научная статья по теме ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ: ОГНЕМ, РУКАМИ И ДУШОЙ Геофизика

Текст научной статьи на тему «ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ: ОГНЕМ, РУКАМИ И ДУШОЙ»

Гусь-Хрустальный:

огнем, руками и душой

А.А. САВУШКИН,

журналист

www.ghsz.ru

¥

' FyCEBCKOiC ХРУСТАЛЬНЫЙ

Образцы изделий этого предприятия находятся в собраниях крупнейших российских музеев - таких, как Московский Кремль, Исторический музей, Государственный Эрмитаж, Музей-заповедник «Петергоф». Их можно увидеть и за рубежом - например, в знаменитом Corning Museum of Glass (США) или в частных собраниях известных коллекционеров. Но совсем необязательно ехать так далеко, достаточно преодолеть небольшое расстояние до города Гусь-Хрустальный. А там - добро пожаловать в Музей хрусталя или образцовую комнату Гусевского хрустального завода имени Акима Мальцова.

GUS-KHRUSTALNY: FIRE, HANDS AND SOUL

A. SAVUSHKIN

Examples of products of this company are in the collections of major Russian museums, such as the Moscow Kremlin, Historical Museum, State Hermitage Museum-reserve Peterhof. Welcome to the Museum of crystal and sample room Gusev crystal plant named after Akim Maltsov.

Keywords: Gus-Khrustalny, Maltsev Gusevskaya factory Gusevskiy crystal plant named after Akim Maltsov, crystal, Gusevskiye masters

О ВОЛШЕБСТВЕ И СТЕЧЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Рассказывают, что спас ее хрустальный букет Уж будто бы шло к концу: отроковица Ксения, единственная дочь мастерового хрустальной фабрики Разумея Васильева, который день лежала в горячке без памяти, а отец места себе не находил - кажется, душу готов был отдать, лишь бы поправилась. И когда она заговорила в бреду - мол, цветочков надо собрать, гляди, вон их сколько, будет и на венок, и на букет, ты только мне помоги, - Разумей вдруг опрометью из дому кинулся, даже тулуп не надел, хотя мороз на дворе был изрядный. Так ведь зима, что ж. Думали, обезумел или упиться с горя решил, а он утром идет - трезвый, как стеклышко, и что-то к груди прижимает Сверток тряпичный. Смотри, говорит, дочка, цветов я тебе принес, как ты просила,

А.В. Мальцов

Волшебный букет по сей день очаровывает всех пришедших на него посмотреть. И в гусевском Музее хрусталя, где он хранится, вам подтвердят, что Разумей Васильев действительно работал у камергера Мальцова - мастеровым на Гусевской хрустальной фабрике, которая в числе прочих входила в состав фамильной империи известных с XVIII в. стеклопромышленников.

держи, милая. И тряпицу разворачивает А там - быть не может! - и впрямь букет И так искусно сработан, что каждая травинка, каждый стебелек будто не из хрусталя вовсе, не из печи стекловаренной, а с летнего луга, живехонькие. Ну, смотри же, Ксения, что за чудо отец для тебя сотворил или выменял у кого-то, души не пожалев. Ты только живи, Ксения. И она - вы не поверите - с того дня на поправку пошла...

Так ли было на самом деле или местный писатель-краевед сочинил - неважно. Волшебный букет по сей день очаровывает всех пришедших на него посмотреть. И в гусевском музее хрусталя, где он хранится, вам подтвердят, что Разумей Васильев действительно работал у камергера Мальцова - мастеровым на 1усевской хрустальной фабрике, которая в числе прочих входила в состав фамильной империи известных с XVIII в. стекло-промышленников.

1оворя современным языком, Мальцовы были монополистами стекольно-хрустального рынка и неустанно расширяли свой бизнес, стремясь во всем превзойти наимоднейшие и самые совершенные западные образцы. В 1756 г очередная хрустальная фабрика была основана Акимом Васильевичем Мальцовым во Владимирском уезде Московской губернии, при сельце Никулине, в урочище Шиворово, что на реке 1усь. Отсюда, собственно, и возникло название будущего города - 1усь-Хрустальный. Надо заметить, он не появился бы, не подпиши государыня императрица Елизавета Петровна Указ правительствующего Сената, категорически запрещающий строить новые «стеклянные» и «железные» производства в ближнем Подмосковье и повелевающий «фабрики расстоянием от Москвы 200 верст снести вообще». Не прихоти ради, а сохранения экологии для - в связи с угрозой истребления лесов на дрова, потребные для работы прожорливых заводских печей.

Среди тех, кто также получил право маркировать свою продукцию изображением государственного российского герба, были Путиловский литейный и Тульский оружейный заводы, торговые дома «Павел Буре» и «Братья Елисеевы», фабрика ювелирных изделий Фаберже и другие легендарные, как теперь принято говорить, бренды.

ПРИШЛИСЬ КО ДВОРУ

К середине XIX в. гусевская фабрика Мальцовых числилась в ведомостях мануфактур как «чисто русское хрустальное производство», работавшее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющее русские кадры. Самобытные произведения гу-севских мастеров славились далеко за российскими пределами и неизменно производили фурор на престижных международных выставках. В числе постоянных заказчиков и покупателей были известные коллекционеры, крупнейшие ювелирные компании и даже царственные особы.

Мальцовская хрустальная фабрика одной из первых вошла в когорту официальных поставщиков Двора Его Императорского Величества. В имперской России это звание присваивалось промышленникам и купцам «за состояние производства и влияние на жизнь страны, а их товарам - «за весьма чистую отделку, новейший фасон, доступные цены». Претенденты обязаны были в течение восьми лет участвовать в официальных выставках и за это время не иметь претензий и рекламаций к товару. Остается добавить, что среди тех, кто также получил право маркировать свою продукцию изображением государственного российского герба, были Путиловский литейный и Тульский оружейный заводы, торговые дома «Павел Буре» и «Братья Елисеевы», фабрика ювелирных изделий Фаберже и другие легендарные, как теперь принято говорить, бренды.

МЕДНЫЕ ТРУБЫ, ВОДА И ОГОНЬ

Впрочем, в истории предприятия были не только годы триумфа и славы, но и тревожные эпизоды, и по-настоящему катастрофические периоды. Из кризиса, ознаменовавшего начало XX в., 1усевской хрустальный завод вышел навстречу национализации, реконструкции и ав-

Мальцовская хрустальная фабрика одной из первых вошла в когорту официальных поставщиков двора Его Императорского Величества.

На рубеже нынешнего века жесткая конкуренция между многочисленными производителями привела к обесцениванию изделий из хрусталя. Упала не только цена, но и качество продукции, ее художественный уровень. А в итоге - начал сходить на нет и покупательский спрос.

томатизации. В начале сороковых здесь был налажен массовый выпуск недорогой прессованной посуды (стаканов, блюдец, сахарниц, масленок) и стеклянных пуговиц. В годы Великой Отечественной войны производство гражданской продукции пришлось свернуть до минимума, чтобы обеспечить поставки для нужд фронта (завод выпускал медицинские ампулы, шары для горючей смеси, колбы для термосов, фляги, светотехническое стекло).

Возвращение к мирной жизни позволило начать возрождение хрустального производства. В начале 1950-х гг. на заводе приступили к выработке свинцового хрусталя. Новые печи и автоматизированные линии, современные технологии варки цветного хрусталя и роботы для нанесения алмазной грани, рост объемов производства и расширение географии экспорта, медали международных выставок и государственные награды - все это было, было... Вплоть до очередного экономического кризиса.

На рубеже нынешнего века жесткая конкуренция между многочисленными производителями привела к обесцениванию изделий из хрусталя. Упала не только цена, но и качество продукции, ее художественный уровень. А в итоге - начал сходить на нет и покупательский спрос. Одинаково незатейливые вазы, бокалы, рюмки и пепельницы пылились на прилавках хозяйственных магазинов и уличных развалах. Нерентабельные производства, ориентированные на выпуск дешевого «многотиражного» ассортимента, начали закрываться. Экономический кризис лишь ускорил этот процесс. В самый его разгар 1усевской хрустальный завод объявил о

прекращении крупносерийного производства изделий из хрусталя и намерении сосредоточиться на выпуске эксклюзивной высокохудожественной продукции.

ПОЗВОЛИТЕЛЬНАЯ РОСКОШЬ

Работа в премиум-сегменте всегда была важным направлением деятельности предприятия, продолжением и развитием традиций старых мастеров. Славу легендарного бренда, не меркнущую на протяжении двух с половиной веков, как раз и составляют уникальные произведения ручной работы. Изделия массового спроса были тем сдержанно-лаконичным фоном, на котором истинно художественные достоинства авторского эксклюзива играли всеми своими алмазными гранями.

Хрустальный крест, путеводной звездой сияющий на куполе Михаило-Архангельского храма во Владимире; хрустальный посох в дар Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси; хрустальный колокол для церемонии инаугурации Президента РФ; призы для популярных телевизионных проектов и конкурсов («Что? 1де? Когда», «Ледниковый период», «Новая волна»). Эксклюзивные заказы поступали на предприятие постоянно. 1усевскими мастерами были изготовлены, в том числе, и награды для лауреатов национальной премии общественного признания «Россиянин года». Среди тех, кто получил хрустальный гербовый кубок, увенчанный золотым куполом, - Никита Михалков, 1алина Вишневская, Иосиф Кобзон, Ирина Роднина и другие известные общественные деятели, представители культуры, науки, спорта и бизнеса.

Принимая награду, созданную коллегами - художниками из 1усь-Хрустального, Зураб Церетели со свойственной ему эмоциональностью воскликнул: «Мне это идею навеяло! Построю музей такой же формы, чтобы еще выше Петра I был».

То, что произведения современных гусевских мастеров способны восхитить и вдохновить так же, как уникальные работы их предшественников, было несомненно. Как и то, что заветные секреты не утрачены: эстетическая ценность и высокое качество декоративной пластики, изделий для сервировки стола и оформления интерьера, маркированных логотипом «ГХЗ», по-прежнему делали их достойными объектами для коллекционирования,

Работа в премиум-сегменте всегда была важным направлением деятельности предприятия, продолжением и развитием традиций старых мастеров. Славу легендарного бренда, не меркнущую на протяжении двух с половиной веков, как раз и состав

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком