к отношениям между людьми в обществе.

В действительности же далеко не столь простым и очевидным оказывается анализ гуманистической сущности культуры. Ж.Ж. Руссо характеризуя, успехи наук и искусств писал: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», пришел к следующему заключению: «...успехи наук и искусств ничего не прибавили к нашему истинному счастью... они испортили наши нравы» [1.28 ]. Ж.Ж. Руссо утверждал, что наука и искусство «подавляли чувство истинной свободы в людях» [2.12]. Совершенно справедливыми

были его заключения, далеко не всякая культура обеспечивает свободу человека и, следовательно, не всегда утверждает гуманистические идеалы.

И. Кант, полемизируя с «Общественным договором» Ж.Ж. Руссо не соглашался с ним в том, что успехи культуры далеко не всегда связаны с нравственным прогрессом общества. «Благодаря искусству и науке мы достигли высокой степени культуры. Мы чересчур цивилизованы в смысле всякой учтивости и вежливости в общении друг с другом. Но нам еще много недостает, чтобы считать нас нравственно совершенным» [3.18]. Совершенно справедливо утверждает И. Кант, на мой взгляд, сегодня нашему обществу, в действительности не хватает и учтивости и вежливости, в некоторых случаях это мы видим в ходе споров некоторых политических лидеров, на обыденном уровне общения, не хватает внутреннего мира культуры, и образования, чтобы считали мы себя нравственно совершенными .

Идея противоречий между культурой и нравственностью проходит через всю философию Нового времени, и Ж.Ж. Руссо и И. Кант не являются в этом смысле исключением. Они не смогли объяснить, почему культура в одних случаях действительно способствовало «очищению нравов», а в других вела к деградации [4.485].

А. Швейцер, А. Печчеи и многие другие гуманисты считают единственным средством спасения буржуазной культуры от глубокого внутреннего кризиса восстановление былого единства культуры и этики, перестройку всей буржуазной культуры на принципах этического гуманизма. А.Швейцер в основу своих философских взглядов положил не знание о мире а сам факт жизни считая что «благоговение перед жизнью», [5.56] должна стать принципом всей философии. Этот принцип он рассматривал как своеобразный «фильтр», видя в нем перспективу морального совершенствования человечества. Реальный путь к осуществлению гуманистических идеалов он считал не социальные преобразования, а в личных усилиях отдельных людей направленных на улучшение «природы человека» [5.76].

Культура современного общества с полным основанием может быть названа нравственной культурой, ибо в ней гуманистические идеалы единства природы и человека утверждаются экологической культурой, а нравственные идеалы составляют основное содержание правовой культуры. Мир между народами всего общества, социальная справедливость, неукоснительное соблюдение действительных прав человека -важнейшие ценности политической культуры, которые должны гарантировать безопасность человеческого бытия в современном глобализирующем мире.

Нравственная культура занимает особое место в системе культур. Выступая качественной характеристикой, человеческой, социальной деятельности культура свидетельствует о том, в какой мере эта социальная деятельность формирует самого человека, его социальные «сущностные» силы, способствуют их наиболее полной реализации. Культура как уже отмечалось, это обмен социальными силами между людьми в процессе их деятельности.

Гуманистическое значение нравственной культуры состоит, прежде всего, в том, что она регулирует взаимные отношения в процессе этого обмена, подчиняет эти отношения нормам существующей морали. Главным критерием нравственной культуры является реальное поведение человека, его отношение к обществу в целом, его нравственные идеалы. Стремление к личному развитию и самосовершенствованию, с целью использования личного духовного богатства для блага других людей, общества, здесь нравственная культура способствует превращению общения людей в свободный обмен их способностями, потребностями, знаниями и т.д. Гуманизм норм нравственной культуры состоит в том, что каждая из них направлена на благо общества и каждого человека в отдельности. Согласно этим нормам человек не может быть свободным, если его поступки противоречат свободе и благу других людей, общества в целом.

Формирование нравственной культуры личности неотделимо от духовной жизни общества. Сегодня не все положительное нравствен-

ное наследие прошлых эпох в полной мере и с должной эффективностью нами используется. Многие общечеловеческие нравы, нормы жизни и простые законы справедливости оказались отодвинутыми на задний план. Поэтому преодоление пережитков, внедрение незаслуженно забытых общечеловеческих ценностей, наряду с поиском новых, ранее неведомых нравственных связей между людьми, нормативов жизни - одно из важных направлений дальнейшего совершенствования гуманистических принципов нравственной культуры нашего общества.

Список литературы

1. Руссо Ж.Ж, Трактаты М., 1969. С.28.

2. Руссо Ж.Ж, Трактаты М., 1969. С.12.

3. Кант И. Из всеобщей истории и во всемирно- гражданском плане// Собр. соч: В 6т. 1966.Т .6.С.18.

4. Кант И. Критика способности суждения//Там же Т.5 С.465.

5. Швейцер А. Культура и этика .М.,1973.С.54,68,76. Печчеи А. Человеческие качества М., 1980 С.180-181.

6. Спиноза Б. Этика. Избр. произв. Т.1. -М.: 1981.

7. Гуссейнов А.А. Золотое правило нравственности - М.,1982.

8. Каган М.С. Философия культуры - Спб., Петраполис,1996.

9. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984.

10. Пороховская Т.Н. Ценность и оценка в морали. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1989.

11. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура.- М: МГУ, 1993.

12. Рыбакова Н.В., Назарова Т.Ф. Нравственное воспитание и культура личности. Л., 1984.

13. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры.- Л.: ЛГУ, 1980.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком