научная статья по теме ХРАМ В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА Языкознание

Текст научной статьи на тему «ХРАМ В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА»

Храм в лирике Александра Блока

© А. Г. КУРГАНОВА

Храм в творчестве Александра Блока является сложным символом, значение которого выявляется контекстом. В статье рассматриваются различные толкования слова храм в лирике поэта, а также синонимы к нему.

Ключевые слова: храм, образ, символ, интерпретация, стиль.

Образ храма в творчестве Александра Блока несет на себе печать авторского стиля, тесно связан с символической системой поэта.

Традиционное толкование слову храм находим в Словаре В.И. Даля: «Храм м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. || Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь» [1]. В православной традиции «под именем Храм (...) разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели» [2. С. 167]. В данном качестве поэтом упоминаются слова храм, церковь, собор: «Я возвращусь стопой тяжелой, / Паду средь храма я в мольбе» [3. Т. 4. С. 124. Курсив здесь и далее наш. -А.К.]; «на миг скользнул ослепший взор / По православному собору» [Т. 5. С. 60].

В ряде случаев изображаемый храм имеет конкретный прообраз -Исаакиевский собор, Казанский собор, Сиенский собор: «К плитам Сиенского собора / Свой натруженный взор склони» [Т. 3. С. 78], но зачастую

является собирательным образом: «Но с глубокою верою в бога / Мне и темная церковь светла» [Т. 1. С. 69]. Есть у Блока и более красочные метафоры, как в стихотворении «Ныне, полный блаженства...»: «Ныне, полный блаженства, / Перед Божьим Чертогом / Жду прекрасного Ангела / С благовестным мечом» [Т. 1. С. 52]. Среди прочих у слова храм есть синоним Basilica или в переводе с греческого Царские чертоги [2. С. 168]. Царские и Божьи здесь выступают синонимами, поскольку Христос - Бог, Царь и Первосвященник.

В контекстах, связанных у Блока с обителью Вечной Женственности, также употребляется слово храм: «.Вдруг расцвела, в лазури торжествуя. / В иной дали и в неземных горах. / И ныне вся овеяна снегами. / Кто белый храм, безумцы, посетил?» [Т. 1. С. 65]. Природные пейзажи наделяются символизмом обители Вечной Жены - «В иной дали и в неземных горах». В этой плоскости рассмотрения семантики слова храм как места, где обретается Вечная Жена, синонимами к нему становятся слова терем, святилище, обитель: «Терем высок, и заря замерла. / Красная тайна у входа легла» [Там же. С. 47]; «Еще однажды тайной силой / Зажглось святилище Твое» [Там же. С. 53]. Христианская церковь также становится местом пребывания Вечной Женственности: «Вхожу я в темные храмы (...) там жду я Прекрасной Дамы» [Там же. С. 128]. Порой библейская образность явно выходит на передний план, например: «И поздно, и темно. Покину без желаний / Бунтующий весельем Божий Дом» [Там же. С. 62], где храм (Божий Дом) - это «образ, связанный с поэтической сакрализацией места, где живет "Дева, Заря, Купина"» [Там же. С. 475]. В православной традиции обозначение храма как «Дом Божий» в свое время было «заимствовано из Свящ. Писания Ветхого Завета (Быт. 28: 17, 19, 22) и в практике церковной встречается очень рано» [2. С. 167].

Поэт соотносит, пусть и метафорически, главную героиню цикла с храмом: «.Пускай любви - забвенье и могила, / Ты над могилой - лучезарный храм» [Т. 1. С. 475]. Это дополнительно мотивировано контекстом устойчивых богородичных черт в центральном женском образе первой книги лирики А.А. Блока. В христианстве существует представление «о Богородице как воплощенном в человеческом виде храме для Бога-Христа» [4]. На подобный символизм храма указывал о. Сергий Булгаков, отмечая, что «скиния и храм сами по себе суть прообразы Богоматери.» [5].

Еще один содержательный план, который вкладывался Блоком в слово храм, - природа как вместилище, образ божественного начала. Образ природы-храма рефреном пронизывает первый том лирики Блока: «местом действия первого тома была вечная природа (осмысляемая в традициях романтизма и соловьевского мистицизма)» [Т. 1. С. 49]. Среди вариантов строк стихотворения Блока «Они звучат, они ликуют.» есть строка: «Мой радостный в зеленом храме» [Там же. С. 238], где

«зеленый храм», очевидно, символически означает природу. Это подтверждается письмом Блока от 2 июня 1901 года А.В. Гиппиусу: «Очень уж поразила меня окружающая природа, которая сначала показалась мне обновленной. Однако все неизменно (...}. Когда я констатировал эту неизменность - снова стал радоваться, на этот раз уже ей» [Там же. С. 473]. Подобное толкование природы-храма закреплено в словаре С.А. Кузнецова, где в качестве примера приводятся слова О.Э. Мандельштама «природа - тот же храм» [6. С. 1453]. В то же время одним из источников образа стал обычай украшать православный храм к празднику Пресвятой Троицы зелеными березками и свежей травой. Тем более, что Троица в 1901 году была как раз 2 июня, в тот день, когда Блок написал упомянутое письмо, а стихотворение, судя по примечанию, написано в канун праздника - 30 мая. Таким образом, наряду с абстрактным и фигуральным значением природы как храма, есть, как у Блока очень часто и бывает, предельно конкретное - украшенный березками православный храм, церковь.

Слово храм встречается уже в раннем (12 июля 1899 года) стихотворении А.А. Блока «Люблю. Начертаны святые письмена.»: «Пока в душе горит огнями храм...» [6. Т. 4. С. 85]. Существует мнение, что образ «храма в душе» является поэтической реминисценцией и заимствован А.А. Блоком у М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета [7]. Источниками заимствования послужило лермонтовское стихотворение «Как дух отчаянья и злобы...»: «Моя душа твой вечный храм» [8] и стихотворение А.А. Фета «В душе, измученной годами.»: «В душе, измученной годами, / Есть неприступный чистый храм» [9]. В то же время не менее, а, возможно, даже более значимым источником является образ Вл.С. Соловьева, чье творчество горячо интересовало Блока в 1898-1899 годах. Образ горящего огнями храма встречается в соловьевском стихотворении «В тумане утреннем неверными шагами.»:

И до полуночи неробкими шагами Всё буду я идти к желанным берегам, Туда, где на горе, под новыми звездами, Весь пламенеющий победными огнями, Меня дождется мой заветный храм [10].

Горящий огнями храм души - образ, явно связанный с мыслью о наличии божественной искры в человеке, его бессмертной сущности: «воплощение идеала представлялось символистам в библейском образе храма - но не вещественного, а внутреннего» [Т. 1. С. 520]. Здесь сходятся идеи Платона о бессмертии души и христианское учение о человеке как храме Божием и обители Святого Духа: «.а Платон и Христос говорят о бессмертии души.», - писал Блок в письме С.А. Кублицкой-Пиоттух 23 ноября 1900 года [11].

Иногда слово храм становится символом определенного жизненного этапа, или ступенью лирического сюжета. Примером может служить стихотворение «Неведомому Богу»:

О, верь! Я жизнь тебе отдам,

Когда бессчастному поэту

Откроешь двери в новый храм,

Укажешь путь из мрака к свету!.. [Т. 1. С. 25].

Здесь новый храм символизирует новый этап духовного пути, «новый» Завет между поэтом и Богом. Этот образ возникает в контексте неохристианских чаяний Блока. Смысл сюжета стихотворения сближается с фразой «дорога к храму», символизирующей путь человека к Богу (в словаре С.А. Кузнецова словосочетание дорога к храму толкуется как «возвращение к религиозным духовным ценностям» [С. 1453]).

В стихотворении «Мы встретились с тобою в храме.» слово храм употребляется в качестве символического обозначения определенной фазы развития лирического сюжета:

Мы встретились с тобою в храме

И жили в радостном саду,

Но вот зловонными дворами

Пошли к проклятью и труду [Т. 2. С. 127].

Поэт в символической форме описывает свой путь от начала, тезы как «радостного сада», к антитезе - земной «проклятой» жизни. Сюжет стихотворения явно восходит к ветхозаветной истории изгнания Адама и Евы из рая. Система образов также заимствована из Библии: рай -«радостный сад», земная жизнь - «проклятая», в «трудах». Храм становится синонимом жизни в раю, исходного состояния мифопоэтической картины мира лирики Блока.

Слово храм, а также соответствующие слова-синонимы - собор, церковь - широко используются поэтом на протяжении всего творчества. Храм в его произведениях многоплановый, очень сложный символ, значение которого выявляется контекстом. Это и обитель Вечной Женственности, и вечная природа, и райский сад. Храм выступает центральным символом в описании человека как носителя божественного (человек как храм духа, души; имеющий храм в душе). Храм для писателя это и символ взаимоотношений человека с Богом, Завет, поиск которого есть дорога к храму. Также Блок создает символ храма как тезы, начального этапа лирического сюжета «трилогии вочеловечения». Кроме того, поэт широко употребляет синонимичные слову храм перифразы, благодаря чему в его произведениях образуются сложные содержательные планы с перекрестным символизмом, формируются новые грани авторского стиля.

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1991. Т. IV. С. 564.

2. Аверинцев С.С. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3 т. М., 1995. Т. 3.

3. Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем. В 20 т. М., 1997. Далее указ. только том и стр.

4. Игошева Т.В. Ранняя лирика А. Блока (1898-1904). Поэтика религиозного символизма. М., 2013. С. 361.

5. Булгаков С. Малая трилогия. М., 2008. С. 213.

6. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2000.

7. Александр Блок. Исследования и материалы. СПб., 1998. С. 46.

8. Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч. В 10 т. М., 2000. Т. 1. С. 90.

9. Фет А.А. Стихотворения. М., 2012. С. 394.

10. Соловьев Вл.С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. С. 10.

11. Блок А.А. Письма к родным. В 2 т. Л., 1927. Т. 1. С. 58.

Институт гуманитарных наук ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком