научная статья по теме ХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ТЕКИТКИ: ЖИВАЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУР В МЕКСИКЕ XVI В Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ТЕКИТКИ: ЖИВАЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУР В МЕКСИКЕ XVI В»

КУЛЬТУРА

В.Е.Баглай

Христианская архитектура и искусство текитки: живая связь культур в Мексике XVI в.

Статья посвящена изучению стиля текитки, характерного для Мексики XVI в. Основные источники исследования — памятники христианской архитектуры. Текитки рассматривается как искусство, включившее в себя элементы аборигенного, христианского и мавританского художественных стилей и форм. Цель статьи — показать отражение текитки в скульптуре, настенной живописи, обработке камня, а также сложный процесс взаимодействия христианского и индейского мировоззрений в первый век колонизации. После XVI в. собственно текитки сохраняется в народном творчестве, а образы индейского мира широко представлены в разных стилях и направлениях мексиканского национального искусства XVII—XXI в.

Ключевые слова: взаимодействие, взаимовлияние, европейская и индейская культовая архитектура, настенная живопись, скульптура.

Пребывание в Мексике несколько лет назад оставило в моей памяти не только впечатление о выдающихся и во многом пока еще загадочных, вызывающих восхищение и уважение своей грандиозностью древних архитектурных сооружений. Не только количеством и разнообразием витрин многочисленных сувенирных магазинов. До сих пор своего рода ориентиром в этой живописной картине мексиканских впечатлений является фигура пожилого индейца, встреченного в археологической зоне Тулы (древний Толлан). Чем-то удивительно напоминающий не самых богатых наших стариков, он робко подошел к группе с предложением купить сувениры, изготовленные явно кустарным способом. Плата за небольшую копию характерных для этой зоны «атлантов» явилась скромным, но законным вознаграждением индейцу за знакомство посетителей с прошлым его предков, сохранившимся не только в виде древних памятников, но и специфических проявлений мексиканского национального художественного творчества.

Валентина Ефимовна Баглай — доктор исторических наук, профессор кафедры этнографии народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусств (baglayvalent@yandex.ru).

4 Латинская Америка, № 10

81

Нет необходимости доказывать выдающееся место, которое занимает искусство Мексики в мировой культуре. Это касается и хорошо известной в России мексиканской монументальной живописи. Тем не менее актуальным остается ответ на вопрос о корнях этого искусства, его национального своеобразия, узнаваемости, в том числе с учетом отражения в нем древних художественных традиций. Мексиканское искусство сформировалось на основе объективного взаимодействия индейской и европейской традиций, начиная с их самых первых контактов в XVI в. Механизмы и формы таких контактов в указанный период представляют особый интерес.

Первые художественные усилия колониальных властей (с учетом политики христианизации) проявлялись в возведении храмов и монастырских комплексов. Из-за отсутствия специалистов, испанцы с самого начала привлекали коренных жителей. Для подготовки нужных кадров они организовали школы, прежде всего для детей местной индейской элиты. В этих заведениях обучали не только грамоте, но и готовили мастеров, настоящих умельцев со специальными художественными навыками, знанием европейских технологий. Речь идет о кузнецах, плотниках, каменотесах, скульпторах, художниках, портных, ткачах, ювелирах и др.1. При этом важно подчеркнуть, что до появления европейцев коренные народы были знакомы с большинством перечисленных видов мастерства (конечно, на определенном уровне). Они владели и собственными уникальными технологиями, например, искусством работы с перьями тропических птиц.

Как известно, вместе с испанским завоеванием в XVI в. начинается становление мексиканского национального искусства на основе постоянного и сложного взаимодействия местных и привнесенных традиций. В результате этих процессов, развивавшееся в XVI в., раннеколониальное искусство Мексики приобрело ряд специфических особенностей, в которых сочетались различные представления, стили и символы двух культур — европейской (испанской)и индейской.

Доиспанская художественная традиция пронизана всеобъемлющим влиянием аборигенных верований. В новых исторических условиях индейские мастера освоили христианские идеи, а также некоторые европейские (испанские) художественные мотивы, конструкции. Однако в раннеколони-альный период во многих случаях, что естественно, местное население интерпретировало и реализовывало европейские архитектонические и декоративные элементы в соответствии со своим дуалистическим индейско-христианским мировосприятием, нередко на основе собственных технологий2.

Следствием указанных процессов стало формирование нового художественного качества изделий и сооружений, которые отличались как от собственно индейских образцов, так и испанских. Правда, это продолжалось менее ста лет. И хотя есть отдельные примеры этого стиля и в XVII в., в наиболее яркой и оригинальной форме он представлен в колониальном искусстве именно XVI в. Его присутствие обнаруживается в первую очередь в центральных и южных районах Мексики. Это искусство наглядно проявилось главным образом в религиозной архитектуре штатов Мехико, Пуэбла, Ми-чоакан, Халиско, Идальго. Однако, исследователи находят его следы и в других районах, например, в Oaxaке и Чьяпасе.

Но каковы конкретные особенности, признаки, черты этой художественной традиции? Прежде всего, она не выработала самостоятельных ар-

а. б. в, г.

Илл. 1. Герб монастыря в г. Аколмана. Слева направо: оригинал, прорисовка, изображение топонима в кодексах, вариант современного изображения герба

хитектурных форм: основой были европейские аналоги и традиции в их испанском преломлении и варианте. После испанского завоевания на месте древних индейских поселений и святилищ по сходному прямоугольному плану стали создаваться новые города с главной площадью в центре и жилыми кварталами.

Как уже указывалось, одними из первых в Новой Испании стали возводиться храмы и монастыри, иногда укрепленные, с закрытыми внутренними дворами и галереями . В основе религиозной архитектуры Мексики — европейские образцы, но в них есть и местные элементы. В мексиканской архитектуре XVI в. это так называемый атриум — закрытое с четырех сторон пространство монастыря, с открытой галерей по внутреннему периметру двора и открытыми часовнями, пределами. Описанная архитектура действительно напоминает античные атриумы.

Такая архитектурная структура была обусловлена особенностями религиозной службы в раннеколониальный период. В доиспанской традиции обряды проводились на открытом воздухе. Во время христианского богослужения индейцы, что привычно для них, собирались во дворе вокруг специально воздвигаемых от одного до трех метров высотой крестов. Кроме того, первые храмы были небольшими и не могли вместить всех неофитов. Наконец, какое-то время индейцам было запрещено во время службы находиться внутри собора вместе с европейцами. Во время религиозного шествия, которое возглавлял священник, делались остановки у часовен, и священнослужитель обращался к верующим с соответствующей поводу проповедью. В этих строениях находилась подходящая случаю религиозная атрибутика, но войти туда во время службы мог только священник. Многочисленные примеры подобной религиозной архитектуры XVI в. — монастыри в Колпане, Уэшотцинго, штат Пуэбла.

Специфику этому этапу в истории мексиканской раннеколониальной художественной культуры придавали также сопровождающие европейскую архитектурную основу декоративное оформление, скульптура, мелкая пластика на религиозную тематику с наполнением в виде декоративных элементов на основе местных мотивов. Это касается специфического орнамента, причем, не только геометрического, но и зооморфного (пред-

4* 83

Илл. 2. На рисунке из кодекса обозначены четыре направления света с изображением центрального божества; внутри каждой из сторон — «древо жизни и пара богов (слева). Справа — прорисовка знаков креста из настенной росписи кодексов (Борджиа, Флорентийский и Бурбонский; роспись из Теотиуакана)

ставлены образы аллигатора, кролика, орла и других местных птиц), а также фитоморфного (листья, цветы, плоды ананаса, кукурузы, какао, агавы и др. растений). Важно отметить и то, что в раннеколониальном искусстве Мексики XVI в. отразились и региональные особенности.

Прежде, чем были определены эти и другие основные особенности колониального искусства XVI в., исследователи должны были обратить на них внимание и выделить как самостоятельный предмет исследования. Поэтому изучение данного этапа развития колониального искусства имеет свою историю. Внимание на его особенности с точки зрения истории искусства было обращено только в 40-е годы XX в. Первые исследования предлагали разные названия с небольшими отличиями по смыслу: это — искусство платереско или индейское платереско, органичной частью которого был «мудехар». Невозможно понять специфику колониального искусства Мексики XVI в. не напомнив, в самых общих чертах, особенности этих стилей архитектуры Испании XVI в.

Известно, что мудехары (исп. единственное число mudëjar, от араб. му-даджан — «прирученный», «домашний»; «получивший разрешение остаться», «вассал», «данник», «тот, кто платит дань», «тот, кто несет повинности») — это мусульманское население Испании, оставшееся здесь после Реконкисты. Какое-то время оно подвергалось ограничениям по этническому признаку. Стиль мудехар — это название художественного явления в Испании XII—XVI вв. Оно нашло отражение в архитектуре и декоративном искусстве (как монументальном, так и прикладном). Этот стиль, создававшийся мусульманскими и христианскими мастерами, адаптировал элементы мавританского искусства. Речь идет о сохранении и использовании в испанской архитектуре арки подковообразной формы; особого свода, в план которого заложена звезда; кессоны в качестве архитектурного элемента (иногда с резьбой и росписью) как черты стиля артесонадо*; узорча-

* Кессоны в испанской архитектуре стали использоваться в стиле артесонадо (исп. artesonado — кессонированный) с XV в. в результате влияния мавританской архитектуры.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком