научная статья по теме ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 77, № 10, с. 921-926

БЫЛОЕ ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

Николай Константинович Рерих. 1921 г.

Одной из ярких страниц деятельности выдающегося русского мыслителя, учёного, художника, гуманиста Николая Константиновича Рериха (1874-1947) была разработка им документа, регламентирующего положение учреждений науки и культуры во время войны и мира. Этот документ лёг в основу подписанного 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне "Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников". Договор получил также название "Пакт Рериха". Его подписал 21 уполномоченный от всех американских государств при участии наблюдателей из европейских стран.

Вначале несколько слов о самом Н.К. Рерихе. Он родился в 1874 г. в семье известного нотариуса и общественного деятеля К.Ф. Рериха, принадлежавшего к древнему скандинавскому роду. После окончания гимназии Н.К. Рерих учился в Академии художеств (мастерская А.И. Куинджи) и в

Санкт-Петербургском университете (юридический факультет), где прослушал одновременно и полный курс историко-филологического факультета. В годы учёбы был принят в члены Императорского русского археологического общества.

В 1909 г. Н.К. Рериху было присвоено звание академика живописи. С 1906 по 1916 г. он работал директором Школы общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, которую ученики называли "Школой Рериха". Революция застала Н.К. Рериха и его семью в Финляндии, где он лечился от тяжёлой формы воспаления лёгких. В начале 20-х годов он был приглашён в Англию и позже в Америку для организации серии выставок, которые способствовали пропаганде русского искусства и культуры. Успех выставок помог Рериху развернуть в Америке огромную культурно-просветительную работу. Среди творческих начинаний Рериха этого периода были Институт объединённых искусств, Международный художественный центр и Всемирное объединение художников. Тогда же единомышленниками русского художника был создан в Нью-Йорке музей его имени. В 1923-1928 гг. Н.К. Рерих совершил научную экспедицию в Центральную Азию (северная часть Индии, китайский Туркестан, Алтай, Монголия, Тибет). Она существенно обогатила исследования русских путешественников XIX в. Был сделан ряд открытий, проливших свет на становление, взаимодействие и развитие культур Запада и Востока.

Начиная с 30-х годов Рерих стал готовиться к возвращению на родину. Он запросил у советского правительства визу, но ответа так и не получил. До своего последнего часа он оставался русским человеком, приумножая достижения русской культуры своим искусством, научной и общественной деятельностью, веря в лучшее будущее своей страны. Свои картины, рукописи, публикации, тысячи книг он завещал вернуть на Родину, что и было сделано его сыновьями. Н.К. Рерих состоял действительным членом десятков научных и культурных организаций по всему миру, был награждён высокими наградами России, Франции, Швеции. Он был представителем русской и мировой культуры за рубежом. Его многогранный талант проявил себя в живописи, истории, археологии, этнографии, философии,

литературе, педагогике. Н.К. Рерих был выдающимся путешественником и исследователем: в мировой истории нет аналогов его научной экспедиции в Центральную Азию и созданному впоследствии на её основе научному институту, в деятельности которого были обозначены пути синтетической науки будущего. Рерих был оригинально мыслящим теоретиком культуры и в то же время практиком, который умел претворять свои культурные идеи в жизнь.

Мысли Рериха о культуре, её непреходящих ценностях, призванных сыграть огромную роль в эволюционном продвижении человечества, нашли своё наиболее полное выражение в предложенном им Пакте в защиту культурного и научного достояния [1, 2]. Во время Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг. вопрос защиты культурных ценностей рассматривался в трёх статьях одобренного делегатами договора [3, ст. 27, 56; 4, ст. 5]. В 1929 г. Н.К. Рерих предложил заключить специальный договор для охраны культурных и научных ценностей. В статье I его проекта указывалось, что "исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон" [5, с. 514]. Они признавались объектами суверенитета "каждого из подписавшихся и присоединившихся государств независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений" [5, с. 515]. В начале военных действий и во времена мира, когда памятникам угрожает опасность разрушения, предполагалось, что над ними будет развеваться особый флаг, оповещающий о том, что они находятся под защитой. Этот флаг Рерих назвал Знаменем Мира.

Договором предусматривалась регистрация памятников и учреждений культуры и науки с целью их идентификации и сохранения противостоящими в войне сторонами. Кроме того, "уважением и покровительством" обеспечивались сотрудники этих учреждений, то есть хранители культурного наследия, - и это было впервые в международной правовой практике. В преамбуле договора, также впервые в сфере международных отношений, вводилось понятие "культурные ценности", которые объявлялись принадлежащими всему человечеству как его общее наследие. Такая постановка вопроса предполагала совместные усилия по их защите. Определение "культурные ценности" было дано в Заключительном акте Гаагской конвенции "О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта", принятом в 1954 г. Пакт предусматривал коллективную защиту памятников культуры и во время войны, и в мирное время и её организацию на уровне государств и правительств, а также вовлечение в ми-

ровое движение за культуру широких кругов общественности, привлечение внимания к человеку как творцу культуры, создающему наследие для будущих поколений. Договором было особо предусмотрено, что не подписавшие его изначально страны могут присоединиться к нему в любое время. В 1954 г. в Гааге на межправительственной конференции принятую на основе Пакта Рериха конвенцию "О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта" подписали несколько десятков стран, в том числе Советский Союз.

В многочисленных публикациях 30-40-х годов обращалось внимание на своевременность Пакта (он пронизан идеей мира), его уникальность (Пакт призывает к служению идеалам культуры), его мировой масштаб (Пакт предназначен для всех стран и народов). Пакт рассматривали как ключевое событие в истории, знаменующее собой наступление новой эры человечества, основанной на культуре, истине, гармонии и красоте [6]. В работах 70-90-х годов затрагивались в большей степени внутренние, глубинные истоки замысла, связанные с пониманием значения культуры как главной предпосылки, ведущей к осмыслению духовно-нравственной эволюции человечества.

Изучение Пакта в наше время расширяет представления об охране культурного наследия, утверждает понимание культуры прежде решения вопроса об охране её достижений. Он затрагивает охрану как материального, так и нематериального наследия, которое на современном языке определяется как "устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами" [7, с. 52], побуждает изучать это наследие и более активно использовать его в воспитательных, образовательных и просветительных целях.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ПАКТА

В начале XX в. Н.К. Рерих посетил почти 50 древнерусских городов. Он делал это по заданию Императорского русского археологического общества, членом которого был с 1896 г. В 18991905 гг. провёл археологические работы и исследования почти в 240 населённых пунктах. Тогда он говорил о необходимости повсеместной охраны памятников старины, о бережном к ним отношении и проявил себя неутомимым борцом за сохранение русских древностей, которые, по его мнению, утрачивали своё былое величие и красоту из-за некачественной реставрации, консервации, безразличия к ним местных властей. Н.К. Ре-

рих считал, что и в мирное время происходит непоправимое разрушение культурного наследия. Он назвал происходящее "тихими погромами", которые влекут за собой серьёзные последствия для будущего. Он отмечал с горечью, что "по всей России идёт тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно" [8, с. 42]. Н.К. Рерих один из первых выступил за составление реестра российских памятников археологии и архитектуры, доказывал необходимость каталогизации всех памятников древности, создания карт, в том числе и археологических, территорий, на которых располагались объекты культурного наследия. Он выдвинул в те годы ряд проблем, которые требовали незамедлительного решения: о качестве профессиональной реставрации исторических сооружений, сохранении "духа вещи" [9, с. 82]. Учёный был сторонником регламентации раскопок для предотвращения хищений предметов древности, создания музеев под открытым небом для пропаганды древнего искусства и культуры, говорил о сохранении исторических пейзажей и ансамблей, считал недопустимым искажение впечатления от памятника путём современной застройки, выступал за пробуждение в обществе уважительного отношения к древностям.

Деятельность Н.К. Рериха в области охраны и защиты исторического наследия была разноплановой. Он публиковал статьи и очерки, проводил научные исследования (обмеры, описания памятников, изучение надписей и стилей древнего искусства, фресковых изображений, знакомство с древней литературой и письменными источниками, связанными с памятниками). Н.К. Рерих создавал музей русского искусства, вносил предложения о сборе средств на исследования древних русских городов, в частности Новгорода и Киева. Во время его поездок по древним русским городам в 1903-1905 гг. он пришёл к мысли о необходимости общественной защиты русских древностей [10]. В первые десятилетия XX в. начали формироваться основные принципы будущего Пакта.

В начале Первой мировой войны Н.К. Ре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком