научная статья по теме ХОЛМ И СТОЛПЬЕ: РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ КОНТЕКСТ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПАМЯТНИКОВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПОЛЬШИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ХОЛМ И СТОЛПЬЕ: РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ КОНТЕКСТ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПАМЯТНИКОВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПОЛЬШИ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2012, № 4, с. 26-36

ХОЛМ И СТОЛПЬЕ: РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ КОНТЕКСТ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПАМЯТНИКОВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПОЛЬШИ

© 2012 г. Анджей Буко

Институт археологии и этнологии Польской академии наук, Варшава (abuko@uw.edu.pl)

Ключевые слова: Византия, Польша, Древняя Русь, средневековый город, монастыри, архитектура, строительство, башни, ремесло.

The article summarizes the information about 13th-century monuments in the borderlands of Old Rus and Poland. It publishes the archaeological data from excavations at Chelm and Stolpie, including the palace and the stone tower on a high platform, which the author interprets as a monastery. The architecture, building technique and the finds show that the influence of the Rus-Byzantine culture on the technologies and the artistic tastes was quite strong. The monuments flourished vividly yet briefly under Prince Daniil Romanovich, when Chelm became the capital of the Principality of Galich.

Расположенный на русско-польской границе г. Холм (современный Хелм, польский Chelm) давно привлекает внимание исследователей1. Согласно письменным источникам, он играл ключевую роль в ранней истории этой части Европы, особенно в первой половине XIII в., когда его перестроил один из величайших правителей того времени князь Даниил Романович, превратив в главную резиденцию и, defacto, в столицу Галицко-Волынского княжества (см. !саевич, 1999; Галичина та Волинь..., 2001; Котляр, 1985; Kryp'jakevyc, 1999; Kucinko, 1993). Здесь уже в раннесредневековую эпоху существовало почитаемое христианское святилище; со времени князя Даниила чудотворную икону Богородицы Холмской почитают два народа - поляки и украицы (Natkanski, 2000; Александрович, 2001).

В панораме современного города особую роль играет Соборная гора (рис. 1, а). Элементы русско-византийской культуры представлены здесь соборной базиликой с копией иконы Богородицы Холмской, руинами княжеского дворца и множеством находок, включая поливную и ангобированную керамику.

Соборная базилика и чудотворная икона тесно связаны с развитием Холма. Согласно письменным источникам, при князе Данииле здесь было построено не менее четырех храмов: Св. Иоанна Златоуста (вероятно, княжеская капелла), Св. Трои-

1 Директор Института археологии и этнологии Польской академии наук Анджей Буко подготовил эту статью специально для журнала "Российская археология". Публикуемый перевод сделан с незначительными сокращениями сотрудником редакции С.Б. Григорян под редакцией Л.А. Беляева.

цы, Свв. Козьмы и Дамиана и Успения (Ascension) Богородицы (сейчас это Соборная Базилика). Одновременно в первой половине XIII в. сюда из Ух-руска (Uhrowisk) была перенесена кафедра русской православной церкви (Gil, 1999. S. 61). Сегодня мы знаем только место собора; дворцовая капелла, возможно, скрыта на холме, известном как Wysoka Górka; места остальных неизвестны (Kloczowski, 1958. S. 201). Ряд исследователей полагает, что до принятия христианства на Соборной горе существовало языческое святилище (Ruszkowska, 2000).

Современный католический храм (рис. 1, б) еще напоминает об архитектуре восточной (русско-византийской) церкви. Это типичная базилика, план которой следует форме греческого креста с центральным куполом. Подобный тип церковного здания окончательно сложился и стал основным в Византийской империи с периода так называемого Македонского возрождения (IX-X вв.). В данном случае прототипом служила постройка с планом типа вписанного креста с куполом в центре (Porçbski, 1976. P. 121)) Трудно ответить, в какой степени она отражает план храма XIII в., но это возможно по крайней мере для основных черт и структурных элементов.

В базилике хранится список чудотворной иконы Богородицы. Его почитали по меньшей мере с середины XIII в., но прообраз мог попасть в Холм и ранее, до 1260 г., весьма вероятно из Киева в качестве подарка сестры правителя Феoдоры Галицкой (+ после 1200; см. Aleksandrovic, 2003. S. 54; Stefanski, 1996). Народная вера связывает с иконой ус-

пешную защиту Холма от татар в середине XIII в. и последующие победы правителей Польши (подробнее: Natkanski, 2000).

Оригинал иконы вывезли из города во время Первой мировой войны при отступлении русских из Холма (1915), его судьба долго оставалась неизвестной ^еГашЫ, 1996. Б. 289), но в сентябре 2000 г. образ был предложен частным лицом музею г. Луцк (Украина). Под несколькими слоями записей обнаружился первоначальный вариант иконы на трех кипарисовых дощечках (Яошашик, 2003). Детальный анализ (Александрович, 2001) показал, что он выполнен в традициях византийского искусства (для Польши - редкость). Иконография Богоматери и младенца Иисуса, архаические пигменты и многие другие детали позволяют отнести его к типу архаических (рис. 2). Особенно интересны роскошные накладки одеяний на запястьях Богоматери с мотивами лилии и геометризованными изображениями птиц, выполненные в технике перегородчатой эмали, применявшейся прежде всего для украшения парадных одеяний византийских императоров (рис. 3, цветная вклейка № 2). В. Александрович полагает даже, что происхождение образа связано с кругом константинопольской аристократии XI в. (2001. С. 4). По его мнению, это Одигитрия (тип, известный прежде всего на средневековом Востоке и в Италии ХП-ХГУ вв.; Александрович, 2001. С. 35), что нельзя считать полностью доказанным. Вероятно, икона относится к XII в., но, независимо от даты, указывает на связь Холма с византийской традицией.

Севернее главного объекта южной части Соборного холма базилики высятся склоны холма Wysoka вогка, где, согласно Ипатьевской летописи ^еИсЫ, 1987. Б. 243) и данным археологических работ, находилась церковь Иоанна Златоуста и дворец князя Даниила. В начале ХХ в. здесь три года работала экспедиция Императорской археологической комиссии (ИАК) под руководством архитектора П. Покрышкина. Стены открытого им здания сохранялись тогда в высоту более чем 3 м, углы были выложены почти исключительно прямоугольными блоками зеленоватого песчаника. Результаты вкратце опубликовал через много лет П.А. Раппопорт (1954. С. 313-323), датировавший постройку эпохой князя Даниила и определивший ее функцию как дворцовую.

Работы возобновил в 1960-х годах В. Зин, освободивший значительную часть (более 60% участка) восточной стороны здания (22 х 38 м) и открывший уровни первоначальных полов ^т, вгаЬ8И, 1967а; Ь; вигЪа, Киу^8ка, 1970) (рис. 4, а). Летом 2001 г. были проведены проверочные иссле-

Рис. 1. Соборный холм (Wysoka Оогка) в Холме: а - вид с юга на северную часть; справа видна базилика Святой Девы; б - базилика, вид с запада. Фотографии А. Буко.

дования (Dzienkowski, 2002. Б. 78; ВЛо, 2002). В центре стены дворца была очищена старая археологическая траншея, проходившая по оси холма, вблизи его южного отвесного края. Внешняя стена дворца, хорошо сохранившаяся, уходит в глубину почти на 4 м считая от дневной поверхности (рис. 4, б). Ширина в исследованной части - 2.2 м. Начиная с высоты около 1.5 м внешний фас стены слегка отклоняется от вертикальной оси внутрь. У подножия стены открыты две горизонтальные каменные ступени длиной около 1.8 м каждая, шедшие вдоль склона холма, подножие которого окружают выходы скал мелового периода (ВЛо, 2002).

Это, несомненно, известный по источникам княжеский дворец. Постройка имеет монументальный характер, что выражено в размерах, плане и материале. Бросается в глаза отсутствие следов внутреннего членения наземного этажа, что резко отличает его от типичных дворцовых построек раннегосу-дарственного периода, известных в польских землях (Ргеешуэ!, Wislica, Giecz, Ostr6w Lednicki), где три отделения строго обязательны и имеют особые

Рис. 2. Икона Богородицы Холмской (по: В. Александрович).

функции (Яо^шка-СЬощгу, 2000). Их отсутствие в Холме позволяет предложить иную версию архитектурного решения дворца. Возможно, нижний этаж - это аула, приемный зал с репрезентативной функцией. Такой тип помещения известен со времен императорского Рима и унаследован средневековой Византией вместе с техникой кладки стен из рядов однотипных блоков камня мелового периода. Она уходит в классический период и может быть описана как противоположная строительным приемам "варваров" (особенно, но не исключительно - лангобардов), которые хорошо тесанные правильной формы блоки вторичного использования (spoglia) применяли только для облицовки углов и некоторых частей стен, сложенных в основном из едва отесанных кусков скальных пород.

Третий интересный момент - характерные выступы стены, отмеченные в нижних частях здания.

Похожий прием присущ для храмов Галицкой Руси, где он датируется вплоть до начала XII в. (церковь Пантелеймона в Галиче; см. Mogytych, Mogytych, 1990. P. 57. Fig. 1, 5). Такая техника известна в ранний период и на территории бывшей Римской империи и Византии. В районе Рима можно видеть ее длительные реминисценции, так как постройки как римского времени, так и средневековья там долго сохраняют такие контрфорсы. Следует вспомнить здесь о типе укрепленных жилых помещений (casaforte), восходящих к IX в. и все еще включенных в общую панораму современных сооружений в зоне Аппиевой дороги Рима.

Итак, можно со значительной долей вероятности предположить, что строители дворца в Холме принадлежали к римско-византийскому кругу мастеров, что отличает его от других ранних центров Польши.

Еще одна серия наблюдений сделана благодаря работам вблизи церкви Кирилла и Мефодия XVIII в. Отметим прежде до 400 кг плавленой меди, которую П.А. Раппопорт (1954) определял как остатки полов церкви Иоанна Златоуста, упомянутых в Ипатьевской летописи (1908. С. 843 и далее). Детальный анализ письменных источников, особенно Галицко-Волынской летописи, привел М. Смо-раг-Рожиска к заключению, что церковь может относиться к типу храмов, характерных для русско-византийской традиции (см. выше о формах базилики в Холме), хотя и с некоторыми нетипичными чертами (Smor^g-R6zycka, 2001). Использование белого камня в конструкциях, художественный декор фасадов, колонн и капителей, а также окна из цветных витражей более от

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком